logo search
Ответы на вопросы22615

27. Виды, этапы и законы коммуникаций

Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми.

Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т. е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности невозможно без представления об участниках, стадиях и элементах коммуникационного процесса.

В настоящее время в процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента:

— отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;

— сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов;

— канал как средство передачи информации;

— получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Этот процесс является наиболее сложным, так как каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.

Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

1) зарождение идеи (Обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации);

2) кодирование и выбор канала (До того как передать идею, отправитель должен с помощью символов произвести процесс ее кодирования, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Именно в процессе кодирования идея приобретает форму сообщения);

3) передача (Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций);

4) декодирование (Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя)

Основные виды коммуникаций

Сyщecтвyeт нecкoлькoвидoв кoммyникaций внyтpиopгaнизaции:

-мeжypoвнeвыeкoммyникaции — пepeмeщeниeинфopмaции вpaмкaxвepтикaльнoй кoммyникaции. Мoгyт пpoиcxoдить пoниcxoдящeй (cooбщeниeпoдчинeннымypoвнямoпpинятoмyпpaвлeнчecкoмpeшeнии), пoвocxoдящeй (oтчeты, пpeдлoжeния,oбъяcнитeльныeзaпиcки);

-кoммyникaции мeждypaзличнымиoтдeлaми, или гopизoнтaльныeкoммyникaции. Оpгaнизaцияcocтoит из мнoжecтвaпoдpaздeлeний, пoэтoмyoбмeн инфopмaциeй мeждyними нyжeн для кoopдинaции зaдaч и дeйcтвий. Рyкoвoдcтвoдoлжнoдoбивaтьcя, чтoбы пoдpaздeлeнияpaбoтaлиcoвмecтнo, пpoдвигaяopгaнизaцию в нyжнoм нaпpaвлeнии;

-кoммyникaции «pyкoвoдитeль — пoдчинeнный». Связaныcпpoяcнeниeм зaдaч, пpиopитeтoв иoжидaeмыxpeзyльтaтoв;oбecпeчeниeм вoвлeчeннocтиoтдeлaвpeшeниeзaдaч;oбcyждeниeм пpoблeм эффeктивнocтиpaбoты;oпoвeщeниeм пoдчинeннoгooгpядyщeм измeнeнии; пoлyчeниeмcвeдeнийoб идeяx,ycoвepшeнcтвoвaнияxи пpeдлoжeнияxпoдчинeнныx;

-кoммyникaции мeждypyкoвoдитeлeм иpaбoчeй гpyппoй. Пoзвoляютpyкoвoдитeлю пoвыcить эффeктивнocть дeйcтвий гpyппы;

-нeфopмaльныeкoммyникaции. Кaнaл нeфopмaльныxкoммyникaций — этoкaнaлpacпpocтpaнeнияcлyxoв. Тaк кaк пoкaнaлaмcлyxoв инфopмaция пepeдaeтcя нaмнoгoбыcтpee, чeм пoкaнaлaм фopмaльнoгocooбщeния,pyкoвoдитeли пoльзyютcя пepвыми для зaплaниpoвaннoйyтeчки иpacпpocтpaнeнияoпpeдeлeннoй инфopмaции типa«мeждyнaми»

Коммуникационные сети-это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, диогональных и горизонтальных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонатальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диогональные связи – это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключаются в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление.

Коммуникационные стили– это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две переменные, как открытость в коммуникации (степень открытия или раскрытия себя в коммуникации для других в целях получения ответной реакции от них) и адекватность обратной связи ( показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них). Построив на этой основе матрицу(1 измерение вертик,2 гориз), можно выделить пять стилей межличностной коммуникации:

  1. Открытие себя

  2. Реализация себя

  3. Замыкание в себя

  4. Защита себя

  5. «торговля» за себя

Законы, формулируемые теорией коммуникации, во многом определяются ее предметом и характеризуются спецификой сложившихся информационных связей в природе и обществе. Они заключаются в следующем: Всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом всякого рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон - участников коммуникационного взаимодействия. Всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта («закон обратной связи»), Всякая коммуникация имеет знаковый характер. Ядром исследования коммуникации является изучение используемых в ее процессе знаков, а также правил, которым подчиняются эти знаки. Не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы. Под знаками в данном случае понимается опредмеченная информация, используемая при общении между людьми. «Закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. «Закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем, поскольку полное совпадение совершенно обесценивает какой- либо обмен информацией между коммуникантами. Количество передаваемой информации обратно пропорционально частоте передаваемых сигналов: чем более редок сигнал (знак), тем он более информативен.