15. Имидж и корпоративная культура фирмы.
Роль и значение имиджа и корпоративной культуры в деятельности организации.
Под имиджем понимают совокупность впечатлений от общения с организацией.
Корпоративный, или организационный имидж — это образ организации в представлении групп общественности. Благоприятный (позитивный) имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке. Он привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем. Благоприятный имидж способствует повышению репутации и доверия, улучшению партнерских и деловых отношений.
На создание имиджа фирмы воздействуют учредители организации, ее спонсоры, меценаты и партнеры. Их собственный образ активно влияет на общественное мнение людей, вступающих во взаимодействие с данной организацией.
В формировании имиджа задействованы весь персонал и специальные подразделения, целиком или частично занятые этим процессом. К ним относятся группы имиджмейкеров, осуществляющие разработку общей концепции, выбирающие методы и формы работы в их постоянной динамике, проводящие анализ эффективности.
Практически целиком на имидж фирмы работают отделы рекламы, другие маркетинговые службы, применяющие самые разные приемы: выпуск печатных изданий, аудиовизуальную информацию, оформление витрин и демонстрационных залов, инструктирование лиц, доводящих товары и услуги до потребителей, проведение презентаций, связанных с юбилейными датами, выпуском новых товаров, спектаклей, участие в культурных программах.
Образ организации формируется из многих компонентов. К ним относятся:
1) название фирмы, которое должно вызывать положительные ассоциации, быть запоминающимся, отражать сферу и направленность деятельности, ее статус;
2) социальная значимость работы коллектива, ее роль в удовлетворении потребностей пользователей;
3) характеристика товара или услуги, ее пользовательские свойства, преимущества по сравнению с другими производителями;
4) имидж кадров, наличие крупных специалистов, выдающихся деятелей, неординарных руководителей;
5) имидж персонала как типологическая характеристика служащих, единой команды, ставящей во главу своей работы интересы потребителей, компетентность;
6) стиль работы, включающий надежность, оперативность, новаторский подход, эффективность производства, стабильность развития и другие характеристики, соответствующие цели функционирования;
7) условия оплаты товара, услуги;
8) этика деловых отношений внутри коллектива и с внешними организациями и потребителями;
9) архитектура и интерьеры зданий и помещений, отражающие материальные возможности фирмы, культуру дизайна, вкусовые ориентации;
10) развитая инфраструктура - пищевые блоки, санитарно-гигиенические условия, раздевалки, кабинеты психологической разгрузки и медицинской помощи, физкультурные залы, библиотеки, подъездные пути, удобства парковки автомобилей, возможности оперативного копирования документов и т.д.;
11) стиль одежды персонала, его внешний облик;
12) режим работы,
13) уровень делопроизводства, обеспечивающий четкие рамки взаимоотношений, их надежную фиксацию, хранение документов и их оперативную выдачу;
14) порядок в организации.
Главной составляющей имиджа фирмы являются ее товары и услуги, раскрытию потребительских качеств которых придается особое значение.
Формирование имиджа - это система действий, направленных на: I) создание отличительных позитивных характеристик субъекта, 2) достижение наиболее органичного присутствия субъекта в некотором контексте, 3) создание у целевых групп ощущения присутствия субъекта в максимально большом количестве сегментов окружающего и контекста. То есть имидж представляет собой систему «тотальной» коммуникации.
Важнейшим ресурсом, способным создать гибкую, адаптивную и тем самым эффективную производственную систему, является корпоративная (организационная) культура предприятия, поскольку именно она определяет, как, каким образом и с какими затратами достигаются результаты его деятельности, обусловливая изменение соотношения между объёмом производства и измеряемыми затратами.
Корпоративная организационная культура является оболочкой любого предприятия. Как система элементов, корпоративная культура лежит в основе организации управления всеми факторами производства (трудовыми ресурсами, материалами, капиталом и информацией). Однако только сильная корпоративная культура обусловливает успешное функционирование предприятия — сложной открытой системы. В достижении долгосрочной эффективности предприятия определяющим фактором является только лишь сильная корпоративная культура.
Ключевые составляющие корпоративного имиджа.
Бизнес-имидж предприятия складывается из представлений партнеров о предприятии как субъекте определенной деятельности. В качестве основных детерминант бизнес-имиджа выступают: деловая репутация, или добросовестность (соблюдение этических норм бизнеса) в осуществлении предпринимательской деятельности
Социальный имидж предприятия заключается в представлениях широкой общественности о социальных целях и роли предприятия в экономической, социальной и культурной жизни общества.
Имидж предприятия для госструктур составляют представления о предприятии представителей региональной администрации, исполнительной и законодательной власти.
Внутренний имидж предприятия формируют представления персонала о своем предприятии. Персонал при этом рассматривается не только как фактор конкурентоспособности предприятия, одна из ключевых групп общественности, но и как важный источник информации о предприятии для внешних аудиторий. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура предприятия и социально-психологический климат Зеркальный имидж- это то, как руководство организации представляет себе имидж своей фирмы.
Формирование имиджа фирмы, поддержание и управление им.
На формирование имиджа организации влияют как объективные (социально-психологические), так и субъективные (индивидуально-психологические) факторы. Субъективные (индивидуально-психологические) факторы в значительной мере определяются индивидуальными особенностями личности и представляют собой субъективный образ организации в сознании человека, детерминированный его пристрастиями, предпочтениями, желаниями и страхами (опасениями).
К социально-психологическим факторам относится степень известности организации. Чем менее известна на релевантном рынке труда конкретная организация, тем с большей вероятностью при формировании ее имиджа целевые группы будут полагаться на стереотипы, приписывая конкретной компании характеристики, которые, по их мнению, присущи всей группе подобных организаций\
На имидж организации влияет и отраслевой имидж: чем менее известна организация, тем с большей вероятностью ей будут приписываться характеристики всей отрасли.
К субъективным факторам, воздействующим на формирование имиджа организации, относят характеристики самих потенциальных работников, такие как пол, возраст, образование, профессиональная принадлежность, индивидуально-психологические черты личности, состояние здоровья и др. Выраженное индивидуально-психологическое влияние на формирование имиджа организации оказывают прямые контакты потенциального работника с организацией и ее сотрудниками, так как его позитивные и негативные реакции и впечатления будут в значительной мере определяться личными предпочтениями, симпатией и антипатией, субъективными образами приемлемого или неприемлемого внешнего вида, поведения, речи, эмоциональной реакции сотрудников, интерьером офисных и производственных помещений, местом расположения организации и т.п.
Имидж — это образ, представление, которое складывается у человека, аудитории, группы, народа о товаре, проекте, человеке, фирме, организации. «изображение;Обычно ассоциируется с понятием престижа и престижности, репутацией. Он формируется результатами деятельности, а также средствами рекламы, массовой коммуникации и т.п. Имидж составляет целую отрасль в управлении, общественном мнении, используется в бизнесе, политике».
С имиджем напрямую связана и репутация фирмы, а она, считается, имеет прямое и конкретное коммерческое выражение, так как до 15 % стоимости фирмы составляет ее репутация. Слагаемыми имиджа предприятия на рынке являются:
1. Общая известность и репутация;
2. Скорость реагирования на заказы;
3. Соблюдение сроков и условий;
4. Гибкость цен;
5. Инновационность, современность;
6. Финансовая устойчивость;
7. Престиж, имидж товара;
8. Послепродажное обслуживание;
9. Условия платежа и система скидок;
10. Торгово-сбытовая политика;
11. Рекламная политика;
12. Наличие фирменных магазинов;
13. Уровень зарубежной активности;
14. Конкурентный статус
Создание имиджа бизнес-организации в рыночной среде ведется на основе стратегического подхода, с помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций, одним из которых является Паблик Рилейшнз.
Успешный процесс формирования имиджа требует управления — планирования, организации, контроля. Деятельность по формированию имиджа оценивается качественно (цели, структура, содержание, исполнители, технологии) и количественно (затраты, сроки, результаты, экономическая эффективность).
В основу систем мониторинга компонентов, составляющих имидж, положены математические модели. Для оценки и оптимизации имиджа организации используются базы данных и системы поддержки решений. PR-агентства имеют базы, содержащие обширные данные о СМИ, материалах, появившихся в них, а также о сотрудниках СМИ — редакторах и журналистах. Сегодня оценку имиджа можно вести с помощью специальных программных средств мониторинга в непрерывном режиме путем отслеживания содержания электронных СМИ и сайтов Интернет с минутными интервалами.
Одним из средств формирования имиджа является разработка фирменного стиля.
Фирменный стиль — это набор словесных, цветовых и графических компонентов, которые в органичном сочетании обеспечивают визуальное и смысловое единство товаров (услуг) и всей деятельности предприятия
Средством формирования имиджа может быть издание отчетов о деятельности компании.
В целях формирования имиджа используется «корпоративная реклама» (corporate advertsing).
Важное значение для формирования имиджа имеет наименование предприятия. Оно обычно должно состоять из трех частей:
- характеристика организационно-правовой формы предприятия;
- определение вида деятельности;
- фирменное наименование.
И если первые две могут совпадать, то третья как раз должна иметь свои особенности и по сути является выраженным словами товарным знаком. И случается, что две разные фирмы берут одно и то же название. Чтобы этого избежать, их надо регистрировать.
Цели, задачи, функции и мероприятия public relations.
Основная цель PR — это обеспечение взаимопонимания и взаимного сотрудничества людей, участвующих в информационном обмене; управление коммуникациями между организацией и ее общественностью. PR-деятельность предполагает комплексную и целенаправленную работу с целевой аудиторией до первичного контакта с компанией, во время первичного контакта, после него, а также поддержание и стимулирование желания потребителя на дальнейшее сотрудничество. Использование инструментов PR позволяет компании управлять своей репутацией (среди потенциальных и реальных клиентов, партнеров и инвесторов), предотвращать кризисные ситуации или помогать в их устранении, достигать стратегических бизнес-целей, решать маркетинговые задачи, а также оптимизировать отношения внутри самого коллектива.
PR устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которой зависит успех или неудача в деятельности организации. Цель PR — достижение взаимопонимания, выявление и формирование общих представлений, ценностей, интересов и предпочтений на основе достоверной и достаточной информации. Задачами, которые традиционно могут быть поставлены перед PR, — достижение доброжелательного отношения, веры в хорошую репутацию, уважения, доверия со стороны социальных институтов, создание устойчивого впечатления ответственной, добропорядочной организации.
Составляющие фирменного стиля, их характеристики.
Фирменный стиль является одним из инструментов формирования брэнда и одновременно — элементом брэндинга.
Одним из средств формирования имиджа является разработка фирменного стиля.
Фирменный стиль — это набор словесных, цветовых и графических компонентов, которые в органичном сочетании обеспечивают визуальное и смысловое единство товаров (услуг) и всей деятельности предприятия. Он составляет часть коммуникационной политики фирмы и помогает создавать представление о «фирменном товаре» и лучше его запоминать. Выделяют следующие слагаемые фирменного стиля: товарный знак (логотип), слоган (постоянный словесный девиз фирмы), фирменные цвета, набор шрифтов, графические символы.
К основным объектам фирменного стиля относятся: деловая документация фирмы (бланки, конверты, счета, визитки); печатная реклама (листовки, каталоги, плакаты, типовые оригинал-макеты рекламы в прессе); сувенирная продукция самых различных видов; спецодежда и оформление фирменного транспорта; элементы наружной рекламы (оформление интерьеров офиса и выставочных экспозиций, торговых залов, витрин); маркировка и дизайн упаковки.
Наличие ФС свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя. Одной из задач использования ФС является напоминание покупателю о тех положительных эмоциях, которые доставили ему уже ранее покупавшиеся товары данной фирмы. Таким образом, наличие ФС косвенно гарантирует высокое качество товаров и услуг.
Фирменный стиль является одним из инструментов формирования брэнда и одновременно — элементом брэндинга.
Фирменный стиль тесно связан с торговой маркой и логотипом. Его задача — во всех сферах, где потребитель соприкасается с фирмой, идентифицировать эту фирму, выделять ее из ряда других. Фирменный стиль могут позволить довольно крупные фирмы, заботящиеся о своем имидже.
Элементом формирования фирменного стиля является и правильно проводимая политика торговой марки. Торговой маркой называют наименование, знак или символ, а также их комбинацию, которые связаны с определенным товаром. Торговая марка помогает достигать следующие цели: обеспечивать узнаваемость товара; гарантировать его качество; отличать от изделий конкурентов; формировать верность марке; обеспечивать свободу в ценовой политике. По торговой марке узнают товары, и они сами делятся на марочные изделия и без марок, что может заведомо показывать разницу в их качестве.
Торговая марка становится средством в борьбе за рынок. Эффективным проявлением отношения к торговой марке может быть имидж товара на рынке (или его брэнд).
Корпоративная культура и стратегия фирмы.
Выделяется четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации: • игнорируется культура, серьезным образом препятствующая эффективному проведению в жизнь выбранной стратегии;
• система управления подстраивается под существующую в организации культуру; этот подход строится на признании имеющихся барьеров, создаваемых культурой для выполнения желаемой стратегии, и выработке альтернатив по «обходу» этих препятствий без внесения серьезных изменений в. саму стратегию .
Так, при переходе от механистической к органической схеме организации во многих производствах долгое время не удается изменить культуру на сборочных участках. В этом случае данный подход может помочь в решении проблемы;
• делаются попытки изменить культуру таким образом, чтобы она подходила для выбранной стратегии. Это наиболее трудный подход, занимающий много времени и требующий значительных ресурсов. Однако бывают такие ситуации, когда он может быть основным для достижения долговременного успеха фирмы;
• изменяется стратегия с целью ее подстраивания под существующую культуру. Выводы, которые могут быть сделаны из этого краткого рассмотрения вопросов совместимости культуры и стратегии в организации, свидетельствуют о том, что все усилия должны быть предприняты для минимизации возникающего риска. Когда этого нельзя избежать по причине структурных изменений в отрасли, в которой действует фирма, либо из-за серьезных трудностей в ее работе, то может использоваться комбинация трех последних подходов для выведения «культурного» риска на допустимый уровень.
1 Хулей Грэм, Сондерс Джон, Пирси Найджел. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование / Пер. с англ. - Днепропетровск: Баланс-Бизнес Букс, 2005.-С.59.
2 Хулей Грэм, Сондерс Джон, Пирси Найджел. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование / Пер. с англ. - Днепропетровск: Баланс-Бизнес Букс, 2005.-С.61.