22.Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
Природной основой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются под влиянием среды в процессе воспитания и обучения.
К первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым и складывается личность, принадлежит темперамент, присущий человеку от рождения. Он является предпосылкой и основой личностных образований более высокого порядка (например, характера).
Темперамент обладает определенным набором основных психологических характеристик:
- активность - интенсивность взаимодействия с окружающим миром;
- темповые характеристики - скорость выполнения любых действий - речи, ходьбы, движений и т.д.;
- эмоциональность - глубина эмоциональных реакций;
- уровень тревожности - индивидуальная реакция человека на различные жизненные обстоятельства;
- чувствительность - тонкость восприятия внешнего мира;
- ригидность - пластичность - способность к быстрой перестройке и адаптации;
- экстраверсия - обращенность вовне;
- интроверсия - обращенность внутрь себя, на себя;
- подчиненность - доминантность , склонность к лидерству - склонность подчиняться или подчинять, быть ведомым или ведущим.
Рассмотрим, как типы темперамента проявляются в поведении людей, в отношении к трудовой деятельности, к другим людям и к самому себе.
Сангвиник - это обладатель сильного типа нервной системы, т.е. нервные процессы, обладают силой и продолжительностью, сбалансированностью реакций возбуждения и торможения нервных процессов. Сангвиники высоко активны, отличаются большой работоспособностью, умением дольше выдерживать различные нагрузки. Сангвиники общительны, контактны, жизнерадостны, не склонны к беспокойству. Эмоции преимущественно положительные. Поведение и деятельность сангвиника обычно хорошо организованы, продуманы. Высокий рационализм, организованность в работе, четкость в постановке задач свойственны большинству людей этого темперамента. Этот тип "спешит жить" и поэтому испытывает постоянный дефицит времени. В отношениях с другими людьми сангвиники характеризуются высокой общительностью, обилием различных контактов с людьми. Это способствует получению самой обширной и разнообразной информации, что немаловажно для широкого влияния на поведение людей. Указанные свойства и качества достаточно точно и правильно позволяют его оценить, хорошо понимать его, строить четкую линию отношений с ним.
Холерический темперамент связан с сильным, но неуравновешенным типом нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением). Холерик выделяется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью и силой движений, их быстрым темпом. Холерик склонен к сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. Иногда бывает агрессивным. Отличается высокой чувствительностью к внешним воздействиям. Для него характерна большая устойчивость стремлений, интересов, настойчивость. В связи с этим холерикам трудно переключать внимание. Представители этого типа отличаются большой возбудимостью и неуравновешенностью. Для поведения холерика типичен высокий подъем эмоционального состояния и наоборот, эмоциональные спады, состояние депрессии, т.е. цикличность эмоциональных состояний. В общении с людьми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценить поступки людей, служит причиной конфликтных ситуаций в коллективе. Отношение его к другим людям также может полярно изменяться в зависимости от фаз психического, эмоционального состояния: от высокой общительности, соучастия на подъеме до подозрительности, недоверия, замкнутости и необщительности при спаде. Вместе с тем, он быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. В связи с тем, что отношение к людям и поведение холерика крайне изменчивы, приспособиться, адаптироваться к такому человеку, прогнозировать его поступки порой бывает трудно.Флегматический темперамент связан с сильным, уравновешенным,но инертным, малоподвижным типом. У флегматиков реакцииторможения преобладают над реакциями возбуждения. Онимедлительны, выносливы, невозмутимы. Отличаютсяневыразительностью мимики, трудно переключаются с одного вида деятельности на другой и приспосабливаются к новой обстановке. Склонен к порядку. Как правило, доводит начатое дело до конца. Поскольку для флегматика характерна инертность, малоподвижность, ему нужно время для того, чтобы сосредоточиться, требуется время для раскачки. Инертность сказывается также в косности стереотипов его поведения, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости. В неблагоприятных обстоятельствах у флегматика может выработаться безразличное, равнодушное отношение к труду, к окружающей жизни, людям и даже к самому себе.Люди с меланхолическим темпераментом - меланхолики - характеризуются низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи и повышенной утомляемостью. Меланхолика отличает высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении. Они очень впечатлительны, любят мечтать, воображать, очень нерешительны и осторожны в своих поступках. Меланхолики - застенчивые, любящие одиночество, трудно вживающиеся в коллектив люди, часто бывают мнительны, чрезмерно обидчивы и склонны к подозрительности, избегают общения с малознакомыми, новыми, неизвестными им людьми.
Меланхолики хорошо отзываются на поощрение, наказание выбивает их из привычной колеи и делает неспособными успешно выполнять задание. Они с трудом работают в условиях стресса, конфликта, перегрузки. Однако в более спокойных условиях вследствие способности к концентрации внимания, тревожности, часто выражающейся в высоком чувстве ответственности, он будет неутомим. Меланхолик наделен способностью к сопереживанию, умением наблюдать, систематизировать наблюдения, хотя часто это сопровождается эмоциональной ранимостью. Эмоциональные переживания меланхолики глубоки и длительны. В каком жизненном проявлении это выразится: в злопамятности или поэтическом даре -вопрос воспитания.
Сам по себе темперамент не является ни хорошим, ни плохим. Каждый имеет свои достоинства и недостатки. Если свои "плюсы" необходимо не только осознавать, но и активно ими пользоваться в жизни, то недостатки нужно постоянно держать под контролем.Умение определить хотя бы приблизительно темперамент других людей служит хорошей предпосылкой для установки взаимоприемлемых отношений с ними, в том числе и в деловых контактах.
- 1. Философия управления персоналом, принципы управления.
- 2. Сущность и принципы организации управленческого труда
- 3. Понятие функции управления и функциональное разделение управленческого труда
- 4. Факторы, социальной среды организации.
- 5. Сущность и виды планирования, специфика стратегического планирования.
- 6. Организационные структуры управления.
- 7. Проектирование структуры управления
- 8. Мотивация как функция управления. Мотивационные теории управления персоналом
- 9. Цель, объекты и принципы контроля в управлении. Предварительный, текущий и заключительный контроль.
- 10. Методология и организация процесса разработки и принятия управленческого решения.
- 11. Управление социальным развитием организации и персонала.
- 12. Основные направления гуманизации труда
- 13. Психика и сознание человека в системе управления персоналом организации
- 14. Эффективность управления, порядок и критерии его оценки
- 15. Классификация методов управленческого воздействия. Социально-психологическая группа методов в управлении персоналом
- 16. Классификация методов управленческого воздействия. Экономическая группа методов в управлении персоналом
- 17. Классификация методов управленческого воздействия. Административная группа методов в управлении персоналом
- 18.Стили управления, деловые и личностные качества управленца
- 19.Управленческое общение: сущность и специфика
- 20.Целеполагание, экономические, производственные, социальные, психологические, идеологические и духовные цели управления
- 21. Сущность и правила переговорного процесса. Методы проведения переговоров
- 22.Проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении
- 23.Лидерство и власть. Типы лидеров.
- 24.Сравнительный анализ стилей управления.
- 25.Организационная (корпоративная) культура. Социально-психологический климат коллектива.
- 26. Управление командой в организации.
- 27. Виды, этапы и законы коммуникаций
- 28.Социальное партнерство и корпоративная социальная ответственность.
- 29.Управление конфликтами. Позитивные и негативные функции конфликта
- 30. Структура и характеристика объектов конфликта
- 31. Основные методы исследования конфликтов
- 32.Организационно-управленческие конфликты как разновидность конфликта в социальной сфере
- 33. Типология переговоров, специфика деловых переговоры.
- 34. Основы кадровой политики в организации.
- 35. Условия, охрана и безопасность труда как факторы внутренней социальной среды организации
- 36.Типы конфликтных личностей и их поведенческие характеристики
- Типы конфликтных личностей
- 37.Характеристики развития школ управления персоналом в хх веке
- 38. Профессиональная и социальная адаптация в коллективе
- 39. Личность в организации. Основные подходы к исследованию, формированию и развитию личности
- 40. Природа, классификация и стадии развития групп в организации.
- 41.Групповые процессы, групповая динамика и ее характеристики
- 42.Понятие власти и ее разновидности. Влияние в организации.
- 43. Структура и содержание организационной культуры.
- 44.Понятие безработицы и характеристика ее основных форм
- 45. Безработица, ее взаимосвязь с социальной напряженностью и политической нестабильностью общества
- 46. Социальная защита населения. Социальные гарантии и компенсации
- Она включает в себя:
- 47.Служба занятости рф и ее функции
- 48.Рынок труда, использование трудовых ресурсов общества
- 49. Организационное поведение работников. Общая и дифференцированная классификация оснований организационной власти.
- 6 Оснований власти:
- 50.Деловое общение, механизмы межгруппового и межличностного общения
- 51. Деловые и личностные качества личности руководителя
- 52.Оценка деятельности персонала. Аттестация.
- 53.Документы по персоналу и документирование движения личного состава организации
- 54. Организация кадрового учета, кадровая документация по учету персонала
- 55. Регулирование и разрешение социальных конфликтов в организациях
- 56.Обеспечение качества трудовой жизни работников
- 57. Психодиагностика характерологических особенностей личности
- 58. Персональные данные. Законодательство в области защиты персональных данных.
- 59.Работа с персоналом в условиях нововведений.
- 60. Номенклатура дел кадровой службы организации
- 61. Планирование карьеры персонала
- Планирование деловой карьеры
- 62. Управление развитием карьеры подчиненных.
- 63.Методы и виды поощрения.
- 64. Социальный пакет, система неденежных поощрений
- 65.Структура управления персоналом организации
- 66.Оценка персонала, организация и проведение аттестации кадров
- 67. Показатели оценки эффективности (неэффективности) работы коллектива
- 68.Особенности управления женским персоналом.
- 69.Особенности управления малыми группами
- 70. Управление обучением персонала, переподготовка кадров
- 71. Трудовая миграция в рф, рекрутинговые структуры
- 72.Практика развития персонала в коммерческих организациях.
- 73.Пути повышения профессиональной компетентности персонала.
- 73. Современные технологии оценки персонала при приёме на работу.
- 74. Управление развитием персонала. Кадровый резерв организации.
- 75. Управление обучением персонала. Требования к учебным программам по повышению квалификации.
- 76.Трудовые отношения на основе нового закона о труде. Основные кадровые документы
- 77.Технологии оценки персонала организации
- 78. Управление обучением персонала, повышение квалификации кадров
- 79.Современные проблемы управления персоналом.
- 80.Характеристика содержательных теорий мотивации
- 81. Влияние на коллектив стиля руководителя
- 82.Управление персоналом кризисного предприятия.
- 83.Кадровый резерв организации, планирование и методы работы
- 84.Нормативно-правовая база рф по работе с персоналом организации
- Основными задачами правового обеспечения системы управления персоналом является:
- 85.Роль и задачи инспекций по труду
- Часть 2 ст. 355 тк рф определяет круг первоочередных задач федеральной инспекции труда и ее органов на местах.
- 86. Сущность, основные понятия управления персоналом, объект и предмет управления
- 87.Управление и самоуправление в системе рыночных отношений
- 88. Понятие качества трудовой жизни, Удовлетворение работника своим трудом
- 89. Кадровое документирование. Личное дело работника.
- 90. Порядок организации защиты персональных данных