13. Организация и управление рекламной деятельностью на рынке товаров, работ, услуг.
Понятие и сущность рекламы.
Реклама — это комплекс средств и приемов, направленных для достижения конечной цели — реализации товаров и услуг и создания спроса на них. Она предполагает установление контакта между продавцом и потенциальным покупателем предлагаемой продукции в целях побуждения последнего приобрести эту продукцию. Реклама продукции имеет четкую цель, для реализации которой подбираются соответствующие способы воздействия на клиента. К целям рекламы относятся создание и расширение рынка сбыта продукции, создание имиджа предприятия, повышение уровня собственной организации производства (внутрифирменная реклама).
Цели рекламной кампании состоят в достижении желательной реакции в поведении потребителей:
• познавательная реакция (повышение известности торговой марки, быть первой торговой маркой в представлении потребителей и др.);
• эмоциональная реакция (осознание ценности товара, достижение предрасположенности к торговой марке, выработка предпочтений и др.);
• поведенческая реакция (побуждение к пробным покупкам, повышение интенсивности потребления, усиление преданности торговой марке и др.).
Цель рекламы показывает, на каком виде реакции потребителя следует сосредоточить основные усилия. Высшая цель рекламы — повлиять на клиента таким образом, чтобы он при покупке выбрал рекламируемый продукт.
Цели рекламы бывают краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными в зависимости от стратегии поведения товара на рынке. Цели могут ориентироваться на спрос (информация, убеждение, напоминание) и на имидж (отраслевые, корпоративные). В общем случае они состоят в достижении желательной реакции в поведении потребителей, т.е. познавательной, эмоциональной и поведенческой.
Коммерческая реклама товара должна информировать покупателя о продукции спонсора или стимулировать рынок. Ее предназначение, — продать конкретную продукцию, переключить на нее внимание с аналогичной продукции конкурентов. В отличие от нее корпоративная реклама строится таким образом, чтобы создать позитивное отношение к самому продавцу. Задача этой рекламы — усилить внимание к стоящей за ней организации, а не к тому, что выставляется этой организацией на продажу.
Различают экономические и коммуникативные цели рекламы: первые прямо направлены на покупку товара, вторые –ознакомление с новым товаром.новой маркой или новым предприятием
Для того чтобы реклама имела успех, она должна быть правдивой, соответствовать действительности и выделять только те качества и достоинства, которыми обладает рекламируемый товар.
Рекламная информация призвана способствовать реализации товаров (работ, услуг), а также формировать и поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, о котором она сообщает.
В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама может эффективно решать следующие задачи:
- информирование (формирование осведомленности и знания о новом товаре, конкретном событии, о фирме и т. п.);
- увещевание (постепенное, последовательное формирование предпочтения, соответствующего восприятию потребителем образа фирмы и ее товаров; убеждение покупателя совершить покупку; поощрение факта покупки и т. д.);
- напоминание (поддержание осведомленности, удержание в памяти потребителей информации о товаре в промежутках между покупками; напоминание, где можно купить данный товар, и другие задачи);
- позиционирование (перепозиционирование) товара/фирмы-коммуникатора;
- удержание покупателей, лояльных к рекламируемой марке;
- создание «собственного лица» фирмы, которое отличалось бы от образов конкурентов. Обозначающее эту функцию сленговое выражение «отстройка от конкурентов» стало уже общепринятым термином.
В конечном итоге все функции рекламы, так же, как и других элементов комплекса маркетинга, сводятся к достижению основных целей СМК: формирование спроса и стимулирование сбыта.
Специалисты выделяют шесть основных видов рекламы:
1) потребительская — рекламирует товары массового потребления и потребительские товары длительного пользования;
2) профессиональная — ее цель заключается в продвижении непотребительских товаров и услуг, в число которых входят сырье, детали и дополнительное оборудование;
3) торговая — адресована тем, кто продает, т.е. в первую очередь оптовикам, агентам, импортерам и экспортерам; ее особенностью является то, что товары рекламируются для перепродажи;
4) для розничных торговцев — занимает промежуточное положение между торговой и потребительской рекламой; основные ее формы — это работа по заказам, т.е. по прямому ответу на рекламу, и продажа помимо магазинов;
5) финансовая — обслуживает банки, ипотеки, биржи, страхование и капиталовложения
6) о найме — ее целью является набор персонала. «Антирекламная реклама» имеет целью критику рекламы, ее суть заключается в ироническом отношении к другим рекламным роликам и методам продвижения.
Недобросовестная реклама, которая нередко встречается, наносит материальный ущерб или урон престижу фирм-конкурентов.
Для предприятий, производящих однородные продукты, имеет смысл прибегнуть к совместной рекламе. В этом случае рекламируется не конкретное предприятие, а просто продукт, произведенный на разных предприятиях.
Основные характеристики рекламы
Реклама — это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице (рекламная информация). Рекламная информация призвана способствовать реализации товаров (работ, услуг), а также формировать и поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, о котором она сообщает. Закон дает широкое определение рекламы. В нем содержатся следующие требования:
- реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и без применения технических средств;
- реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках народов Российской Федерации;
- не допускается реклама товаров, реклама самого рекламодателя, если осуществляемая им деятельность требует лицензии, но она не получена, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации;
- реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации»;
- использование в рекламе объектов исключительных прав допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности;
- реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.
Таким образом, во всех определениях подчеркиваются признаки рекламы: ее платность, неперсонифицированность, однонаправленность на конкретную покупку, опосредованность, т.е. реклама передается через систему посредников.
К основным характеристикам рекламы относят увещевательность, неличный характер, одностороннюю направленность, неопределенность позиции, общественный характер, беспристрастность и т.д., например: заработать деньги, сэкономить средства, сэкономить время, избежать усилий, достичь большего комфорта, укрепить здоровье, сделать окружающую среду чище, не чувствовать боли, получить похвалу, стать популярным, заслужить уважение, больше удовольствия, защитить семью, выглядеть стильно, иметь престижные вещи, избежать проблем, сохранить репутацию, обезопасить себя, удовлетворить желание.
Важнейшими коммуникационными характеристиками рекламы являются: неличный характер; односторонняя направленность рекламного обращения; неопределенность с точки зрения эффекта воздействия; общественный характер; четкая определенность спонсора; ярко выраженная субъективность; броскость и способность к увещеванию.
Основными функциями рекламы являются: информационная (заявление о существовании, формирование знаний о товаре, фирме, их основных количественных и качественных параметрах и особенностях), психологическая (побуждение и развитие потребностей в каких-либо действиях (например, в покупке) через воздействие на чувства, самооценки, устремления потребителей) и стимулирующая (когда потребность уже осознана, осуществляется напоминание, побуждение к действию — приобретению (покупке), установлению контактов и пр.).
Кроме них реклама выполняет еще и другие функции.
Коммуникативную. С помощью применяемых в процессе изучения рекламной деятельности анкет, опросов, сбора мнений, анализа процесса реализации товаров поддерживается обратная связь с рынком и потребителем. Вместе с тем реклама исключает диалог, аудитория не всегда спешит ответить на сделанное предложение.
Контролирующую и корректирующую (увещевательную). Она позволяет контролировать продвижение товара на рынок, создавать и закреплять у потребителей устойчивую систему предпочтений к нему, в случае необходимости быстро корректировать процесс сбытовой и рекламной деятельности.
Управления спросом. Используя возможности направленного воздействия на потребителя, реклама способствует не только формированию спроса, но и управлению им.
Экономическую. Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс купли-продажи, реклама способствует оборачиваемости капитала.
Образовательную. Люди учатся на рекламе, они узнают новое и интересное о предлагаемых им товарах и открывают способы совершенствования своей жизни
Общественную. Передается сообщение, адресованное одновременно множеству лиц, пропагандирующее какое-либо позитивное явление, событие, юбилейную дату, предупреждение, призыв и т.д. Покупатель получает мотивации от рекламы, понятные обществу.
Экспрессивную. Она проявляется через дизайн, светотехнические и другие эффекты, становясь броской, впечатляющей, эффектной, красивой.
Выделяют три отдельных направления развития рекламы (привлечение клиентов, участие в процессе анализа рынка, формирование условий для достижения успеха в бизнесе), а также их комплексное воздействие. Различие между рекламой продукта и рекламой фирмы заключается в том, что именно является объектом рекламного обращения. Любая организация занимается обычно рекламой, как отдельных продуктов, так и фирмы в целом.
Характеристика и выбор средств рекламы.
Средство рекламы — это способ представления рекламы с использованием какого-либо носителя или раздражителя для передачи информации в определенных форме и виде. Средство рекламы определяет, с помощью каких способов будет оказываться воздействие на потребителя для передачи ему рекламного сообщения.
Существуют различные каналы для передачи рекламного сообщения целевой группе:
• электронные средства (Интернет, телевидение, радио, видео, аудио);
• печатные издания (газеты, журналы);
• средства внешней рекламы (щиты, плакаты и др.);
• прямая реклама (рассылка по почте);
• сувенирная реклама.
Таблица 1
Классификация средств рекламы
1. Реклама в прессе | а) газеты (международного, национального, местного распространения - популярные, общеделовые, специализированные); б) журналы (международного, национального, местного распространения - популярные, общеделовые, специализированные) |
2. Печатная реклама | а) листовки; б) проспекты, буклеты; в) каталоги; г) информационные письма; д) справочники |
3. Реклама средствами | а) по радио (международному, национальному, местному); б) по телевидению (национальному, местному, кабельному) |
4. Почтовая реклама | а) прямая почтовая реклама печатных рекламных материалов; б) прямая почтовая рассылка видеокассет и видеодисков |
5. Кинореклама | а) кино (видео) фильм; 6) слайд-фильм |
6. Наружная реклама | а) крупногабаритные плакаты (массовые - выполненные типографским способом, или рисованные индивидуального исполнения); б) газосветные установки; г) малогабаритные плакаты и др. |
7. Реклама
| а) надписи и наклейки на наружных поверхностях транспорта, б) плакаты и наклейки, размещаемые в салонах, и др. |
8. Реклама в местах продажи | а) витрины; 6) вывески; в) упаковка; г) рекламные вкладыши и др. |
9. Вещевая реклама | а) сувенирные значки; б) сувенирные канцтовары; г) сувенирные кожгалантерейные товары и др. |
10. Другие средства рекламы | а) компьютеризированные источники рекламной информации; б) выставки и ярмарки и др.
|
Решения о выборе каналов сообщения принимаются на основе следующих критериев:
1) доступность канала;
2) максимальный охват целевой аудитории;
3) степень доверия конкретному каналу;
4) соответствие канала целям рекламной кампании;
5) наличие альтернативных каналов;
6) соотношение затрат и эффекта рекламы.
Конкретными показателями для выбора каналов сообщения являются:
• охват целевой аудитории (тиражи, рейтинги). Выражается величиной целевой аудитории, которая подвергается воздействию рекламы один или несколько раз за определенный промежуток времени;
• частота рекламного воздействия. Оценивается общим числом контактов отдельных потребителей с рекламным сообщением;
• временной лаг между сдачей материала и его публикацией;
• коммуникативный эффект. Определяется процентом целевой аудитории, подвергшейся рекламному воздействию такое минимальное число раз, которое считается достаточным для того, чтобы реклама возымела успех;
• тарифные ставки на канале сообщения. Рекламные издержки исчисляются в расчете на 1000 человек целевой аудитории, с которой установлен контакт.
Решения о выборе каналов для передачи рекламного сообщения связаны с поиском носителя, который предлагает наименьшие расценки на рекламу в расчете на 1000 человек целевой аудитории; достижением оптимального сочетания охвата и частоты воздействия рекламы; совершенствованием временной привязки рекламной кампании.
Механизм рекламного воздействия (привлечение внимания, вызов нужных ассоциаций, апелляция к чувствам, воздействие на память и т.п.).
В содержательной разработке рекламного обращения первая стадия - это создание различных вариантов рекламных аргументов. Они должны быть убедительны, действенны, четко адресованы. Идеи рекламных сообщений можно черпать у самих потребителей, - нет сомнения, что они формулируют и предъявляют именно те требования, сообщение об удовлетворении которых вызовет у них безусловную положительную реакцию. Ценные идеи подсказывают также посредники по сбыту, отчасти - поставщики, и, конечно же, — конкуренты. Все это так называемые индуктивные методы аргументации.
Другую группу составляют дедуктивные методы. Ф. Котлер приводит шесть возможных стратегий дедуктивного формирования аргументов:
а) приблизить позицию данного товара к точке, которую занимает товар, идеальный с точки зрения потребителей данного сегмента рынка;
б) сдвинуть точку, занимаемую «идеальным» товаром, к нынешней позиции нашего товара;
в) показать, что товары конкурентов находятся дальше от идеала, чем наш товар;
г) изменить мнение потребителей об иерархии, относительной важности различных свойств, качеств, характеристик существующих товаров;
д) обратить внимание потребителей на новые характеристики, выгодно отличающие наш товар от товаров конкурентов;
е) попытаться внедрить наш товар на новые целевые рынки.
Еще одна система дедуктивных методов формирования рекламных сообщений состоит в том, что в них используются различные комбинации четырех характеристик товара: рациональная полезность (функциональность), сенсорная или чувственная полезность (удовольствие), социально-престижная полезность (повышение престижа потребителя в результате обладания данным товаром) и полезность для самоутверждения возможность поднять самооценку).
Следующая стадия — отбор рекламных аргументов — предполагает испытания созданных вариантов на их действенность по трем основным признакам: желательность нашего товара для потребителя - его исключительность, наличие определенных специфических черт, присущих только ему; убедительность, доказательность аргументации. Здесь весьма желательна экспериментальная проверка действенности различных аргументов непосредственно в потребительской среде.
За этой стадией следует детальная разработка рекламного обращения. Проектируются способы подачи отобранных аргументов: структура рекламного объявления, его компоновка и формат, формулировка тезисов; осуществляется подбор рекламного материала, включая создание рекламных иллюстраций, определение цветовой гаммы, графическое решение, музыкальное сопровождение. Важно, чтобы реклама привлекала внимание, текст был простым, слова и изображения -понятными, знакомыми, а маршрут, логика восприятия — вполне определенными.
Этические вопросы в рекламе.
С точки зрения делового и морально-этического подходов важное значение имеет определение порядка предоставления рекламы. В частности:
- в радио-, телепередачах не допускается перерыв рекламой детских и религиозных передач;
— без согласия правообладателей запрещено прерывание в рекламных целях радиопостановок и показа художественных фильмов;
— не допускается прерывание в указанных целях передач, связанных с освещением в средствах массовой информации деятельности органов государственной власти и т.д.
Определен порядок предоставления рекламы при установлении справки по телефону — только после выдачи справки, запрашиваемой абонентом.
Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками.
Представлены особенности рекламы при кино-, видеообслуживании, на транспортных средствах, в почтовых отправлениях и т.д.
Большое значение имеет определение особенностей рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг.
В частности, при проведении рекламы указанного направления не допускается:
- давать количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламным услугам или ценным бумагам;
- гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям;
- рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий;
- предоставлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг;
- умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.
Ряд важных аспектов имеет социальная реклама, которая представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей.
В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки товаров, являющиеся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
Значительное внимание уделено защите несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы. В частности, не допускается:
- дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним;
- внушение детям необходимости приобретения товаров;
- внушение детям, что приобретение товара дает им определенные преимущества перед другими;
- указание, что покупка товара доступна для любого семейного бюджета и т.д.
В условиях криминализации экономической и общественной жизни России важное место занимают ограничения и по определенным направлениям - запреты на рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий, оружия и средств вооружения, медикаментов, лекарственных средств и методов лечения.
Например, при рекламе алкогольных напитков, табака и табачных изделий недопустимо указание, что их употребление имеет большое значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха. При рекламировании этих изделий недопустимо обращение непосредственно к несовершеннолетним. Запрещается использование в средствах рекламы названных товаров имен известных актеров, лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних.
Реклама табачных изделий должна сопровождаться информацией о вреде курения.
Распространение рекламы указанных изделий в радио- и •телепередачах не разрешено в период с 7 до 22 час. местного времени.
Запрещено печатание подобного рода рекламы на первой и последней полосах газет и журналов, распространение ее в детских учреждениях и вблизи них.
Запрещена реклама военных видов оружия, вооружения, военной техники, способов производства боевого и специально (применяемого оружия.
Установлены ограничения на рекламу оружия, не используемого в военных целях.
Не допускается реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, методов лечения, при отсутствии разрешения на их производство и реализацию. Имеются ограничения на рекламу лекарственных средств и препаратов и т.д.
Правовое регулирование рекламной деятельности.
Основным нормативным документом, регулирующим рекламную деятельности предприятий, является Федеральный Закон «О рекламе», принятый Государственной Думой 14 июня 1995 года. В этом документе подробно изложены общие требования к рекламе, даны понятия «неэтичная реклама», «недобросовестная реклама», «недостоверная реклама», «заведомо ложная реклама», «скрытая реклама», а также требования к рекламе, содержащейся в различных рекламных средствах, особенности рекламы отдельных видов товаров. В Законе «О рекламе» подробно изложены права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспрост-ранителей.
Государственный контроль за соблюдением соответствия рекламы требуемым нормам права осуществляется федеральным антимонопольным органом (антимонопольным комитетом). Территориальные органы антимонопольного комитета осуществляют контроль за соблюдением закона Российской Федерации «О рекламе», в том числе: предупреждают и пресекают факты ненадлежащей рекламы; направляют материалы о нарушениях законодательства о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; направляют в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Экономическая и коммуникативная эффективность рекламы.
Эффект рекламы выражается отношением результата, полученного от рекламы, к затраченным средствам. Для выражения частичного воздействия рекламы в области экономики употребляют термин «эффективность».
Об эффективности рекламы можно говорить и в связи с ее частичным воздействием, например, в области культуры, эстетики, причем комплексное воздействие нельзя выразить единым, общим показателем.
Реклама может оказывать желательное и нежелательное воздействие. Действенность рекламы можно оценить с точки зрения потребителя, рекламодателя или всего общества. Наиболее правильной можно считать комплексную оценку действенности рекламы с учетом интересов всех, кто с нею связан. Реклама отличается высокой действенностью с точки зрения рекламодателя и относительно низкой действенностью с точки зрения общества в целом.
Различают экономическую эффективность рекламы и эффективность психологического воздействия отдельных средств рекламы на сознание человека (привлечение внимания к рекламе, фиксация в памяти и т.п.). Причем психологическое воздействие наиболее результативно, если оно приводит потенциальных потребителей к совершению покупки. Таким образом, экономическая эффективность рекламы зависит от степени ее психологического воздействия на человека.
Экономическая эффективность рекламы может определяться соотношением между результатом, полученным от рекламы, и величиной затрат (материальных, финансовых) на проведение рекламных мероприятий за фиксированный промежуток времени.
Торговая эффективность рекламы определяется, главным образом, размером прироста прибыли от реализации продукции и сравнении этого показателя с затратами на рекламу.
Основное назначение рекламы состоит в том, чтобы информировать потенциальных потребителей о товаре, его достоинствах и побудить их к потреблению. Отсюда и показателями эффективности рекламы являются степень знакомства аудитории с предлагаемым товаром или услугой и вовлечение их в потребление.
Эффективность психологического воздействия рекламы на потребителя можно определить методом наблюдений, экспериментов, опросов. Оценивая эффективность отдельных средств рекламы, в первую очередь, устанавливают, достигает ли это средство поставленной им цели.