logo search
Ответы на вопросы22615

2. Сущность и принципы организации управленческого труда

Организация управленческого труда представляет собой систему использования живого труда в сфере управления, обеспечивающую его функционирование с целью достижения полезного эффекта трудовой деятельности.

По характеру участия в процессе управления все работники управленческого труда подразделяются на три группы: руководителей, специалистов, служащих. Перечень должностей руководителей, специалистов и служащих определен «Квалификационным справочником».

Организация управленческого труда как система включает в себя совокупность элементов, находящихся в определенной связи друг с другом и образующих единое целое.

К элементам организации управленческого труда относятся:

· разделение и кооперация управленческого труда в рамках управляющей системы в целом и каждого ее звена (отдела, сектора, бюро);

· подбор и расстановка управленческих кадров, обеспечение требуемого квалификационного уровня работников в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями;

· организация процессов труда по управлению;

· организация и оснащение рабочих мест;

· создание благоприятных условий труда;

· нормирование управленческого труда;

· стимулирование труда.

Элементы организации управленческого труда раскрывают ее содержание и очерчивают круг проблем, на решение которых должна быть направлена практическая работа.

Основными принципами научной организации управленческого труда, являются: принцип комплексности, системности, регламентации (установление и соблюдение определенных правил, положений, инструкций, нормативов), специализации, стабильности (постоянство выполняемых функций), целенаправленного творчества.

Исходя из отечественного и зарубежного опыта, можно выделить следующие направления рационализации процессов труда руководителей:

· определение рационального содержания труда и выбор методов выполнения однородных процессов труда, операций, элементов;

· распределение рабочего времени на выполнение главных функций;

· разработка типовых процедур подготовки и принятия решений.

При характеристике содержания труда руководителей этого звена обычно выделяют следующие виды работ:

1) работы, связанные с оборудованием;

2) работы, связанные с технологией;

3) работа с кадрами;

4) организационная работа;

5) аналитическая работа с документами.

Определив содержание процессов труда руководителей, необходимо выбрать наиболее рациональные, прогрессивные методы выполнения различных операций и элементов работы.

Разнообразие работ руководителя по характеру и содержанию, необходимость своевременного и продуманного их выполнения, зависимость от многих непредвиденных обстоятельств требуют особого подхода к планированию и распределению рабочего времени. При этом должны учитываться синхронизация во времени выполнения различных работ руководителями разных звеньев управления и координация их деятельности (руководителя предприятия, главного инженера, заместителей руководителя предприятия, главных специалистов, руководителей производственных подразделений и функциональных отделов)