6.1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации
Современное состояние экономики России, характеризующееся расширением прав и экономической самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, дальнейшей интеграцией страны в мировое экономическое сообщество, требует соответствующего правового обеспечения с целью принятия нормативно-технического законодательства, которое уже применяется в странах Запада для государственного регулирования вопросов качества продукции и услуг, а также для обеспечения успешной работы единого механизма реализации политики государства в области стандартизации.
В этой связи в 1993 году был принят Закон Российской Федерации "О стандартизации", который закрепил основные положения и принципы, определил порядок проведения организационных работ по стандартизации. Этот закон ввел единые, обязательные требования для всех органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей, а также общественных объединений).
Его положения и требования охватывают всех изготовителей продукции (услуг и работ), продавцов, транспортные, проектно-конструкторские и другие организации и предприятия.
С другой стороны, законом определены меры государственного регулирования в области защиты интересов потребителей (в том числе производственных потребителей) и государства. Достижению этой цели служит разработка и применение нормативных документов по стандартизации, стремящихся зафиксировать перечень оптимальных требований к продукции, производственным процессам и услугам (ко всем объектам стандартизации), а также упорядочить ведение государственного контроля и надзора за соблюдением требований утвержденных стандартов.
В то же время еще не выработано четкое общепринятое определение понятия "стандартизация".
Так, например, в законе отсутствуют базовые для осуществления практической деятельности положения, которые бы учитывали такие важные свойства, как оптимальность, всеобщность, цикличность (повторяемость) применения (закон ограничивается лишь наиболее существенными).
Стандартизация - это установление норм, правил и характеристик для обеспечения безопасности продукции, производственных процессов и услуг, их взаимозаменяемости, технической и информационной совместимости, поддержания соответствующего уровня качества, а также безопасности хозяйственных объектов, функционирования единой системы измерений, экономии всех видов ресурсов в целях обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности.
Такой подход к целям и задачам отечественной стандартизации находится в полном соответствии с аналогичными целями и задачами стандартизации в развитых странах Запада и нормами международных организаций по стандартизации.
Сегодня цели и задачи закона "О стандартизации" в то же время отражают двустороннюю направленность данного процесса. С одной стороны, зафиксированы обязательные требования по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости; с другой - разработаны рекомендации по потребительским показателям продукции, производственных процессов и услуг, которые предусматривают улучшение их качества, экономию ресурсов. При этом следует отметить, что по закону для субъектов хозяйственной деятельности обязательным является соблюдение только требований, связанных с безопасностью, совместимостью и взаимозаменяемостью. Обязательное выполнение иных положений необходимо лишь в случае, если то или иное требование зафиксировано в договоре или контракте, указано в технической документации изготовителя (поставщика) продукции (исполнителя работ или услуг).
Экономические проблемы стандартизации . Стандартизация, представляя собой одну из составляющих частей государственного управления, является необходимым условием существования не только экономики, обороны, но и успешного развития всей страны. Она пронизывает все виды человеческой деятельности, влияет на доходы и прибыль через качество с учетом политической и рыночной ситуации. Отсюда, связанные со стандартизацией вопросы затрат весьма значительны, а результаты экономического эффекта проявляются опосредованно.
Условия экономической и структурной перестройки, неупорядоченности предпринимательства и бизнеса - это благоприятная среда для реализации на потребительском рынке изделий низкого качества, не прошедших соответствующей сертификации и не отвечающих нормам общепринятых стандартов. Так, например, только за 1995 год из 4,5 тысяч предприятий, проверенных Госстандартом России, около половины совершили грубые нарушения стандартов и правил сертификации, что в свою очередь нанесло не только экономический, но и моральный ущерб всему обществу и отдельным его гражданам.
К сожалению, мы не можем привести современные данные об экономических аспектах пользы стандартизации, что связано, прежде всего, с разрывом прежних связей, экономическим кризисом и обвалом информации в методическом плане. В качестве иллюстративного воспользуемся информацией об эффективности стандартизации перед распадом СССР. В то время среднегодовой экономический эффект у 50% вновь утвержденных стандартов составил в среднем на каждый стандарт около 0,8 млн. рублей (в ценах конца 80-х годов). Общий экономический эффект на 50% был обеспечен за счет повышения качества продукции и на 25% за счет снижения трудоемкости и материалоемкости.
В новых условиях прежняя методика определения эффективности хозяйственных мероприятий устарела и была отменена . В 1988 году были приняты новые рекомендации оценки эффективности. Однако, начатая в 1989 году, разработка отраслевой методики применения новых рекомендаций к стандартизации, в силу упомянутых причин, до сих пор не нашла своего логического завершения.
В то же время развиваться и совершенствоваться продолжала постановка оптимизационных задач по альтернативному выбору вариантов решений и анализу структуры затрат с экономической точки зрения .
Так, например, из множества задач - необходимых, важных для решения вопросов, связанных с типизацией, унификацией и стандартизацией, В.В. Окрепилов (в своей работе "Управление качеством". -М.: Экономика. 1998) выделяет задачу построения параметрических рядов. При этом под параметрическими понимаются стандарты, выстраивающие ряды параметров для характеристики производительности, мощности, грузоподъемности, размеров и других критериев и свойств различных изделий. Эффективность производства и эксплуатации изделий будет наиболее успешна лишь при согласованности их параметров между собой. Например, объем перевозимого груза необходимо согласовать с объемом кузова транспортного средства, а технологические характеристики узлов и деталей автомобиля, применяемые в автосборочной производстве должны быть соотнесены не только между собой, но и с соответствующими характеристиками процессов, оборудования, применяемого при сборке, заправочных жидкостей и материалов.
Нахождение оптимальных параметрических рядов упирается, главным образом, в то, что интересы потребителя и исполнителя обычно не совпадают . При этом разрешать данное противоречие приходится еще на стадии постановки изделия на производство. Таким образом, параметрический ряд подвергается оптимизации без участия потребителя, что, безусловно, накладывает свой отпечаток на получаемые результаты.
Редкий параметрический ряд более предпочтителен и выгоден для изготовителя, так как предусматривает меньшее число типоразмеров для производства всей массы продукции. Более насыщенный ряд менее рентабелен, однако позволяет потребителю выбрать изделие с любым желаемым параметром.
Согласно ГОСТ 8032-84 выбор сводится к ряду, с наименьшим количеством затрат. По В.В. Окрепилову, расход на материалы уменьшается с увеличением насыщенности ряда: в нем можно найти любое необходимое изделие и нет необходимости переходить к следующему по величине, являющимся более материалоемким. При выборе более разреженных рядов уменьшается заработная плата и накладные расходы: та же масса продукции может быть произведена с применением меньшего числа типоразмеров, с одновременным соответствующим повышением массовости изготовления при сокращении затрат данного вида . Выбор оптимального параметрического ряда осуществляется с выбором минимума приведенных затрат на годовой выпуск продукции при использовании различных рядов.
Таким образом, если не учитывать издержки в процессе эксплуатации, то за затраты изготовителя можно принять себестоимость. В свою очередь потери потребителя уменьшатся, если несовпадения требуемого размера или параметра с расчетным будут наименьшими, т.е. насыщение ряда - максимальным.
Кроме того, выбор более насыщенного параметрического ряда позволяет применять оборудование, технические характеристики которого максимально приближены к требованиям технологического процесса. Это в свою очередь гарантирует высокую производительность оборудования, экономию используемых материалов и потребляемой энергии. Следовательно, если принять во внимание только интересы потребителя, необходимо стремиться насытить главными параметрами диапазон ряда, тем самым увеличить его частоту, что приведет к затруднению организации массового производства из-за увеличения количества типоразмеров. Поэтому изготовители, сокращая число параметров в диапазоне ряда, получают уменьшение количества изготовляемых типоразмеров, что способствует организации массового и крупносерийного производства при неизменном количестве изготовляемых изделий . В таких условиях возможно применение прогрессивных технологических процессов, высокопроизводительного оборудования, сокращение номенклатуры технологической оснастки. Все это ведет к снижению расходов на изготовление продукции. Основным критерием при этом становится экономический минимум совокупных затрат.
Параметрический стандарт, помимо главных, имеет и другие основные параметры. При его построении с начала формируют ряд главного параметра (параметрический ряд) по одному из рядов предпочтительных чисел, далее выбирают ряды остальных основных параметров.
Есть и другие методы обоснования необходимости и целесообразности выбора параметрического ряда. Как правило, применяют экономические методы как наиболее универсальные. Суть экономических методов сводится к выявлению ряда таких показателей, с помощью которых можно обеспечить оптимальное соотношение между затратами и результатами.
- Курс лекций по дисциплине «управление качеством»
- Тема 1. Социальные и экономические основы качества
- 1.1 Понятие качества
- 1.2. Экономические аспекты качества
- 1.3. Классификация затрат на качество
- 1. Метод калькуляции затрат на качество
- 2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами
- 3. Метод определения потерь из-за низкого качества
- 1.4. Экономическая эффективность улучшения качества
- Тема 2. Эволюция методов обеспечения качества
- Тема 3. Опыт управления качеством в зарубежных странах
- 3.1. Управление качеством в сша
- 3.2. Управление качеством в Японии
- Тема 4. Управление качеством в россии
- 4.2. Контроль качества и методы оценки качества продукции на отечественных предприятиях
- 4.3. Системный подход к управлению качеством
- Классификация факторов, оказывающих влияние на качество продукции (по данным конца 80-х годов)
- 4.4. Опыт организации работы групп качества в России
- Тема 5. Всеобщее управление качеством
- 5.2. Освоение систем качества в соответствии с требованиями стандартов исо серии 9000
- 5.3. Внедрение принципов всеобщего управления качеством и методов самооценки компаний по критериям национальных премий по качеству
- Тема 6. Стандартизация в управлении качеством в россии
- 6.1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации
- 6.2. Государственное управление стандартизацией
- 6.3. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов
- 6.4. Стандартизация в странах снг
- Тема 7. Международная стандартизация в управлении качеством и международные стандарты исо серии 9000 на системы качества
- 7.1. Роль стандартизации в развитии международной торговли
- 7.2. Международные организации по стандартизации. Международные стандарты на системы качества (мс исо серии 9000)
- Тема 8. Метрология в управлении качеством в россии и за рубежом
- 8.1. Организационно-правовые основы метрологии
- 8.2. Система обеспечения единства измерений
- 8.3. Международные метрологические организации
- Тема 8. Метрология в управлении качеством в россии и за рубежом
- 8.2. Система обеспечения единства измерений
- 8.3. Международные метрологические организации
- Тема 9. Сертификация в управлении качеством
- 9.1. Сертификация продукции и ее цели
- 2. Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации
- 9.3. Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации
- 9.4. Маркировка товаров
- Содержание дисциплины управление качеством
- Тема 1. Социальные и экономические основы качества
- Тема 2. Эволюция методов обеспечения качества
- Тема 3. Опыт управления качеством в зарубежных странах
- Тема 4. Управление качеством в России
- Тема 5. Всеобщее управление качеством
- Тема 6. Стандартизация в управлении качеством в России
- Тема 7. Международная стандартизация в управлении качеством и международные стандарты исо серии 9000 на системы качества
- Тема 8. Метрология в управлении качеством в России и за рубежом
- Тема 9. Сертификация в управлении качеством
- Список литературы