81. Влияние на коллектив стиля руководителя
Удовлетворенность работой, наряду с качеством профессиональной деятельности, отражает состояние системы человеческих ресурсов. Удовлетворенность работой определяется разными авторами в контексте различных психических феноменов, например, как оценочное отношение человека к деятельности, проявляющееся в эмоциональных состояниях, установках, способное выступать мотивом деятельности. Удовлетворенность работой рассматривается и как эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы. Из всех факторов, влияющих на удовлетворенность работой, следует выделить личную мотивацию. Но, прежде всего мы должны уяснить, что же представляет собой термин “мотивы”. Здесь напрашивается довольно простое определение: мотивы есть побудительные моменты, управляющие нашими поступками. У каждого есть свои побудительные моменты. Психолог Шонпфлуг выразил это в более широкой формулировке: “Когда восприятие и мышление, поступки и познание выливаются в форму координированных действий и за этим начинает проступать образ целостной личности, то объяснение следует искать в индивидуально окрашенном и последовательном действии мотивов и эмоциональных восприятий”. Как видно, наряду с мотивами наблюдается и апелляция к чувствам, так же выступающим в качестве движущей, активизирующей силы. Если мы обратимся к классификации мотивов, то можно составить следующую классификацию: -физиологические потребности; -потребность в защите/безопасности; -потребность в любви/причастности; -потребность в признании/результатах; -потребность в самовыражении. Помимо собственных целей, для достижения производственных мы можем и должны использовать не только собственные мотивы, но и мотивы работающих рядом. Например, работник с готовностью остается после работы помогать своему молодому товарищу осваивать сложную для него операцию. Возможны различные причины этого: - “болеет” за коллектив и интересы дела; - опасается, что его недолюбливают товарищи, и хочет понравиться им; - любит учить других и показывать свою компетентность; - не знает, куда деться после работы; - хочет помочь работникам из-за личной симпатии и т.д. Таким образом, знание мотивации – ключ к пониманию поведения человека и возможности воздействия на него. О каких же мотивах идет речь? Прикладная психология разделяет: 1. Мотиваторы: признание, положительный результат, цель как таковая, грамотный руководитель, самостоятельность, заработок, хороший коллектив, информированность, четкая постановка задач и др. 2. Демотиваторы: критика, отсутствие признания, некомпетентный руководитель, неинформированность, перегруженность, неудачи на работе, неясность целей, и др. Перечисленные мотиваторы однозначно свидетельствуют о том, что в отношении с мотивацией сотрудников решающую роль играет удовлетворенность работой и результатами своего труда, так же возможность самовыражения. Интерес к работе во многом определяется не только ее содержанием, но и организацией труда, методами управления и степенью влияния работника на производство (инициатива, самостоятельность, участие в принятии решения). Не нужно, однако, забывать, что заработок, оплата труда так же играют мотивирующую роль. Мотивируют как труд, так и стремление к достижению успеха, т.е. не только духовные, но и материальные ценности. Материальная заинтересованность – один из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности, однако учитывать его необходимо осторожно, т.к. этот стимул хоть и является очевидным, но как показывает опыт, “срабатывает” далеко не всегда. Например, молодые работники, не имеющие своей семьи и профессионально не определившиеся, могут больше высокого заработка ценить возможность иметь свободное время; пожилые ориентированы на улучшение условий труда, снижение его напряженности даже в ущерб заработку. Психологи и социологи предлагают систему факторов, определяющих чувства удовлетворенности работой: 1.Рабочая среда. Нет никаких сомнений, что обстановка, в которой выполняется работа, может существенно влиять на отношение и энергию работников. Это значит, что организации стоит вкладывать время, ресурсы и заинтересованность в создание такой обстановки, которая содействовала бы достижению ее задач и отвечала бы потребностям занятых. 2.Вознаграждение. Оно включает в себя зарплату, прочие выплаты, выходные дни и дополнительные льготы. Дополнительные льготы получили в последние годы широкое распространение. Мы видим, как компания предлагает многие из следующих выгод, обычно имеющих для служащих большие ценности, чем эквивалентный объем заработка: жилье, личное медицинское страхование, страхование жизни и от несчастных случаев, оплаченное питание, возможности для развлечения, бесплатные товары, предоставление одежды, проведение диспансеризации и лечения, программа участия в прибыли, низкопроцентные кредиты, возмещение затрат на образование, загородные выезды для служивших и их семей, социальные функции. 3.Безопасность. Люди редко дают максимум возможного в атмосфере отсутствия безопасности. Трудно ждать продуктивной работы от сотрудников бюджетной организации, финансирование которой постепенно сокращается и в любой момент может совсем прекратиться. Люди так же боятся утратить свое положение или потерять уважение, которое испытывают к ним другие. 4.Личное развитие и профессиональный рост. Один из наиболее эффективных способов увеличить вклад людей в работу организации заключается в оказании помощи их личному развитию. Развитие и опыт не разделимы, и, хотя тренировка и обучение могут оказаться полезными, невозможно найти замену возрастающей ответственности и новому опыту. Обратная связь с работой не отделима от развития людей, и она может быть сильнейшим мотивом для еще больших достижений. 5. Чувство причастности. Большинству людей нравится ощущение полезности их работы, и они хотят чувствовать себя частью организации, которая их нанимает. В некоторых организациях довольно открыто доводят до служащих информацию, что помогает им понимать происходящее. Однако в других, кажется, делают все, чтобы как можно дольше держать своих служащих в неведении, поскольку чувство причастности – это двухсторонний процесс, необходимо интересоваться мнениями, суждениями и взглядами работников. Подчиненные считают, что рядом с ними должны находиться компетентные руководители и хорошие коллеги, они хотят быть информированы, и ясно представлять себе поставленные перед ними задачи. Руководитель должен вырабатывать цели и задачи вместе с сотрудниками и анализировать зоны ответственности каждого за их выполнение. Чем больше сотрудник имеет возможность участвовать в выборе и постановке цели, тем меньше требуется усилий для их убеждения в дальнейшем. 6. Интерес и вызов. Стремление добиться, значительных результатов широко распространено во многих организациях. Большинство людей ищут такую работу, в которой содержался бы “вызов”, которая требовала бы мастерства и не была бы слишком простой. Само содержание работы может взбодрить работников. К несчастью, очень многие виды работ скучны и не предъявляют особых требований. Даже явно исполнительские виды деятельности могут быть перестроены так, чтобы они приносили больше удовлетворения. Если сложившаяся на работе ситуация удовлетворяет потребности работника, открывает перед ним возможности самореализации, для него характерна удовлетворенность своей работой, которая в значительной степени определяет эффективное трудовое поведение. С того самого момента, когда впервые было определено различие между авторитарным стилем и стилем, сосредоточенным на человеке, начались дебаты: что же лучше. Аргументы обоих лагерей множественны и разнообразны, но можно свести их к нескольким существенным различиям в подходе к определению оптимального способа достижения удовлетворенности работой. Сторонники авторитарный и ориентированного на работу метода утверждают, что: Авторитарный стиль руководства более эффективны, так как подкрепляют единоличную власть руководителя и тем самым увеличивают его или ее возможности влиять на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации. Сторонники демократичного, ориентированного на человека стиля руководства считают, что, если не приять во время меры, то власть исполнителя может увеличиться до такой степени, что подорвет влияние руководителя и создаст в организации дополнительные проблемы. Ориентированный на человека подход обеспечивает максимальную производительность потому, что люди, непосредственно выполняющие работу, более всех способны перестроить ее таким образом, чтобы добиться наибольшей эффективности и увеличить удовлетворенность сотрудников. Те, кто считает что демократический или ориентированный на человека стиль руководства всегда предпочтительней, чем авторитарный, исходят из того, что между удовлетворенностью и производительностью существуют причинные отношения. Они рассуждают так: Стиль руководства - Влияет на удовлетворенность - Влияет на качество работы организации. Существо их утверждения состоит в том, что демократичный стиль, если его правильно применять, всегда повышает степень удовлетворенности, а большая удовлетворенность всегда ведет к высокой производительности труда. В ситуации, где исполнители действуют на уровне более низких потребностей, демократичный стиль руководства может снизить степень удовлетворенности. Однако участие работников в принятии решений, как правило, оказывает положительное влияние на удовлетворенность большинства сотрудников, находящихся более высоком иерархическом уровне, чем рабочие. Отмечались также случаи, когда этот стиль был успешны и по отношению к малоквалифицированным рабочим.
- 1. Философия управления персоналом, принципы управления.
- 2. Сущность и принципы организации управленческого труда
- 3. Понятие функции управления и функциональное разделение управленческого труда
- 4. Факторы, социальной среды организации.
- 5. Сущность и виды планирования, специфика стратегического планирования.
- 6. Организационные структуры управления.
- 7. Проектирование структуры управления
- 8. Мотивация как функция управления. Мотивационные теории управления персоналом
- 9. Цель, объекты и принципы контроля в управлении. Предварительный, текущий и заключительный контроль.
- 10. Методология и организация процесса разработки и принятия управленческого решения.
- 11. Управление социальным развитием организации и персонала.
- 12. Основные направления гуманизации труда
- 13. Психика и сознание человека в системе управления персоналом организации
- 14. Эффективность управления, порядок и критерии его оценки
- 15. Классификация методов управленческого воздействия. Социально-психологическая группа методов в управлении персоналом
- 16. Классификация методов управленческого воздействия. Экономическая группа методов в управлении персоналом
- 17. Классификация методов управленческого воздействия. Административная группа методов в управлении персоналом
- 18.Стили управления, деловые и личностные качества управленца
- 19.Управленческое общение: сущность и специфика
- 20.Целеполагание, экономические, производственные, социальные, психологические, идеологические и духовные цели управления
- 21. Сущность и правила переговорного процесса. Методы проведения переговоров
- 22.Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
- 23.Лидерство и власть. Типы лидеров.
- 24.Сравнительный анализ стилей управления.
- 25.Организационная (корпоративная) культура. Социально-психологический климат коллектива.
- 26. Управление командой в организации.
- 27. Виды, этапы и законы коммуникаций
- 28.Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность.
- 29.Управление конфликтами. Позитивные и негативные функции конфликта
- 30. Структура и характеристика объектов конфликта
- 31. Основные методы исследования конфликтов
- 32.Организационно-управленческие конфликты как разновидность конфликта в социальной сфере
- 33. Типология переговоров, специфика деловых переговоры.
- 34. Основы кадровой политики в организации.
- 35. Условия, охрана и безопасность труда как факторы внутренней социальной среды организации
- 36.Типы конфликтных личностей и их поведенческие характеристики
- Типы конфликтных личностей
- 37.Характеристики развития школ управления персоналом в хх веке
- 38. Профессиональная и социальная адаптация в коллективе
- 39. Личность в организации. Основные подходы к исследованию, формированию и развитию личности
- 40. Природа, классификация и стадии развития групп в организации.
- 41.Групповые процессы, групповая динамика и ее характеристики
- 42.Понятие власти и ее разновидности. Влияние в организации.
- 43. Структура и содержание организационной культуры.
- 44.Понятие безработицы и характеристика ее основных форм
- 45. Безработица, ее взаимосвязь с социальной напряженностью и политической нестабильностью общества
- 46. Социальная защита населения. Социальные гарантии и компенсации
- Она включает в себя:
- 47.Служба занятости рф и ее функции
- 48.Рынок труда, использование трудовых ресурсов общества
- 49. Организационное поведение работников. Общая и дифференцированная классификация оснований организационной власти.
- 6 Оснований власти:
- 50.Деловое общение, механизмы межгруппового и межличностного общения
- 51. Деловые и личностные качества личности руководителя
- 52.Оценка деятельности персонала. Аттестация.
- 53.Документы по персоналу и документирование движения личного состава организации
- 54. Организация кадрового учета, кадровая документация по учету персонала
- 55. Регулирование и разрешение социальных конфликтов в организациях
- 56.Обеспечение качества трудовой жизни работников
- 57. Психодиагностика характерологических особенностей личности
- 58. Персональные данные. Законодательство в области защиты персональных данных.
- 59.Работа с персоналом в условиях нововведений.
- 60. Номенклатура дел кадровой службы организации
- 61. Планирование карьеры персонала
- Планирование деловой карьеры
- 62. Управление развитием карьеры подчиненных.
- 63.Методы и виды поощрения.
- 64. Социальный пакет, система неденежных поощрений
- 65.Структура управления персоналом организации
- 66.Оценка персонала, организация и проведение аттестации кадров
- 67. Показатели оценки эффективности (неэффективности) работы коллектива
- 68.Особенности управления женским персоналом.
- 69.Особенности управления малыми группами
- 70. Управление обучением персонала, переподготовка кадров
- 71. Трудовая миграция в рф, рекрутинговые структуры
- 72.Практика развития персонала в коммерческих организациях.
- 73.Пути повышения профессиональной компетентности персонала.
- 73. Современные технологии оценки персонала при приёме на работу.
- 74. Управление развитием персонала. Кадровый резерв организации.
- 75. Управление обучением персонала. Требования к учебным программам по повышению квалификации.
- 76.Трудовые отношения на основе нового закона о труде. Основные кадровые документы
- 77.Технологии оценки персонала организации
- 78. Управление обучением персонала, повышение квалификации кадров
- 79.Современные проблемы управления персоналом.
- 80.Характеристика содержательных теорий мотивации
- 81. Влияние на коллектив стиля руководителя
- 82.Управление персоналом кризисного предприятия.
- 83.Кадровый резерв организации, планирование и методы работы
- 84.Нормативно-правовая база рф по работе с персоналом организации
- Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
- 85.Роль и задачи инспекций по труду
- Часть 2 ст. 355 тк рф определяет круг первоочередных задач федеральной инспекции труда и ее органов на местах.
- 86. Сущность, основные понятия управления персоналом, объект и предмет управления
- 87.Управление и самоуправление в системе рыночных отношений
- 88. Понятие качества трудовой жизни, Удовлетворение работника своим трудом
- 89. Кадровое документирование. Личное дело работника.
- 90. Порядок организации защиты персональных данных