11. Система товародвижения и каналы распределения.
Формирование системы товародвижения.
Под товародвижением понимают физическое перемещение товара от места производства к месту потребления. Целью товародвижения является доставка конкретного товара в нужное время в необходимом количестве в заранее установленные сроки. Организация товародвижения также, как и другие мероприятия в маркетинге, определяет успех предприятия на рынке сбыта, влияет на размер его финансовых затрат и объем его прибыли. Поэтому товародвижению всегда уделяется большое внимание со стороны руководства предприятия.
Процесс товародвижения начинается с комплектации - подготовки товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация предполагает:
- прием заказа от клиента;
- отбор товара каждого наименования, указанного в заказе;
- комплектацию отобранного товара в соответствии с заказом;
- подготовку товара к отправке;
- документальное оформление подготовленного заказа;
- объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных.
Осуществление этих операций происходит подразделением отдела сбыта и комплектации. В функции такого подразделения, как правило, входит такие документирование вышеперечисленных операций с использованием электронной системы сбора и обработки информации. Наличие такой системы позволяет осуществлять более жесткий контроль за выполнением заказов, более рационально использовать складские площади и транспортные средства, способствуя этим экономии денежных средств предприятия.
На следующей стадии товародвижения - транспортировки заказов покупателю, предприятием осуществляется выбор вида транспорта и маршрута его следования. Выбирая средство доставки конкретного товара, отправителю необходимо принимать во внимание многие факторы. В табл. 15 дается краткая сравнительная характеристик различных видов транспорта с точки зрения характеристики наиболее важных факторов.1
Таблица 15
Ранжирование видов транспорта по критерием выбора
Вид транспорта | Скорость доставки | Частота отправок | Надежность (соблюдение графика доставки) | Перевозочная способность | Доступность (степень развития транспортных коммуникаций) | Стоимость доставки |
Железнодорожный | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Водный | 4 | 5 | 4 | 1 | 4 | 1 |
Автомобильный | 2 | - | 2 | 3 | 1 | 4 |
Воздушный | I | 3 | 5 | 4 | 3 | 5 |
Трубопровод | 5 | 1 | I | 5 | 5 | 2 |
Организация товародвижения включает также мероприятия по складированию товарной продукции. Любому предприятию приходится хранить Товар до момента его поставки. Необходимость хранения связана с тем, что Циклы производства и потребления товара редко совпадают друг с другом, а также с тем, что покупатели иногда весьма удалены от производителя. Это обусловливает организацию складов на территории предприятия и транзитных складов на пути следования до основных покупателей.
Содержание складского хозяйства обходится предприятию не дешево. «Этому складская система предприятия должна быть в первую очередь экономичнойРазработка эффективной складской системы предполагает:
• определение места складов в системе товародвижения;
• определение направленности и технической оснащенности складов;
• определение задач работы складов;
• выбор месторасположения и объема складов;
• расчет пропускной способности складов;
• определение профиля и штата работников складского хозяйства.
В зависимости от задач, решаемых в системе складского хозяйства склады могут выполнять как услуги по продаже, так и послепродажные услуги.
Скорость выполнения заказа находится в прямой зависимости от величины товарно-материальных запасов. На предприятии целесообразно функционирование системы управления запасами, которая нацелена на определение оптимального для данного предприятия объема товарно-материальных запасов.
Прямое и косвенное распределение.
Распределение в комплексе маркетинга нацелено на обеспечение доступности товара конечным потребителям. Значительная часть предприятий доставляет товар на рынок с помощью торговых посредников. Формирование такой цепочки и представляет собой канал распределения.
Участники каналов распределения — это торговые посредники, которые, в свою очередь, сами осуществляют собственную маркетинговую политику на рынке (например, розничные и оптовые торговцы).
Решения в области распределения продукции - одни из самых сложных и ответственных, которые необходимо принять предприятию.
Принципиальное решение при выборе канала распределения - использование производителем прямого или косвенного сбыта.Выбор косвенного сбыта,завершается разработкой структуры канала, где учитывается вид торгового посредника, выполняемые им функции, возможности по реализации товара на определенной территории и др.
Наиболее эффективен прямой сбыт в следующих случаях:
• производится узкоспециализированный по назначению и технический характеристикам товар;
• товар требует высококвалифицированного сервисного обслуживания;
• количество потребителей невелико и они располагаются на относительно небольшой территории;
• количество товара достаточно, чтобы оправдать затраты на организацию торговой сети.
Косвенный сбыт связан с перемещением товаров от производителя к независимому участнику товародвижения, а затем к потребителю. Более всего он подходит в следующих случаях:
• количество потребителей велико, рынок сбыта разбросан географически;
• цена товара недостаточно высока или количество товара незначительно, чтобы покрыть издержки по организации торговой сети;
• сезонность производства товара или сезонность потребления товара;
• выбор товара покупателя требует сравнения, что обусловливает наличие глубокого ассортимента.
В зависимости от специфики товара и рынка, организация косвенного сбыта может предполагать использование как оптовых, так и розничных торговых посредников, характеристика которых приведена ниже.
Канал распределения, его функции и уровни, структура.
Распределение — это процесс обслуживания целевых рынков, обеспечение доставки целевым потребителям товаров в нужное время и нужное место, организация перемещения в определенной последовательности товаров в процессе их продажи. Для этого формируются различные каналы распределения, и проводится работа по их эффективному функционированию. Сбыт — это сам процесс продажи готовой продукции (сделки) по тем каналам, которые формирует маркетинг с учетом реальной рыночной ситуации (маркетинговая логистика).
Маркетинговые решения в области распределения охватывают следующие вопросы:
• формирование каналов распределения для охвата целевого рынка и обеспечения доступности товара целевым потребителям;
• выбор торговых посредников и установление с ними долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношений;
• организация новых форм продажи продукции компании (прямой маркетинг, франчайзинг, лизинг, электронная торговля и др.).
Канал распределения представляет собой совокупность промежуточных звеньев, вовлеченных в процесс продвижения товаров, с целью обеспечения их доступности для конечных потребителей. В качестве промежуточных звеньев могут выступать простые посредники, оптовые и розничные торговцы.
Каналы распределения характеризуются своей длиной и шириной. Длина канала распределения служит основным показателем и определяется числом звеньев, ширина канала — числом участников в каждом звене канала распределения. При этом производитель товара является начальным, а потребители — конечными звеньями канала. . В соответствии с этим различают каналы:
1) прямой (канал нулевого уровня);
2) косвенный, в том числе:
• короткий (одноуровневый);
• длинный (многоуровневый)
Для выбора длины и ширины канала принято использовать ряд критериев.
• Критерий доходов.
• Критерий затрат
•Критерий гибкости.
Критерий контроля
Формирование каналов распределения представляет собой динамический процесс. Он требует постоянных уточнений.
.Канал нулевого уровня состоит из производителя, продающего товар, и непосредственно потребителя. Такой канал также называют каналом прямого сбыта. Одноуровневый канал, кроме того, включает в себя одного посредника. На рынке товаров промышленного назначения - это крупный оптовик. Двухуровневый канал включает в себя уже двух посредников. На потребительском рынке такими посредниками обычно становятся оптовые и розничные торговцы, на рынках товаров промышленного назначения только оптовые. Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Мелкие оптовики приобретают товар у крупных оптовиков и перепродают их небольшими партиями розничным торговцам, которых крупные оптовики, как правило, не обслуживают.
Существуют также и каналы с большим числом уровней. Решение о протяженности канала распределения учитывает необходимость осуществления контроля над распределением. Чем больше уровней в канале распределения, тем труднее производителю осуществлять контроль над рыночной ситуацией.Характер взаимоотношений между участниками канала определяет его структуру. Различают четыре вида организационных структур: традиционный канал распределения, вертикальную маркетинговую систему, горизонтальную маркетинговую систему и многоканальную маркетинговую систему. Традиционный канал распределения состоит из производителя, одного или нескольких торговых посредников, каждый из которых является независимым по отношению к другим и осуществляет свою деятельность по своему усмотрению. Вертикальная маркетинговая система, наоборот, состоит из производителя и торговых посредников, которые действуют как единая система. Объединение усилий по сбыту позволяет максимизировать конечную прибыль, которая затем распределяется в соответствии с вкладом каждого участника канала распределения.
Горизонтальная маркетинговая система характеризуется объединением усилий по сбыту предприятий, относящихся к одному уровню канала распределения.Многоканальная маркетинговая система совмещает принципы организации традиционного канала, вертикальной маркетинговой системы и горизонтальной маркетинговой системы. Подобную стратегию распределения практикуют крупные предприятия, реализующие свою продукцию на большом количестве рынков, в том числе и в международном масштабе, планирование каналов распределения, в первую очередь, предполагает выбор между прямым и косвенным сбытом. Прямой сбыт связан с перемещением товаров от производителя к потребителю без использования независимых посредников.
Характеристика распределения: интенсивное, эксклюзивное и селективное.
По уровню охвата рынка для решения задач проникновения на рынок распределение делится на три типа:
• интенсивное распределение;
• избирательное (селективное, выборочное) распределение;
• исключительное (эксклюзивное) распределение.
При интенсивном распределении — (много продавцов на многих рынках) предприятие стремится реализовать свой товар в максимальном числе магазинов, чтобы как можно больше охватить потенциальных потребителей. Достоинства интенсивного распределения заключаются в достижении наибольшей доступности товаров и высокой доли рынка. Изготовитель выигрывает за счет масштаба производства.
Избирательное распределение — (несколько продавцов на одном рынке) предполагает использование ограниченного числа посредников. Используется для товаров, покупка которых требует предварительного выбора. Преимущества избирательного распределения связаны с более эффективным функционированием канала распределения, снижением затрат. В то же время недостатками являются: неполный охват рынка; возможность появления конкурентов; потеря потенциально возможных продаж и др.
При исключительном распределении — (один продавец на одном рынке) только один торговец может представлять изготовителя на одном географическом рынке. Он получает статус «уполномоченного дилера». Используется при организации продаж дифференцированных товаров, высокого качества, модных и престижных и т.п. Отбор торгового посредника более тщательный, ему запрещается торговать товарами конкурентов.Как метод исключительного распределения в современных условиях активное развитие получает франчайзинг. Преимущества исключительного распределения заключаются в лучшем обслуживании покупателей, низком уровне затрат, контроле продаж и т.д. Недостатки сводятся к небольшому охвату рынка, связанности обязательствами.
Решения по охвату рынка в конечном счете зависят от:
• настоятельности потребности (чем выше настоятельность, тем ближе к интенсивному типу);
• характера потребности (удовлетворяется с помощью товаров массового или эпизодического спроса);
• желаемого охвата (доли) рынка.
Охват рынка характеризует уровень доступности товаров для конечного потребителя. Используются показатели:
• интенсивного (числового) распределения;
• эффективного (взвешенного) распределения;
• относительного покрытия рынка или индикатора выбора;
• средней доли в обороте;
• доли рынка.
Основные посредники, их характеристика и функции.
Участие посредников во взаимосвязях между производителем и потребителем обусловлено объективной необходимостью согласования различий по месту и времени, количеству и качеству. Производители не в состоянии обеспечить все функции, вытекающие из требований свободного обмена. Участие в этом процессе посредников позволяет создать необходимые условия по приведению в соответствие индивидуальных возможностей каждого производителя к индивидуальным потребностям пользователей.
Функции посреднического процесса охватывают следующие виды действий:
• перемещение товаров и прав собственности на них от места их производства к месту их потребления;
• формирование товарного предложения по объему и структуре, соответствующим потребностям рынка;
• организация хранения товаров;
• сортировка и подбор товаров, адаптированных к рыночным требованиям;
• облегчение доступа и установление контактов с группами покупателей;
• организация информированности рыночных потребителей.
В качестве промежуточных звеньев могут выступать простые посредники, оптовые и розничные торговцы.
.
Основные типы оптовых посредников—это дистрибьюторы, сбытовые агенты, комиссионеры, товарные брокеры и маклеры, консигнаторы, поверенные, дилеры, сбытовые организации промышленных компаний, независимые оптовики-купцы и др.
Посреднические организации предприятия могут быть классифицированы по основным признакам. Важнейший признак классификации -это выполняемые функции.
1. В зависимости от функций и набора предоставляемых услуг посредники могут быть разделены на несколько видов.
Универсальные посредники (дистрибьюторы, оптовики-купцы) - осуществляют весь комплекс функций организационно-коммерческой: деятельности: покупку товаров за свой счет, их транспортировку и хранение, преобразование производственного ассортимента в торговый, кредитование потребителей и авансирование поставщиков, рекламирование, консультативно-информационное обслуживание и пр.
Специализированные посредники концентрируют свою деятельность на отдельных функциях и подразделяются на информационно-контактных, информационных, поисковых, поверенных посредников, осуществляющих сбыт по почте, занимающиеся развозной торговлей и лизингом.
Информационно-контактные посредники содействуют установлению хозяйственных связей между поставщиками и потребителями. Так, комиссионеры подыскивают партнеров и подписывают контракты от своего имени, но исполняют их за счет продавца или покупателя.
Информационные, или чистые, посредники не имеют в своем распоряжении товара и выполняют условия реализации, продиктованные производителем. В качестве таких посредников на рынке выступают брокеры — специализируясь на узком ассортименте товаров, они обладают информацией о конъюнктуре рынка, возможностях закупки и сбыта товаров, благодаря чему поддерживают высокую норму прибыли в своей деятельности.
Поисковые посредники — это, как правило, агенты промышленных фирм, которые занимаются поиском потенциальных покупателей товаров в определенных регионах. Поисковых посредников зачастую называют торговыми агентами. Это фирма или лица, которые действуют на основе договоров поручения или простого посредничества и призваны содействовать заключению договоров поставки от имени производителя и за его счет.
Дистрибьюторы, имеющие складские помещения, как правило, осуществляют в полном объеме коммерческую и производственную деятельность, входящую в компетенцию посредника. Их называют дистрибьюторами регулярного типа. Приобретая изделие за свой счет, они, как и торговые маклеры, принимают на себя весь риск, вызванный изменениями конъюнктуры, порчей, моральным ста рением и т.д. Дистрибьюторы также хранят товары, избавляя своих поставщиков и заказчиков от необходимости содержания складских запасов. Ими решается важная задача преобразования промышленного ассортимента выпускаемой продукции в торговый ассортимент в соответствии с производственными нуждами потребителей. Они занимаются транспортными операциями, кредитуют потребителей, осуществляют рекламную деятельность и, кроме того, оказывают консультационно-информационные услуги.
В зависимости от характера товарной специализации выделяются многотоварные дистрибьюторы, не имеющие строго определенной специализации и реализующие многопрофильную продукцию, а также дистрибьюторы, строго определяющие свою товарную группу.
Последние классифицируются на различные категории в соответствии с количеством ассортиментных позиций. Расширение ассортимента рассматривается как важный фактор повышения конкурентоспособности.
Оптовая и розничная торговля.
Предприятия оптовой торговли должны специализироваться на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями — производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг.
Основными задачами оптового торгового предприятия являются:
• поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;
• закупка товаров у производителей и их доставка, хранение;
• формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;
• обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;
• маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных торговых предприятий;
• информационное обслуживание.
Развитие рыночных отношений способствует; возникновению новых функций оптовых предприятий (услуги по управлению, консультации по использованию товаров, гарантийное обслуживание и др.)
Оптовые предприятия обеспечивают значительную экономию издержек обращения, так как розничные предприятия освобождаются от закупок товаров у множества производителей и снижаются материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой. Хранение товаров обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети
Именно оптовые предприятия, используя свое положение на пересечении информационных потоков, способны обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации и, обобщив и проанализировав ее, передать поставщику или покупателю.
Оптовые предприятия должны привлекать розничные, торговые предприятия по поставке товаров. В этой связи важное значение имеет развитие такой функции оптовой торговли, как коммерческое кредитование, финансирование сделок. Опыт западных фирм показывает, что во многих случаях выбор каналов товародвижения зависит от того, насколько его организатор может сам кредитовать рыночные сделки заинтересованных сторон. Оптовые предприятия зачастую финансируют производителя, предоставляя ему заказ на определенную партию товара с гарантией его реализации и оплачивая в виде аванса часть заказанной партии товара. Финансирование розничных предприятий оптовые фирмы осуществляют, реализуя им товар с отсрочкой платежа.
Под розничной торговлей понимают деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного, некоммерческого использования. Функции розничной торговли определяются непосредственным контактом с потребителем и заключаются в выполнении следующих действий;
• формирование рационального товарного ассортимента (по общему ему, товарной номенклатуре, структуре отдельных видов и разновидности с учетом предъявляемого спроса;
• изучение покупательского спроса на товары, требований и предпочтений покупателей;
• подготовка товара для реализации (фасовка, упаковка, придание товарного вида)
• организация продажи товаров конечному покупателю (выкладка и демонстрация товара в торговом зале, консультация покупателей);
• реклама товаров;
Оказание дополнительных услуг, связанных с приобретением товара подготовка товара, комплектование подарочного набора, подгонка швейных изделий по фигуре, доставка товара на дом покупателю, хранение личных щей, организация автостоянки и др.).
Специализация торговой сети состоит в рациональном формировании ассортимента товаров в пределах определенной группы, специализация оказывает влияние на повышение эффективности использования торговой площади и объемы реализации.
Основными направлениями специализации является установление профиля магазина по товарному признаку или комплексности покупки торов. В этой связи выделяют: специализированные.узкоспециализированные.комбинированные магазины. магазины комплексного спроса. универсальные магазины
Рост влияния розничных торговцев выражается в том, что они взимают плату за хранение с производителей, продающих свой товар через их магазины, плату за продажу, чтобы покрыть расходы на использование торговых площадей, назначают штрафы за позднюю и неполную доставку и берут отдельную плату за возврат непроданного или некачественного товара производителя.