14. Управление и контроль маркетинговой деятельности.
Виды стратегий.
Маркетинговая стратегия является составной частью общефирменной стратегии, которая определяет средства и методы обеспечения преимуществ над конкурентами, а также распределение ресурсов, необходимых для достижения маркетинговых целей.
Стратегические маркетинговые решения представляют собой способ действия (технологию) по достижению маркетинговых целей, которые вытекают из целей общекорпоративных
Стратегические маркетинговые решения представляют собой способ действия по достижению маркетинговых целей, которые вытекают из целей общекорпоративных. Маркетинговые решения принимаются предприятием на нескольких уровнях: корпоративном (развитие стратегических направлений), функциональном (формирование и развитие конкретных рыночно-продуктовых комбинаций), инструментальном (эффективное использование микса его отдельных средств).
Корпоративные маркетинговые решения принимаются высшим управленческим персоналом компании, который определяет стратегии взаимодействия с рынком и согласование потенциала предприятия с его требованиями.
Корпоративные маркетинговые решения определяют стратегии (способы) взаимодействия с рынком и согласования потенциала предприятия с его требованиями. Они направлены на решение задач, связанных с процессом увеличения объема предпринимательской деятельности, усилиями по удовлетворению рыночного спроса, созданием новых сфер деятельности, стимулированием инициативы и творчества работников предприятия по более глубокому изучению потребностей и удовлетворению запросов потребителей, формированию партнерских отношений и т.п. Маркетинговые решения на корпоративном уровне определяют пути, как лучше использовать ресурсы предприятия для удовлетворения нужд рынка. Можно выделить три группы стратегических маркетинговых решений на корпоративном уровне.
1. Портфельные стратегии — позволяют достаточно эффективно решать вопросы управления различными сферами деятельности предприятия с точки зрения их места и роли в удовлетворении нужд рынка и осуществления капиталовложений в каждую из сфер.
2. Стратегии роста — дают возможность ответить на вопросы: в каком направлении развиваться предприятию, чтобы лучше соответствовать требованиям рынка? достаточно ли собственных ресурсов для этого или потребуется пойти на внешние приобретения и диверсификацию своей деятельности?
3. Конкурентные стратегии — определяют, каким образом можно обеспечить предприятию конкурентные преимущества на рынке с точки зрения большего привлечения потенциальных потребителей и какую политику выбрать по отношению к конкурентам.
Функциональные маркетинговые решения представляют собой основные маркетинговые решения стратегического и тактического характера, позволяющие предприятию выбрать целевые рынки и разработать специально для них комплекс маркетинговых усилий.
Можно выделить следующие направления маркетинговых решений на функциональном уровне.
1. Стратегии сегментации рынка — позволяют предприятию выбрать участки рынка, сегментированные по различным признакам.
2. Стратегии позиционирования — дают возможность найти привлекательное положение продукции предприятия на выбранном сегменте рынка относительно продукции конкурентов в глазах потенциальных потребителей.
3. Стратегии комплекса маркетинга — формируют маркетинг-микс, обеспечивающий предприятию решение задач по росту продаж, достижению определенной доли рынка и формированию положительного отношения потребителей к продукции предприятия на выбранном сегменте.
Инструментальные решения маркетинга позволяют предприятию выбрать способы наилучшего использования отдельных инструментов маркетинга для повышения эффективности маркетинговых усилий на целевом рынке. Группы маркетинговых решений на инструментальном уровне.
1. Продуктовые стратегии — обеспечивают соответствие ассортимента и качества товаров предприятия той полезности, которую ждут от них потенциальные потребители на целевом рынке.
2. Ценовые стратегии — позволяют донести ценность продукта до потребителей.
3. Стратегии распределения ~ дают возможность организовать для потребителей доступность товаров предприятия «в нужное время и нужном месте».
4. Стратегии продвижения — доводят до потребителей информацию о полезных свойствах всех элементов комплекса маркетинга.
5. Стратегии формирования партнерских отношении — позволяют повышать лояльность, удерживать старых и привлекать новых клиентов.
Выбор и разработка стратегии фирмы.
Выбор стратегии маркетинга и стратегическое планирование маркетинга осуществляют с помощью инструментария и моделей стратегического анализа.
Например, в зависимости от типа рынка (действующий или новый) и вида товара (существующий или новый) И. Ансофф выделяет четыре базовые стратегии: глубокое проникновение на рынок; развитие рынка; разработка товара; диверсификация.
Наиболее общими являются стратегии, определяющие маркетинговую деятельность в зависимости от состояния рынка (новый, существующий) и товара (новый, существующий). В этой связи выделяют стратегии:
глубокого проникновения на рынок (существующий рынок, существующий товар);
развития рынка (новый рынок, существующий товар);
развития товара (существующий рынок, новый товар);
диверсификации (новый рынок и новый товар).
При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы: ресурсы фирмы (при их ограниченности наиболее рациональной стратегией является стратегия концентрированного маркетинга); степень однородности товаров (для однообразных товаров подходит стратегия недифференцированного маркетинга); этап жизненного цикла товара (при выходе на рынок с новым товаром разумно пользоваться стратегиями недифференцированного или концентрированного маркетинга); степень однородности рынка (покупателям с одинаковыми вкусами уместно предлагать стратегию недифференцированного маркетинга); маркетинговые стратегии конкурентов (если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. И наоборот, если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга.
Базовая стратегия организации - это утверждение способов достичь своих целей. Базовая стратегия использует преимущества ключевых умений организации для воздействия на ключевые факторы успеха при достижении корпоративных целей компании.
Главный выбор организация делает между попыткой увеличить продажи и поднять степень доходности от текущих продаж (или даже снизить продажи на сужающемся рынке). Если цель состоит в том, чтобы увеличить продажи, в распоряжении организации также имеется два основных подхода.
Можно расширить весь рынок (чего проще всего добиться на ранних этапах
жизненного цикла - этапах развития, хотя это возможно и в другое время). Или увеличить долю сложившегося рынка (чем компании чаще всего пользуются на этапах позднего развития/зрелости).
- Расширение рынка. Рынок можно расширить за счет выявления и привлечения новых пользователей данного продукта или услуги, или разрабатывая новые продукты и услуги для стимулирования рынка.
Увеличение доли. Увеличение доли рынка, особенно на развитых рынках, обычно достигается за счет существующих конкурентов. Основные способы увеличения доли рынка состоят: в привлечении на свою сторону клиентов конкурирующих организаций; слиянии с конкурентами (или их приобретении); вступлении в стратегические союзы с конкурентами, поставщиками и/ или дистрибьюторами.
Каждый из элементов, входящих в программу мероприятий маркетинга - продукты, цену, рекламно-пропагандистскую деятельность и распределение, -можно использовать для того, чтобы предложить клиентам добавленную стоимость или что-нибудь дополнительное для смены компании-производителя нужных им продуктов или услуг.
Альтернативой расширению рынка для некоторых продуктов может быть увеличение частоты использования.
- Повышение рентабельности.
- Создание конкурентного позиционирования.
Выбрав рыночную цель компания вырабатывает свое отличительное преимущество, или конкурентное отличие в обслуживании рынка.
Отличительное преимущество можно строить на любой из сильных сторон, составляющих прочность компании, или умений, выделяющих ее на фоне конкурентов. Компания, выбирая, как она будет строить конкурентное преимущество, руководствуется следующими важнейшими факторами: в основу должна быть положена ценность для клиентов (например, более низкая цена, выше качество и лучше обслуживание); в нем должны использоваться навыки компании, которые конкурентам трудно будет перенять. 1
Конкурентное преимущество можно строить одним из двух способов: на основе установления превосходства в области затрат или дифференциации.
Превосходство в области затрат - первый тип преимущества предусматривает, что организация будет добиваться положения отраслевого лидера в сфере затрат. Следуя данной стратегии, компания стремится получить гораздо более низкую, чем у конкурентов, структуру затрат, одновременно сохраняя на рынке продукты очень близкие к предложениям конкурентов. При небольших затратах есть возможность получать доходы выше средних даже в условиях жесткой конкуренции.
Лидерство в сфере затрат устанавливается с помощью активного создания эффективного производства, постоянной работы по сокращению расходов на основе полезного опыта, жесткого контроля над уровнем затрат и накладных расходов и сведения к минимуму расходов на исследования и разработки, услуги, продавцов, рекламу и т.п
Как правило, лидерам в области затрат необходимо иметь большую долю рынка, чтобы получить перечисленные выше положительные эффекты, а также удобный доступ к сырью. Если, например, прочностью - компании или ее отличительными умениями признаются эффективные производственные процессы или лучшая технология производства, позволяющие производить более дешевую продукцию, их можно эффективно превратить в конкурентное преимущество за счет лидерства в сфере затрат. Аналогичным образом, если вертикальная обратная интеграция (слияние с поставщиками или приобретение поставщиков) обеспечивает относительно более дешевую поставку сырья, данный актив также можно превратить в конкурентное преимущество.
Эта стратегия особенно удачно подходит для товарных рынков, где нет практически никаких или совсем никаких отличий между предлагаемыми продуктами. Однако при строгой индивидуализации продуктов данная стратегия имеет крупнейший недостаток: она не содержит причины, по которой клиенту необходимо приобрести то, что предлагает компания. Низкие затраты можно перевести в низкие цены, но это с успехом могла бы быть стратегия дифференциации (в которой цена используется в качестве основания для дифференциации).
Вторым подходом для создания отличительного преимущества является дифференциация, то есть создание того, что на рынке будет считаться уникальным. В рамках этой стратегии прочность и навыки компании используются для того, чтобы установить отличие между предложениями компании и предложениями ее конкурентов по некоторым критериям, имеющим значение для потребителей.
Главное преимущество стратегии дифференциации над стратегией лидерства в сфере затрат состоит в том, что она создает или подчеркивает причину, по которой клиенту следует приобретать продукцию компании, а не конкурентов. Тогда как лидерство в сфере затрат создает для компании преимущество, построенное, в основном, на финансовых факторах, дифференциация создает преимущество, построенное на рыночных факторах. Если отличия продуктов или услуг будут представлены в таком виде, который могут оценить клиенты, то такие продукты или услуги могут диктовать более высокие цены и маржу, и, таким образом, организация не попадет в ситуацию чисто ценовой конкуренции. Дифференциация и превосходство в области затрат – эти две стратегии не являются взаимоисключающими; их можно проводить одновременно.
Лидерство в сфере затрат является рискованной стратегией и при строгой дифференциации между конкурентными предложениями. Дифференциация, в отличие от лидерства в сфере затрат, создает причины для покупки. Кроме того, лидерство в сфере затрат обычно требует минимальных расходов на исследования и разработки, совершенствование продукции и создание образа, и каждый из этих факторов делает продукцию уязвимой.
Дифференциация как стратегия также подвержена целому ряду рисков. Если дифференциация строится не на отличительных активах маркетинга, есть вероятность, что ее скопируют конкуренты. Такой риск можно свести к минимуму, если строить дифференциацию на основе навыков или активов маркетинга, которыми обладает только данная организация и которые не удастся скопировать конкурентам. Кроме того, основания для дифференциации могут утратить свое значение для клиентов или новые основания могут стать для них важнее. Последние моменты следует защищать от этого с помощью постоянного мониторинга клиентов и конкурентов. Дифференциация связана еще с одной опасностью: затраты, связанные с дифференциацией, могут перевесить значение, которое придают ей клиенты. 2
Если оба подхода - и превосходства в области затрат, и дифференциации, - используются для отрасли в целом, существует дополнительный риск того, что точно нацеленные организации или организации, обслуживающие рыночные ниши (то есть те конкуренты, которые направляют все свои усилия на избранный сегмент рынка), могут добиться более низких затрат или более значимой для клиентов дифференциации в конкретных сегментах рынка.
Стратегическая маркетинговая программа: миссия, дерево целей, анализ хозяйственного портфеля предприятия (стратегические хозяйственные подразделения), стратегии роста предприятия (интенсивное, интеграционное и диверсификацнонное развитие).
SWOT - анализ.
План маркетинга.
Структуры управления маркетингом.
Маркетинговый контроль.