logo search
оценка соотвт КЛ_ОСАС

3.2.1 Особенности сертификации систем менеджмента качества

В процессе сертификации СМК проверяется и оценивается весь комплекс процедур, видов деятельности которые оказывают влияние на качество конечной продукции. Сертификация проводится с использованием правил и процедур, которые приняты аудитом.

Стандарты по сертификации начали разрабатываться в 80-х годах. Появление сертификации обусловлено конкуренцией между фирмами и повышением уровня организации в целом.

В 1979 году опубликован BS 5750. Первый стандарт серии 9000 опубликован в 1987 г., далее в 1994, 2000, 2004 проводились пересмотры этих стандартов. Большое число пересмотров говорит о том, что стандарты работают.

Назначение стандартов ISO серии 9000 – оказание помощи организациям по разработке и внедрении результативной СМК. Требования к системам изложены в СТБ ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». Также в стандарте изложены требования к документации.

Стандарты ISO 9000:

– декларируют 8 принципов современного менеджмента;

– устанавливают процессный подход к созданию СМК;

– устанавливают минимальные требования к СМК.

8 принципов менеджмента качества:

– ориентация на потребителя;

– лидерство руководителя;

– вовлечение персонала;

– процессный подход;

– системный подход к менеджменту;

– постоянное улучшение;

– принятие решений;

– взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Разработка и внедрение системы менеджмента качества организаций осуществляется согласно СТБ ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». Сертификация систем менеджмента качества проводится согласно ТКП 5.1.05 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации систем менеджмента качества. Основные положения» по заявке предприятия.

Согласно ТКП 5.1.05 сертификация систем менеджмента качества проводится по инициативе организации или в случае, когда она предусмотрена схемой обязательной сертификации или декларирования соответствия, применяемой при подтверждении соответствия продукции.

Сертификация систем менеджмента качества включает:

1. представление заявки на сертификацию;

2. анализ документов системы менеджмента качества;

3. аудит системы менеджмента качества;

4. рассмотрение результатов аудита и принятие решения о выдаче сертификата;

5. инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества.

Организация, претендующая на сертификацию системы менеджмента качества, направляет в орган по сертификации с соответствующей областью аккредитации заявку, исходную информацию, анкету-вопросник, руководство по качеству, документы системы менеджмента качества. Состав документов системы менеджмента качества определяется органом по сертификации.

Форму анкеты-вопросника и состав исходной информации предоставляет орган по сертификации.

Вся процедура сертификации системы менеджмента качества от подачи заявки на сертификацию до получения сертификата соответствия в среднем занимает около 2-х месяцев. Срок действия сертификата соответствия – три года. Один раз в год проводится инспекционный контроль, чтобы подтвердить, что сертифицированная система менеджмента успешно функционирует и развивается.

Заявка на проведение повторной сертификации системы менеджмента качества подается организацией не менее чем за три месяца до окончания срока действия сертификата соответствия. Решение по процедуре проведения повторной сертификации системы менеджмента качества принимает орган по сертификации на основании результатов инспекционных контролей.

Процедура проведения повторной сертификации предусматривает:

– проведение в полном объеме работ в соответствии с требованиями технического кодекса;

– проведение работ по сокращенному плану аудита (по усмотрению органа по сертификации в зависимости от результатов первичной сертификации системы менеджмента качества и результатов инспекционного контроля) с оформлением решения совета по сертификации.