27. Виды, этапы и законы коммуникаций
Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т. е. сообщения. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности невозможно без представления об участниках, стадиях и элементах коммуникационного процесса.
В настоящее время в процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента:
— отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
— сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов;
— канал как средство передачи информации;
— получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Этот процесс является наиболее сложным, так как каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.
Указанные взаимосвязанные этапы таковы:
1) зарождение идеи (Обмен информацией начинается с формирования идеи или отбора информации);
2) кодирование и выбор канала (До того как передать идею, отправитель должен с помощью символов произвести процесс ее кодирования, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Именно в процессе кодирования идея приобретает форму сообщения);
3) передача (Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций);
4) декодирование (Декодирование — это перевод символов отправителя в мысли получателя)
Основные виды коммуникаций
Сyщecтвyeт нecкoлькoвидoв кoммyникaций внyтpиopгaнизaции:
-мeжypoвнeвыeкoммyникaции — пepeмeщeниeинфopмaции вpaмкaxвepтикaльнoй кoммyникaции. Мoгyт пpoиcxoдить пoниcxoдящeй (cooбщeниeпoдчинeннымypoвнямoпpинятoмyпpaвлeнчecкoмpeшeнии), пoвocxoдящeй (oтчeты, пpeдлoжeния,oбъяcнитeльныeзaпиcки);
-кoммyникaции мeждypaзличнымиoтдeлaми, или гopизoнтaльныeкoммyникaции. Оpгaнизaцияcocтoит из мнoжecтвaпoдpaздeлeний, пoэтoмyoбмeн инфopмaциeй мeждyними нyжeн для кoopдинaции зaдaч и дeйcтвий. Рyкoвoдcтвoдoлжнoдoбивaтьcя, чтoбы пoдpaздeлeнияpaбoтaлиcoвмecтнo, пpoдвигaяopгaнизaцию в нyжнoм нaпpaвлeнии;
-кoммyникaции «pyкoвoдитeль — пoдчинeнный». Связaныcпpoяcнeниeм зaдaч, пpиopитeтoв иoжидaeмыxpeзyльтaтoв;oбecпeчeниeм вoвлeчeннocтиoтдeлaвpeшeниeзaдaч;oбcyждeниeм пpoблeм эффeктивнocтиpaбoты;oпoвeщeниeм пoдчинeннoгooгpядyщeм измeнeнии; пoлyчeниeмcвeдeнийoб идeяx,ycoвepшeнcтвoвaнияxи пpeдлoжeнияxпoдчинeнныx;
-кoммyникaции мeждypyкoвoдитeлeм иpaбoчeй гpyппoй. Пoзвoляютpyкoвoдитeлю пoвыcить эффeктивнocть дeйcтвий гpyппы;
-нeфopмaльныeкoммyникaции. Кaнaл нeфopмaльныxкoммyникaций — этoкaнaлpacпpocтpaнeнияcлyxoв. Тaк кaк пoкaнaлaмcлyxoв инфopмaция пepeдaeтcя нaмнoгoбыcтpee, чeм пoкaнaлaм фopмaльнoгocooбщeния,pyкoвoдитeли пoльзyютcя пepвыми для зaплaниpoвaннoйyтeчки иpacпpocтpaнeнияoпpeдeлeннoй инфopмaции типa«мeждyнaми»
Коммуникационные сети-это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, диогональных и горизонтальных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонатальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диогональные связи – это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключаются в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление.
Коммуникационные стили– это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две переменные, как открытость в коммуникации (степень открытия или раскрытия себя в коммуникации для других в целях получения ответной реакции от них) и адекватность обратной связи ( показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них). Построив на этой основе матрицу(1 измерение вертик,2 гориз), можно выделить пять стилей межличностной коммуникации:
Открытие себя
Реализация себя
Замыкание в себя
Защита себя
«торговля» за себя
Законы, формулируемые теорией коммуникации, во многом определяются ее предметом и характеризуются спецификой сложившихся информационных связей в природе и обществе. Они заключаются в следующем: Всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом всякого рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон - участников коммуникационного взаимодействия. Всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта («закон обратной связи»), Всякая коммуникация имеет знаковый характер. Ядром исследования коммуникации является изучение используемых в ее процессе знаков, а также правил, которым подчиняются эти знаки. Не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы. Под знаками в данном случае понимается опредмеченная информация, используемая при общении между людьми. «Закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. «Закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем, поскольку полное совпадение совершенно обесценивает какой- либо обмен информацией между коммуникантами. Количество передаваемой информации обратно пропорционально частоте передаваемых сигналов: чем более редок сигнал (знак), тем он более информативен.
- 1. Философия управления персоналом, принципы управления.
- 2. Сущность и принципы организации управленческого труда
- 3. Понятие функции управления и функциональное разделение управленческого труда
- 4. Факторы, социальной среды организации.
- 5. Сущность и виды планирования, специфика стратегического планирования.
- 6. Организационные структуры управления.
- 7. Проектирование структуры управления
- 8. Мотивация как функция управления. Мотивационные теории управления персоналом
- 9. Цель, объекты и принципы контроля в управлении. Предварительный, текущий и заключительный контроль.
- 10. Методология и организация процесса разработки и принятия управленческого решения.
- 11. Управление социальным развитием организации и персонала.
- 12. Основные направления гуманизации труда
- 13. Психика и сознание человека в системе управления персоналом организации
- 14. Эффективность управления, порядок и критерии его оценки
- 15. Классификация методов управленческого воздействия. Социально-психологическая группа методов в управлении персоналом
- 16. Классификация методов управленческого воздействия. Экономическая группа методов в управлении персоналом
- 17. Классификация методов управленческого воздействия. Административная группа методов в управлении персоналом
- 18.Стили управления, деловые и личностные качества управленца
- 19.Управленческое общение: сущность и специфика
- 20.Целеполагание, экономические, производственные, социальные, психологические, идеологические и духовные цели управления
- 21. Сущность и правила переговорного процесса. Методы проведения переговоров
- 22.Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
- 23.Лидерство и власть. Типы лидеров.
- 24.Сравнительный анализ стилей управления.
- 25.Организационная (корпоративная) культура. Социально-психологический климат коллектива.
- 26. Управление командой в организации.
- 27. Виды, этапы и законы коммуникаций
- 28.Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность.
- 29.Управление конфликтами. Позитивные и негативные функции конфликта
- 30. Структура и характеристика объектов конфликта
- 31. Основные методы исследования конфликтов
- 32.Организационно-управленческие конфликты как разновидность конфликта в социальной сфере
- 33. Типология переговоров, специфика деловых переговоры.
- 34. Основы кадровой политики в организации.
- 35. Условия, охрана и безопасность труда как факторы внутренней социальной среды организации
- 36.Типы конфликтных личностей и их поведенческие характеристики
- Типы конфликтных личностей
- 37.Характеристики развития школ управления персоналом в хх веке
- 38. Профессиональная и социальная адаптация в коллективе
- 39. Личность в организации. Основные подходы к исследованию, формированию и развитию личности
- 40. Природа, классификация и стадии развития групп в организации.
- 41.Групповые процессы, групповая динамика и ее характеристики
- 42.Понятие власти и ее разновидности. Влияние в организации.
- 43. Структура и содержание организационной культуры.
- 44.Понятие безработицы и характеристика ее основных форм
- 45. Безработица, ее взаимосвязь с социальной напряженностью и политической нестабильностью общества
- 46. Социальная защита населения. Социальные гарантии и компенсации
- Она включает в себя:
- 47.Служба занятости рф и ее функции
- 48.Рынок труда, использование трудовых ресурсов общества
- 49. Организационное поведение работников. Общая и дифференцированная классификация оснований организационной власти.
- 6 Оснований власти:
- 50.Деловое общение, механизмы межгруппового и межличностного общения
- 51. Деловые и личностные качества личности руководителя
- 52.Оценка деятельности персонала. Аттестация.
- 53.Документы по персоналу и документирование движения личного состава организации
- 54. Организация кадрового учета, кадровая документация по учету персонала
- 55. Регулирование и разрешение социальных конфликтов в организациях
- 56.Обеспечение качества трудовой жизни работников
- 57. Психодиагностика характерологических особенностей личности
- 58. Персональные данные. Законодательство в области защиты персональных данных.
- 59.Работа с персоналом в условиях нововведений.
- 60. Номенклатура дел кадровой службы организации
- 61. Планирование карьеры персонала
- Планирование деловой карьеры
- 62. Управление развитием карьеры подчиненных.
- 63.Методы и виды поощрения.
- 64. Социальный пакет, система неденежных поощрений
- 65.Структура управления персоналом организации
- 66.Оценка персонала, организация и проведение аттестации кадров
- 67. Показатели оценки эффективности (неэффективности) работы коллектива
- 68.Особенности управления женским персоналом.
- 69.Особенности управления малыми группами
- 70. Управление обучением персонала, переподготовка кадров
- 71. Трудовая миграция в рф, рекрутинговые структуры
- 72.Практика развития персонала в коммерческих организациях.
- 73.Пути повышения профессиональной компетентности персонала.
- 73. Современные технологии оценки персонала при приёме на работу.
- 74. Управление развитием персонала. Кадровый резерв организации.
- 75. Управление обучением персонала. Требования к учебным программам по повышению квалификации.
- 76.Трудовые отношения на основе нового закона о труде. Основные кадровые документы
- 77.Технологии оценки персонала организации
- 78. Управление обучением персонала, повышение квалификации кадров
- 79.Современные проблемы управления персоналом.
- 80.Характеристика содержательных теорий мотивации
- 81. Влияние на коллектив стиля руководителя
- 82.Управление персоналом кризисного предприятия.
- 83.Кадровый резерв организации, планирование и методы работы
- 84.Нормативно-правовая база рф по работе с персоналом организации
- Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
- 85.Роль и задачи инспекций по труду
- Часть 2 ст. 355 тк рф определяет круг первоочередных задач федеральной инспекции труда и ее органов на местах.
- 86. Сущность, основные понятия управления персоналом, объект и предмет управления
- 87.Управление и самоуправление в системе рыночных отношений
- 88. Понятие качества трудовой жизни, Удовлетворение работника своим трудом
- 89. Кадровое документирование. Личное дело работника.
- 90. Порядок организации защиты персональных данных