12. Маркетинговые коммуникации.
Система маркетинговых коммуникаций: реклама, public relations, стимулирование сбыта, личные продажи.
Маркетинговые коммуникации — это процесс взаимодействия субъектов маркетинговой системы по поводу согласования и принятия тактических и стратегических решений в маркетинговой деятельности. Эффективность маркетинговых коммуникаций зависит от личностных характеристик каждого из субъектов маркетинговой системы, а также от используемых средств осуществления и методов стимулирования коммуникаций.
Средствами осуществления коммуникаций являются медиа или каналы коммуникаций, позволяющие реализовывать функции передачи (транспортировки) и представление в той или иной форме сообщений от коммуникатора к коммуниканту.
Функции передачи (транспортировки) сообщений могут осуществляться с помощью различных носителей (проводников) коммуникаций. Носители маркетинговых коммуникаций, как средства передачи, обеспечивают связь, физический контакт коммуникатора с получателем сообщения, создают реальную возможность его (коммуниканта) досягаемости и доведения до него какого-либо сообщения.
Средства представления маркетинговых коммуникаций — это способы изображения содержания коммуникации, формы донесения этого содержания до коммуниканта. Совокупность средств передачи (носителей) коммуникаций и средств представления (способов визуального изображения) содержания объекта коммуникации рассматривается как единый комплекс и называется медиа, или каналом коммуникаций.
Маркетинговые коммуникации по структуре в зависимости от конечной цели влияния на коммуниканта могут быть классифицированы на два вида:
- коммуникации по поводу разработки, создания, совершенствования товара и его поведение на рынке;
- коммуникации по поводу продвижения товара в зависимости от фазы его жизненного цикла.
Первый вид маркетинговых коммуникаций нацелен главным образом на обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов маркетинговой системы, которые участвуют в сети: фирма — поставщик — посредник — конкурент.Цель взаимодействия — создание товара, который будет пользоваться спросом.
Второй вид маркетинговых коммуникаций ориентирован на продвижение имеющихся в распоряжении фирмы или уже находящихся на рынке товаров или услуг
Одна из главных задач коммуникаций - это представление товара (услуги) в привлекательном для целевых потребителей виде, чтобы убедить их покупать именно данную торговую марку. Эту функцию выполняет и сам товар, и его упаковка, и цена, и выкладка, и витрины и т.д. Для этих же целей в маркетинге разработан специальный комплекс средств — промоушн-микс, позволяющий донести до целевых потребителей определенные аргументы в пользу продукции компании.
Коммуникативная политика оказывает сильное влияние не только на осознание потребителем ценности предлагаемой продукции, но и на повышение стоимости компании, поскольку формирует значительную часть нематериальных активов компании за счет создания имиджа самой компании и марок товаров, способов обслуживания и т.д.
Каждый инструмент коммуникативного микса воздействует на коммуникатора с помощью медиа-каналов. Медиа являются составной частью комплекса маркетинговых коммуникаций и выступают в качестве интегратора и инноватора комплексных форм (мультимедиа) продвижения товаров с использованием современных мультимедиатехнологий (аудио-, видео-, теле-, компьютерные технологии) в системе коммуникативно-информационных процессов.
Коммуникативными средствами являются:
Реклама — процесс распространения информации, имеющей целью продвижение товаров, услуг или идей определенного заказчика без его непосредственного участия, но за его счет. Сущность рекламы заключается в достижении экономического интереса производителей. Формой рекламы выступают коммуникативные связи с рынком. Содержание рекламы — это коммерческая пропаганда товаров.
Существенное влияние на колеблющихся покупателей может оказывать другое средство МК - личная продажа. На оптовом рынке данную функцию выполняют агенты по сбыту, на розничном - продавцы-консультанты. Персональные продажи — личные контакты торгового персонала предприятия с покупателями, устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью его продажи или заключения торгового соглашения.
Формирование спроса и стимулирование сбыта — действия, направленные на увеличение продаж путем активного привлечения к этому процессу покупателей, посредников и поставщиков с использованием различного рода побудительных мер в определенный период времени. Мероприятия по стимулированию сбыта могут быть направлены на потребителей продукции, торговых посредников, собственного торгового персонала фирмы. Для проведения мероприятий по стимулированию могут быть использованы различные средства:
• раздача бесплатных образцов на пробу;
• купоны (сертификаты, дающие право на определенную экономию при покупке конкретного товара);
• упаковки по льготной цене;
• зачетные талоны (вид премии, которую получает потребитель при совершении покупки);
• конкурсы, лотереи;
• самплинг (демонстрация товара в действии);
• скидки к обычной цене товара и др.
Значительный коммерческий успех предприятию может обеспечить пропаганда. Под пропагандой, в широком понимании этого термина, понимают воздействие на сознание людей с использованием средств массовой информации. Пропаганда в маркетинге - это неличное и неоплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены.
Связи с общественностью (Public relations) — это продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией (предприятием) и общественностью.
Различают корпоративные и маркетинговые связи с общественностью. Корпоративные связи имеют более широкое назначение, они охватывают все виды деятельности корпорации. Это сфера высшего руководства, она связана с развитием и реализацией основной миссии компании. Маркетинговые связи чаще сфокусированы на конкретных маркетинговых аудиториях. Они направлены на создание среды, в которой маркетинговые усилия могут быть наиболее успешными.
Основные инструменты маркетинговых связей с общественностью: формирование доброжелательного длительного отношения целевой аудитории с использованием рекламы, спонсорства, пропаганды (паблисити), имиджа и др.
Современная концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК) предполагает возможность формирования рациональной структуры промоушн-микс исходя из стратегической оценки каждого средства продвижения и максимизации совокупного воздействия комплекса. Отдельные средства продвижения поддерживают друг друга, в результате чего возникает синергетический эффект от совместного применения разных средств. Благодаря использованию ИМК можно добиться повышения эффективности затрат на продвижение продукции.
Интегрированные маркетинговые коммуникации.
Процесс управления коммуникациями маркетинга на практике использует интегрированные коммуникации, или "колесо коммуникаций", которые интегрируют в своем составе: рекламу, прямой маркетинг, систему продвижения, личные продажи, PR, выставочный маркетинг, интерактивный маркетинг, корпоративную узнаваемость, спонсорство.
Стратегия продвижения называется интегрированными маркетинговыми коммуникациями. Стратегия продвижения, комбинирующая в единый интегрированный комплекс мероприятия по рекламе, персональным продажам, стимулированию, связям с общественностью, призвана информировать о товаре покупателей и других субъектов, влияющих на принятие решения о покупке.
Основная задача — достижение определенных коммуникативных целей в отношении каждой целевой аудитории (потребители, посредники, общественные организации и др.).
Программа маркетинговых коммуникаций — системный документ, включающий стратегический, тактический и результативный блоки реализации маркетинговой деятельности в целях достижения миссии компании. Программа (план) продвижения строится на основе принципов и методов интегрированного использования различных коммуникативных средств.Перед разработкой программы маркетинговых коммуникаций необходимо выполнить не только аудит потенциальных возможностей товаров, услуг, системы распределения, продвижения, позиционирования, но и оценку потребностей клиентов с выявлением уровня неудовлетворенного спроса.
Основные этапы разработки программы продвижения
1. Формулирование целей. Сформировать приверженность к марке.
Методы:
- классические иерархические модели;
- не классические иерархические модели.
2. Оценка факторов. Определить значимость различных средств для достижения целей. Факторы:
• типы покупателей и критерии их поведения;
• типы товаров и стадии их жизненного цикла;
• типы организации продажи.
3. Разработка стратегии. Выбор способов достижения целей и формирования комплекса ИМК. Стратегии:
• стратегии личной или безличной коммуникации;
• стратегическая модель иерархии воздействия (комбинация средств промоушн-микс по приоритетам);
• стратегии достижения конкретных целей.
Рассмотрим основные блоки выполнения коммуникационной программы.
Первой блок программы предполагает оценку рыночной ситуации с использованием SWOT — анализа и контент-анализа. SWOT-анализ позволяет систематизировать маркетинговую деятельность конкурентов, выделить их сильные и слабые стороны, определить корпоративные возможности и разработать стратегии рыночного участия.
Контент-анализ позволяет выполнить количественную и качественную оценку содержания интегральных коммуникаций, определить их содержание и принять решения о конкретных направлениях использования.
Генеральная цель коммуникаций маркетинга — формирование ситуации успеха фирмы на рынке и в обществе. Для ее достижения необходимо решить и ряд других задач в области укрепления конкурентных преимуществ, увеличения рыночной доли, позиционирования товаров и услуг, повышения имиджа.
Второй блок коммуникационной программы — тактический — включает конкретный план действий с учетом бюджета и состояния ресурсов.
Корпоративный бюджет представляет сумму денег, направленную для разработки и выполнения коммуникационной программы. Среди коммуникационных инструментов реклама является самой дорогой статьей расхода бюджета. Наибольший удельный вес расходов приходится на телевизионную рекламу. Следовательно, при обосновании бюджета на коммуникации необходимо тщательно учитывать стоимость рекламного пространства.
Заключительный блок программы — оценочный — предназначается для выполнения регулярного контроля и подведения итогов коммуникационной политики.
Цели коммуникаций.
Основное назначение маркетинговых коммуникаций - передача информации с целью продвижения продукции на рынке сбыта, т.е. обеспечение коммуникативной функции маркетинга с клиентами, торговыми посредниками, широкой публикой и т.д.__________________
Лицо, принимающее решение о покупке, должно быть информировано о потребности, которую удовлетворяет данный товар, а также о качестве такого удовлетворения, т.е. потенциальные покупатели нуждаются в информации о потребительских свойствах товара. Поскольку на рынке обычно присутствуют несколько аналогичных товаров - конкурентов, любой производитель стремится повлиять на выбор потенциального покупателя в пользу своего продукта и превратить потенциального покупателя в реального, что достигается мероприятием по формированию спроса (ФОС) и стимулированию сбыта (СТИС) - ФОСТИС.
Мероприятия ФОС обращены к потенциальному покупателю прежде всего тогда, когда его знакомят с новым, еще только вводимым на рынок товаром. Цель таких мер - формирование в сознании потенциальных клиентов «образа товара» и демонстрация того, что именно этот товар лучше всего удовлетворяет данную потребность. Мероприятиями ФОС помогают превратить потенциального покупателя в реального.
Мероприятия СТИС содействуют расширению реализации товаров, уже не считающихся новинками. О таких товарах у покупателей уже сложилось некоторое представление. Задача СТИС - побудить к повторным покупкам, а так же в соответствии с фазами жизненного цикла товаров, распространять товар среди новых сегментов покупателей, завоевывая все большую долю рынка.
Целями продвижения, независимо от того, каким инструментом оно проводится, являются завоевание на рынке определенной ниши для конкретного товара (марки) и обеспечение долгосрочного расширения этой ниши либо обеспечение краткосрочной прибыли от нее. Продвижение с целью долгосрочного роста рассчитано на получение прибыли в будущем за счет увеличения (завоевания) числа покупателей. Продвижение с целью получения краткосрочной прибыли ориентировано на немедленный доход. Выбор конечной цели продвижения, а соответственно и вида инструмента зависит от того, на какой стадии, фазе жизненного цикла находится товар.
Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителя покупать товар, ускоряется процесс «купли-продажи», а отсюда и оборачиваемость капитала, т.е. МК выполняют экономическую функцию. Обеспечивая потребителей направленным потоком информации о производителе и его товаре, МК осуществляют информационную функцию. Действенная обратная связь с потребителем позволяет контролировать продвижение товара на рынке, создавать и закреплять у потребителей устойчивую систему предпочтений к ним, в случае необходимости быстро скорректировать процесс сбытовой деятельности. Таким образом, реализуются контролирующая и корректирующая функция МК.
Используя свои возможности направленного воздействия на потребителя, МК выполняют функцию управления спросом. Например, если спрос негативный, то МК его создают, потенциальный спрос делают реальным, снижающийся - восстанавливают, колеблющийся - стабилизируют, оптимальный спрос - фиксируют на заданной величине, чрезмерный - снижают. Точно приводя к намеченной цели, МК всегда занимают важное место в маркетинге любого предприятия.
Создание обращения (рациональные и эмоциональные мотивы).
Обычно выделяют восемь основных этапов разработки эффективной программы коммуникаций (1) определение целевой аудитории, (2) формулирование коммуникативных целей, (3) создание обращения, (4) выбор каналов коммуникации, (5) определение общего, выделяемого на осуществление коммуникаций бюджета, (6) принятие решения о коммуникациях-микс, (7) оценка результатов коммуникаций, (8) управление процессом интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Начальный этап процесса — формирование четкого представления о целевой аудитории, которая может состоять из потенциальных покупателей продукции компании, реальных потребителей, принимающих решения о покупке или влияющие на принятие решений, индивидов, групп, социальных групп или общества в целом.
Как только определены целевой сегмент рынкам его характеристики, маркетолог должен решить, чего он хочет добиться от аудитории. Определив желаемую ответную реакцию, маркетолог переходит к разработке эффективного сообщения. В идеальном случае сообщение привлечет внимание целевой аудитории, вызовет желание и стимулирует действия ее представителей.
Процесс создания обращения предполагает получение ответов на четыре вопроса; что сказать (и держание сообщения), как логически организовано обращение (его структура), из каких символов будет состоять (оформление обращения) и от кого будет исходить источник сообщения).
Определяя наилучшее содержание oбращения маркетологи стремятся создать призыв, тему, или уникальное торговое предложение, т.е. пытаются сформулировать какие-то преимущественные мотивы или причины, исходя из которых аудитория будет оценивать предлагаемый ее вниманию продукт. Выделяют три типа призывов — призывы, основанные на рациональных аргументах, эмоциях и морали.
Рациональный призыв рассчитан на интерес аудитории и призван продемонстрировать ей выявленные преимущества товара. Он содержит обращения, информирующие потребителей о качестве продукта, его экономичности, ценности эффективности. Широко распространено мнение о том, что на рациональный призыв более реагируют деловые покупатели, разбирающиеся в товарной категории, ценности продукта и способные объяснить другим мотивы своего выбора. Планирующие серьезные) покупки потребители, как правило, собирают информацию о товарах и сравнивают различные варианты покупок. Точно так же, как и деловых покупателей, их интересует качество, экономичность потребительские свойства и эффективность продукта.
Эмоциональный призыв должен вызвать отрицательные или положительные эмоции, мотивирующие потребителей к покупке, т.е. маркетологи ищут эффективное эмоциональное торговое предложение (ЭТП). Возможно, товар не превосходит продукцию конкурентов, но у потребителей с ними связаны уникальные ассоциации, к которым и должны обращаться коммуникации. Достаточно действенными зарекомендовали себя и негативные призывы, вызывающие чувства страха, вины или страха, подталкивающие людей к определенным действиям или их преодолению.Призыв, основанный на страхе, эффективен только до определенного предела и оказывает наиболее сильное воздействие, когда человек испытывает, скорее неясные опасения. Такой призыв оказывается тем сильнее, чем достовернее призыв, а также когда коммуникации предлагает доступный и действенный рецепт избавления страхов.
Маркетологи используют и призывы, вызывающие положительные эмоции, — веселье, любовь, радость. Однако какие-либо достоверные доказательства того, что основанное на юморе сообщение эффективнее обычного, «без выдумки», варианта, отсутствуют
Решения о средствах коммуникаций и определение общего бюджета.
Маркетологи могут реализовать в основном два альтернативных варианта продвижения: стратегию «тяни» и стратегию «толкай». Стратегия «тяни» — это стимулирующие действия продавца, чтобы вызвать спрос у конечного пользователя, который затем оказывает давление на канал дистрибьюции. Когда маркетинговые посредники накапливают большое число конкурирующих друг с другом продуктов и уделяют небольшое внимание любому из них, фирме, возможно, придется прибегнуть к стратегии «тяни», чтобы стимулировать этих посредников более активно заниматься ее продуктом. В подобных случаях эта стратегия реализуется с целью добиться потребительского спроса, чтобы покупатели спрашивали ее продукт в розничных магазинах. Для такой стратегии часто с успехом применяются реклама и стимулирование продаж.
И наоборот, стратегия «толкай» большое внимание уделяет личным продажам. Здесь основная цель — продвигать продукт членам маркетингового канала, а не конечным пользователям. Для этого маркетологи применяют скидки за проведение совместной рекламы, торговые скидки, личные продажи, которыми занимаются продавцы и оказывают другую поддержку дилерам. Подобная стратегия создается для достижения маркетингового успеха по продукции фирмы за счет мотивации представителей, оптовиков и (или) ритейлеров, чтобы те тратили дополнительное время и усилия, продвигая эти продукты потребителям .
До совершения фактической продажи реклама обычно более важна, чем личные продажи. Следует учесть, что одно из основных преимуществ успешной рекламной программы — поддержка продавцов, которые впервые работают с потенциальными потребителями. Поэтому непосредственно во время продажи действия продавцов более важны, чем реклама. Именно личные продажи становятся тем механизмом, при помощи которого совершается большинство реальных продаж. После совершения продажи реклама снова выходит на первое место в отношении стимулирования. Она подтверждает правильность решения потребителя, купившего конкретный товар или услугу, и напоминает ему о положительных качествах продукта, что снижает любой когнитивный диссонанс, который может у него возникнуть.
Стратегии продвижения, используемые производителями автомобилей, хорошо показывают, как действует фактор времени. На рынке автомобилей, грузовиков и внедорожников на потребительскую рекламу тратятся большие деньги, чтобы добиться узнаваемости моделей до того, как потребители приступят к процессу покупки. Однако при принятии решения о покупке на первое место по важности применяемых инструментов выходят профессиональные навыки и умения продавцов дилерской структуры, т.е. умеют ли они продавать. И наконец, реклама часто работает на то, чтобы убедить покупателя в правильности сделанного им выбора уже после совершения покупки, указывая на награды, полученные приобретенным товаром.
Определение общего бюджета
Бюджеты на продвижение могут отличаться не только по сумме, но и по составу. Маркетологи, действующие в категории «бизнес — бизнес», обычно выделяют гораздо большую долю своих средств на личные продажи, чем на рекламу, а для большинства производителей потребительских товаров характерно обратное.
Первоначально продажи не покрывают расходов на продвижение, что объясняется причинами структурно-временного характера: требуются средства на заполнение полок розничных магазинов, увеличение первоначально маломощного производства и знакомство покупателя с новым продуктом. Этот факт порождает пороговый эффект, когда вначале удается продать лишь немного нового товара, и это даже при существенных первоначальных вложениях в продвижение. На втором этапе можно добиться выручки от продаж, эквивалентной расходам на продвижение, что вполне прогнозируемо. И наконец, продвижение выходит в область снижающихся доходов, когда увеличение расходов на продвижение не может обеспечить соответствующего роста объемов продаж.
Идеальный способ распределения средств, выделенных на продвижение, - увеличивать деньги до тех пор, пока издержки на каждое дополнительное приращение не сравняются с дополнительными инкрементными доходами. Трудность возникает в том, как определить оптимальную точку, которая требует точного баланса между маржинальными расходами на продвижение и итоговыми маржинальными поступлениями. Традиционные методы, применяемые для разработки бюджета на продвижение, включают методы на основе процента от продаж и фиксированной суммы на единицу, а также приемы, позволяющие учитывать конкуренцию и достижение заданных целей.
Чаще всего при определении бюджета на продвижение, возможно, используется метод процентной доли продаж. Этот процент может рассчитываться на основе продаж как за какой-то прошлый период (скажем, за предыдущий год), так и на основе прогнозов на будущий период (текущий год). Хотя такое планирование на первый взгляд является простым, на самом деле оно не очень хорошо работает в отношении достижения основных целей продвижения. Произвольное процентное распределение может не обеспечить необходимой гибкости. Кроме того, здесь средства, выделяемые на продвижение, зависят от объема продаж, а не наоборот, как должно было бы быть.
Метод фиксированной суммы на единицу продукта отличается от составления бюджета на продвижение на основе процента от выручки только в одном отношении: здесь на каждую проданную или произведенную единицу выделяется заранее установленная сумма. Эта сумма может отражать как прошлые, так и прогнозные цифры. К этому варианту составления бюджета часто прибегают производители дорогих потребительских товаров длительного пользования, например автомобилей.
Другой традиционный подход к составлению бюджета — метод обеспечения конкурентоспособности — выравнивает расходы конкурентов либо в абсолютных деньгах, либо относительно рыночных долей конкурирующих фирм. Однако этот метод не помогает компании добиться конкурентного преимущества. Бюджет, вполне подходящий для одной компании, для другой может не работать.
При методе составления бюджета на продвижение на основе целевых показателей составители исходят из детальной оценки тех задач, которые фирма хочет достичь при помощи продвижения. В результате этого они распределяют средства, пользуясь современными маркетинговыми приемами, Этот метод состоит из двух шагов.
1. Маркетологи фирмы должны сформулировать реалистические цели по коммуникациям, которых они хотят добиться при помощи промоушн-микса. Например, фирма хочет увеличить узнаваемость своего бренда на 25 %. Этот шаг в численном виде задает цель, которую следует достичь в ходе продвижения. Подобные цели затем становятся составными частями плана продвижения.
2. После этого маркетологи компании определяют количество и типы стимулирующих действий, требующихся для достижения каждой из установленных целей. В совокупности эти составляющие и формируют бюджет фирмы, выделяемый на продвижение.