Тема 8. Имидж делового человека.
Имидж как средство делового общения.
При высокой конкуренции на рынке труда недостаточно быть квалифицированным специалистом — необходимо создать собственный привлекательный имидж.
Под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы».
Имидж — это набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с индивидуальностью. Личность, как сконструированный образ, может обладать практически любыми заданными характеристиками, соответствующими ожиданиям окружающих.
Понятие «имидж» синонимично понятию «персонификация», но оно включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные.
Создание имиджа — дело тонкое. Можно говорить, что имидж — это произведение искусства очаровывать. Некоторым людям это даровано от природы. Но внешними данными еще надо уметь распорядиться. Проводя эксперименты, психологи не раз убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми судят о незнакомых людях по их внешности. Поэтому для многих бизнесменов и политиков их внешний вид перестает быть только собственной заботой, и они обращаются по таким вопросам к соответствующим специалистам.
Специалистам хорошо известны все слагаемые человеческого обаяния. Так, В. М. Шепель в этот список включает следующие:
Внешняя привлекательность;
Склонность к общению и лидерству;
Легкая адаптация к новым условиям;
Умение сохранить уверенность в кругу незнакомых людей;
Терпимость к инакомыслию;
Психологическая андрогиния (наличие у человека психологических качеств, присущих противоположному полу).
Исследователи политического имиджа считают, что его составляющими являются следующие характеристики:
Персональные;
Социальные;
Символические.
К персональным характеристикам относятся физические, психофизиологические особенности, характер человека, тип личности, его индивидуальный стиль принятия решений и т. д.
Многие специалисты уверены в существовании некоего качества, которое делает личность неотразимой в глазах других. К. Лебон назвал это качество «обаянием»; В. Вебер — «харизмой». По мнению В. М. Шепеля, обаяние человека складывается из следующих факторов:
Хорошего вкуса;
Явной одухотворенности;
Видимого всем благородства.
Качества личного обаяния можно разделить на три блока:
1. Природные качества:
Коммуникабельность;
Эмпатичность — способность к сопереживанию;
Рефлексивность — способность понять другого;
Красноречивость — способность воздействовать словом.
2. Качества, привитые образованием и воспитанием:
Нравственные ценности;
Психологическое здоровье;
Владение набором психологических умений — поддерживать беседу, произносить речи, избегать конфликтов и т. Д.
3. Качества, обретенные в жизненном и профессиональном опытах.
В отечественной литературе выделяют три возможных подхода к имиджу:
Функциональный (имиджи классифицируют по их функционированию);
Контекстуальный (имиджи подразделяют в зависимости от контекста);
Сопоставительный (в основу положено сравнение близких имиджей).
При функциональном подходе различают следующие имиджи:
Зеркальный — имидж, соответствующий нашему представлению о себе;
Текущий — наш имидж на взгляд со стороны;
Желаемый — имидж, который мы стремимся себе создать;
Корпоративный — имидж организации в целом, а не ее отдельных подразделений;
Множественный — имидж, который образуется из ряда имиджей независимых структур;
отрицательный — наш имидж, создаваемый оппонентом, соперником, противником.
При контекстуальном подходе имидж классифицируется по социальному контексту, в который вписана личность.
Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых характеристик, например, двух лидеров. Их можно сопоставлять по степени компетентности, интеллигентности, готовности к силовому решению и т. д.
Чаще всего выделяют идеальный, первичный и вторичный имиджи.
Идеальный имидж — усредненное представление людей о качествах желаемого лидера. Идеальный имидж никогда не может быть создан.
Первичный имидж — представление о конкретном человеке, личности, субъекте деятельности, сформированное по результатам первичного знакомства с ним.
Вторичный имидж — отражение в сознании электората компромисса между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяет идеал, и желанием избежать лидера, образ которого в наибольшей степени противоречит идеальному представлению.
Ядро имиджа должно соответствовать ожиданиям людей. Структуру ядра первичного имиджа образуют три «базовых» элемента:
внешняя (поведенческая) направленность личности;
внутренняя ориентация личности;
иерархия временных «Я» личности.
Имидж — это многогранный феномен, поскольку, с одной стороны, на человека воздействует множество факторов, а с другой — человек привык оперировать сложными структурами. При этом имидж должен соответствовать ожиданиям окружающих. В связи с этим необходимо знать его структуру.
В основу формирования имиджа могут быть положены следующие приемы:
многократное повторение;
непрерывное усиление воздействия;
«двойной вызов».
Использование многократного повторения основано на старой, но верной аксиоме: хорошо запоминается то, что часто повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое своим. А многократное повторение побуждает к действию.
Непрерывное усиление воздействия — это накопление логических или эмоциональных аргументов. Постепенное их усиление воспринимается более благоприятно, чем взрывное, так как человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации. Если информация переходит порог возможного, то происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающего информационного потока.
Использование «двойного вызова» основано на том, что сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознанием.
Между имиджем и обыденным сознанием существует своеобразная связь: имидж выступает как символ, как набор сигналов. И эти сигналы (зрительные и слуховые) прежде всего вызывают простейшие эмоции. У одного человека «символ» лишь «запускает» интеллект, у другого — сразу формирует впечатления. Чем они ярче, тем меньше тратится усилий на осмысление увиденного и услышанного. И эти усилия вообще сводятся к нулю, когда некто искусен в вызове ярких впечатлений.
Создавая имидж, необходимо помнить и о таком феномене, как эмоциональная память. В ней присутствует и генетическая информация. Особенно активно она формируется в первые пять лет жизни; она удивительно устойчива, представляя собой целые блоки зрительных и звуковых символов. Вызов их из памяти вызывает у человека эмоциональные переживания. И тому, кто сумел свой привлекательный образ заложить в эмоциональную память людей, очень просто закреплять его там.
Зная некоторые закономерности формирования имиджа, можно говорить о том, какие мини-технологии должен освоить каждый работник, чтобы создать свой эффективный и достойный имидж.
Существует несколько технологий создания имиджа; есть, например, технологии создания имиджа для начинающих и для обогащенных собственным опытом. В специальной литературе описано множество соответствующих технологий.
В. М. Шепель, например, считает, что создание имиджа — это последовательное исполнение шести мини-технологий. К ним относятся:
подтверждение стартовых условий освоения технологии;
«строительство» внешности;
«коммуникативная механика»;
«флюидное излучение»;
отработка риторических приемов;
сведение всех мини-технологий в одно целое.
Имиджмейкер Л. Браун строит свою технологию создания имиджа, учитывая сильно возросшую в последние десятилетия роль СМИ
В связи с этим она предлагает при формировании имиджа положить в его основу следующие факторы:
внешний вид;
голос;
публичные выступления;
общение с представителями прессы;
поведение перед телеэкраном;
поддержание постоянной формы.
Программу формирования имиджа можно условно подразделить на пять этапов:
Изучение себя (надо объективно оценить свои внешние данные).
Определение цветовой гаммы имиджа.
Психологический портрет во внешнем облике (характер, темперамент, внутренний мир личности).
Приведение имиджа в соответствие с той социальной ролью, которую избирают.
Выбор и создание прически и макияжа (свой облик можно успешно менять).
На основе изучения соответствующей литературы можно предложить следующую технологию формирования имиджа, включающую шесть этапов:
Определение стартовых условий — задач, подготовленности человека.
Создание внешности (подбор одежды, макияжа, прически, жестов, походки, мимики).
Отработка коммуникативной механики (на этом этапе необходимо совершенствоваться в искусстве публичных выступлений, ведении переговоров и бесед).
Овладение эффекгивной поведенческой техникой.
Изучение законов ортобиоза (т.е. здорового образа жизни, невозможного без рационального питания, систематических занятий спортом, освоения методов снятия напряжения и расслабления).
6. Совершенствование профессионализма.
Считается, что люди судят о нас по впечатлению, которое мы производим на них в первые пять-семь секунд знакомства, что нашло отражение в старой поговорке «по одежке встречают». Теперь «одежка» означает и костюм, и макияж, и походку, и мимику, и жесты.
Одежда, мимика, жесты, походка очень многое передают непосредственно в подсознание собеседника независимо от его желания, т. е. визуальное воздействие имиджа происходит как «двойной вызов» — на уровнях сознания и подсознания.
Освоение способов делового общения обеспечивает наибольший успех. К ним прежде всего относится умение создать благоприятный психологический климат, производить хорошее впечатление о себе и выбирать линию поведения.
Важно обратиться к собеседнику по имени и как можно более непринужденно, давая понять, что его имя для вас значит многое: известно, что слушателя зачастую больше интересует он сам, чем его окружение.
Доверительное взаимопонимание обеспечивается выполнением некоторых правил, которые призывают:
сокращать физическую и социальную дистанцию; приветствовать собеседника улыбкой, доброжелательным взглядом и крепким рукопожатием;
постоянно высказывать желание понять собеседника;
сразу же показывать, что вы оценили деловые качества собеседника, выразить заинтересованность в продолжении ваших взаимоотношений;
выражать собственные чувства, учитывая эмоциональное состояние собеседника;
вести себя уверенно, спокойно и доброжелательно, но без излишних уступок;
поддерживать собеседника эмоционально.
Мы рассмотрели все технологии создания имиджа. Безусловно, набор их может меняться, а содержание — дополняться.
Предложенный набор можно расширить введением дополнительных технологий: технологии общения с представителями прессы, тренингов личностного роста, правил выступлений на телевидении и др.
- Тема 5. Психологические особенности публичного выступления
- Подготовка к выступлению
- Начало выступления
- Как завоевать и удержать внимание аудитории
- Как завершить выступление
- Культура речи делового человека
- Тема 5. Невербальные особенности в процессе делового общения
- Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
- Проксемические особенности невербального общения
- Визуальный контакт
- Психологические и паралингвистические особенности невербального общения
- Тема 6. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности.
- Из истории происхождения спора
- Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Классификация видов спора.
- Культура спора
- Психологические приемы убеждения в споре
- Тема 7. Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы.
- Причины и последствия конфликтов
- Стрессы и стрессовые ситуации
- Тема 7. Деловая этика и общие этические принципы делового общения.
- Тема 8. Имидж делового человека.
- Что такое имидж?
- Модели поведения
- Телесный имидж
- Внешний вид
- Тактика общения