62. Управление развитием карьеры подчиненных.
Под деловой карьерой понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий в рамках одной организации. Этот процесс рассматривается на протяжении жизни человека и в аспекте его восприятия указанных этапов.
С организационной точки зрения карьера рассматривается как совокупность взаимосвязанных решений о выборе того или иного варианта предстоящей деятельности лица, исходя из открывающихся возможностей преодоления расхождения между реальным и желаемым им должностным положением. Эти решения принимаются как лицом, делающим карьеру, так и теми, кому оно подчинено. Они зачастую принимаются в условиях недостатка информации, субъективной оценки обстоятельств, нехватки времени или эмоциональной нестабильности. Такие решения не всегда оправданы и целенаправлены.
Карьера может быть динамичной, связанной со сменой рабочих мест, и статичной, осуществляемой в одном месте и в одной должности путем профессионального роста. Она бывает вертикальной и горизонтальной. Первый случай предполагает должностной рост, второй — перемещение в пределах одного уровня управления, но со сменой занятий, а в некоторых случаях и профессии. Совмещение этих подходов дает так называемую ступенчатую карьеру.
Успех в карьере следует рассматривать как с точки зрения продвижения от одной должности к другой, более высокой, так и с точки зрения степени овладения определенной профессией, составляющими ее навыками и знаниями.
Внутренняя оценка успешности карьеры происходит путем реального сопоставления положения с личными целями данного человека. Внешняя оценка основывается на мнении окружающих, статусе, влиятельности. Эти оценки могут не соответствовать друг другу. Такая ситуация приводит к внутреннему конфликту.
Оптимальное развитие продвижения карьеры способствует максимизации эффективности профессиональной деятельности человека. Отсюда возникает необходимость управления карьерой. Под управлением карьерой следует понимать деятельность, направленную на достижение соответствия в развитии карьеры работника ее обоснованным целям. Особенностью этого управления является то, что объектом является карьера, т. е. процесс, а субъектом сам работник, с одной стороны, и служба управления персоналом — с другой.
Задачей кадровой службы является создание оптимальных условий для карьеры работника и ее мотивации. Мотивы являются движущей силой карьеры. Мотивы индивидуальны. Правильное выявление мотивов позволяет направить карьеру в сторону максимально эффективной деятельности работника. Выделяются несколько типов мотивов:
2.
1. Автономия. Проявляется в стремлении добиться независимости. В рамках организации такую возможность может предоставить высокая должность, либо статус, либо авторитет и заслуги, с которыми все вынуждены считаться. Технико-функциональная компетентность. Проявляется в желании быть лучшим специалистом в своем деле. Здесь имеет место ориентация на профессиональный рост Люди, ориентированные на этот мотив, относительно безразличны к материальной стороне дела, зато высоко ценят признание со стороны администрации и коллег. Безопасность и стабильность. Выражаются в стремлении сохранить и упрочить свое положение в организации. Люди с такой ориентацией стремятся получить должность, дающую такие гарантии.
4. Управленческая компетентность. Стремление к власти, лидерству, успеху. Обычно ассоциируется с высоким званием, статусными символами, ответственной работой, высокой зарплатой, признанием руководства и быстрым продвижением по службе.
5. Предпринимательская креативность. Находит выражение в. стремлении создавать и организовывать что-то новое, т. е. заниматься творчеством. Это требует необходимой власти и свободы. Их предоставляет определенная должность.
6. Потребность в первенстве. Выражается в стремлении человека всегда быть первым, «обойти» коллег
Возможны и другие мотивы.
Процесс мотивации карьеры заключается в создании условий постоянного достижения целей, к которым стремится человек. При этом следует учитывать, что на разных этапах развития карьеры мотивы могут меняться. Поэтому их следует не только выявлять, но и формировать у каждого работника в соответствии с его устремлениями. В конечном счете мотивация карьеры должна стимулировать ее развитие в требуемых направлениях.
Обычно выделяют два способа формирования карьеры.
1. Естественный процесс предполагает подготовку путем должностного продвижения. В этом случае постепенно на базе существующего опыта осваиваются новые должностные функции. Этим методом можно подготовить специалиста любого качества. Однако не дается гарантий относительно сроков готовности и количества специалистов.
2. Искусственный процесс. Предполагает целевую интенсивную подготовку. Результативность в этом случае выше. Подготовка проходит в заданное время, но не гарантируется высокое качество.
Удобным средством, позволяющим сочетать оба способа подготовки, выступает формирование карьеры по эталону. Такой этап включает как «горизонтальное», так и «вертикальное» перемещение работника. В качестве эталона может выступать схема профессионального роста и служебного продвижения. Она дает реальные перспективы движения на период 3—5 лет. Гарантируемое продвижение обеспечивается при выполнении работником профессиональных заданий, творческого и добросовестного отношения к делу. При этом регламентируется и период перемещения работника: обычно не реже чем раз в 5 лет. Такая схема управления карьерой носит нормативный характер и не всегда обеспечивает оптимальную мотивировку.
Важным элементом управления карьерой является ее планирование. Обычно оно осуществляется на базе программ управления карьерой. Эти программы должны иметь следующие характерные черты:
1. Конкретный детализированный учет должностей, которые окажутся вакантными.
2. Индивидуальное планирование карьеры специалиста, стоящего в резерве на продвижение.
3. Создание у работника стимулов к повышению эффективности деятельности.
Кадровое планирование, осуществляемое «сверху», представляет собой схемы замещения. Оно дополняется планированием «снизу». Последнее предполагает составление индивидуальных планов карьеры.
Важным элементом управления карьерой является отбор развивающих должностей. Они позволяют хорошо подготовить кадры к продвижению. Например, для должности директора такой развивающей является должность главного инженера, для должности мастера — должность бригадира.
Выявление взаимосвязей между требованиями к должностям дает возможность разрабатывать типовые схемы замещения. Такие схемы обычно охватывают целые группы или «цепочки должностей», связанных между собой «эффектом домино». Этот эффект заключается в том, что продвижение работника на открывшуюся вакантную должность создает вакансию в следующем звене такой цепочки, и т.д.
Разработкой типовых схем замещения занимаются кадровые службы. Но они должны работать в тесном взаимодействии с линейным управленческим персоналом. В полном объеме работа по планированию схем замещения выполняется лишь по высшему звену управления — по группе ключевых должностей.
Формирование резерва на повышение идет из числа работников, , успевших положительно себя зарекомендовать достигнутыми результатами. В данном случае учитывается множество факторов: возраст, личный потенциал, степень мобильности, восприимчивость к обучению, творческие способности, характер подготовки.
Формирование резерва ведется в два этапа.
1. Выдвижение осуществляют руководители подразделений предприятия.
2. Отбор наиболее перспективных из чисел выдвинутых кандидатов осуществляется специальной комиссией.
Планирование карьеры «снизу» самими работниками и их непосредственными руководителями — важная часть управления трудовыми ресурсами. Оно включает выявление возможностей индивидуума, его наклонностей и потребностей в развитии.
Планирование карьеры не создает новых вакансий и не гарантирует продвижения по службе или нового назначения. Но оно способствует индивидуальному развитию и профессиональному росту работника, повышает его значимость для фирмы и обеспечивает соответствие квалификации персонала новыми возможностями, которые могут представиться в будущем.
План карьеры есть план индивидуальной работы сотрудника, предусматривающий достижение личной цели в сфере своей деятельности.
Обычно план карьеры формируется на год. Он включает долгосрочные цели сотрудника, наиболее важные потребности для достижения этапа карьеры, задания сотруднику, обеспечивающие переход к следующему этапу карьеры, обязательства компании по оказанию помощи сотруднику в подготовке к следующему этапу карьеры.
Процесс планирования карьеры — эффективное средство развития в человеке потенциальных возможностей приобщения к делам фирмы.
Другой формой управления карьерой является система конкурентного замещения должностей. Фирма периодически публикует перечень достаточно «массовых» должностей, на которые распространяется процедура конкурсного отбора. Претенденты допускаются к конкурсу, если подали заявку в отведенные сроки.
- 1. Философия управления персоналом, принципы управления.
- 2. Сущность и принципы организации управленческого труда
- 3. Понятие функции управления и функциональное разделение управленческого труда
- 4. Факторы, социальной среды организации.
- 5. Сущность и виды планирования, специфика стратегического планирования.
- 6. Организационные структуры управления.
- 7. Проектирование структуры управления
- 8. Мотивация как функция управления. Мотивационные теории управления персоналом
- 9. Цель, объекты и принципы контроля в управлении. Предварительный, текущий и заключительный контроль.
- 10. Методология и организация процесса разработки и принятия управленческого решения.
- 11. Управление социальным развитием организации и персонала.
- 12. Основные направления гуманизации труда
- 13. Психика и сознание человека в системе управления персоналом организации
- 14. Эффективность управления, порядок и критерии его оценки
- 15. Классификация методов управленческого воздействия. Социально-психологическая группа методов в управлении персоналом
- 16. Классификация методов управленческого воздействия. Экономическая группа методов в управлении персоналом
- 17. Классификация методов управленческого воздействия. Административная группа методов в управлении персоналом
- 18.Стили управления, деловые и личностные качества управленца
- 19.Управленческое общение: сущность и специфика
- 20.Целеполагание, экономические, производственные, социальные, психологические, идеологические и духовные цели управления
- 21. Сущность и правила переговорного процесса. Методы проведения переговоров
- 22.Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
- 23.Лидерство и власть. Типы лидеров.
- 24.Сравнительный анализ стилей управления.
- 25.Организационная (корпоративная) культура. Социально-психологический климат коллектива.
- 26. Управление командой в организации.
- 27. Виды, этапы и законы коммуникаций
- 28.Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность.
- 29.Управление конфликтами. Позитивные и негативные функции конфликта
- 30. Структура и характеристика объектов конфликта
- 31. Основные методы исследования конфликтов
- 32.Организационно-управленческие конфликты как разновидность конфликта в социальной сфере
- 33. Типология переговоров, специфика деловых переговоры.
- 34. Основы кадровой политики в организации.
- 35. Условия, охрана и безопасность труда как факторы внутренней социальной среды организации
- 36.Типы конфликтных личностей и их поведенческие характеристики
- Типы конфликтных личностей
- 37.Характеристики развития школ управления персоналом в хх веке
- 38. Профессиональная и социальная адаптация в коллективе
- 39. Личность в организации. Основные подходы к исследованию, формированию и развитию личности
- 40. Природа, классификация и стадии развития групп в организации.
- 41.Групповые процессы, групповая динамика и ее характеристики
- 42.Понятие власти и ее разновидности. Влияние в организации.
- 43. Структура и содержание организационной культуры.
- 44.Понятие безработицы и характеристика ее основных форм
- 45. Безработица, ее взаимосвязь с социальной напряженностью и политической нестабильностью общества
- 46. Социальная защита населения. Социальные гарантии и компенсации
- Она включает в себя:
- 47.Служба занятости рф и ее функции
- 48.Рынок труда, использование трудовых ресурсов общества
- 49. Организационное поведение работников. Общая и дифференцированная классификация оснований организационной власти.
- 6 Оснований власти:
- 50.Деловое общение, механизмы межгруппового и межличностного общения
- 51. Деловые и личностные качества личности руководителя
- 52.Оценка деятельности персонала. Аттестация.
- 53.Документы по персоналу и документирование движения личного состава организации
- 54. Организация кадрового учета, кадровая документация по учету персонала
- 55. Регулирование и разрешение социальных конфликтов в организациях
- 56.Обеспечение качества трудовой жизни работников
- 57. Психодиагностика характерологических особенностей личности
- 58. Персональные данные. Законодательство в области защиты персональных данных.
- 59.Работа с персоналом в условиях нововведений.
- 60. Номенклатура дел кадровой службы организации
- 61. Планирование карьеры персонала
- Планирование деловой карьеры
- 62. Управление развитием карьеры подчиненных.
- 63.Методы и виды поощрения.
- 64. Социальный пакет, система неденежных поощрений
- 65.Структура управления персоналом организации
- 66.Оценка персонала, организация и проведение аттестации кадров
- 67. Показатели оценки эффективности (неэффективности) работы коллектива
- 68.Особенности управления женским персоналом.
- 69.Особенности управления малыми группами
- 70. Управление обучением персонала, переподготовка кадров
- 71. Трудовая миграция в рф, рекрутинговые структуры
- 72.Практика развития персонала в коммерческих организациях.
- 73.Пути повышения профессиональной компетентности персонала.
- 73. Современные технологии оценки персонала при приёме на работу.
- 74. Управление развитием персонала. Кадровый резерв организации.
- 75. Управление обучением персонала. Требования к учебным программам по повышению квалификации.
- 76.Трудовые отношения на основе нового закона о труде. Основные кадровые документы
- 77.Технологии оценки персонала организации
- 78. Управление обучением персонала, повышение квалификации кадров
- 79.Современные проблемы управления персоналом.
- 80.Характеристика содержательных теорий мотивации
- 81. Влияние на коллектив стиля руководителя
- 82.Управление персоналом кризисного предприятия.
- 83.Кадровый резерв организации, планирование и методы работы
- 84.Нормативно-правовая база рф по работе с персоналом организации
- Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
- 85.Роль и задачи инспекций по труду
- Часть 2 ст. 355 тк рф определяет круг первоочередных задач федеральной инспекции труда и ее органов на местах.
- 86. Сущность, основные понятия управления персоналом, объект и предмет управления
- 87.Управление и самоуправление в системе рыночных отношений
- 88. Понятие качества трудовой жизни, Удовлетворение работника своим трудом
- 89. Кадровое документирование. Личное дело работника.
- 90. Порядок организации защиты персональных данных