3.2.2 Системы управления окружающей средой (суос) как объект сертификации
Методологической основой создания стандартов систем управления окружающей средой серии ISO 14000 послужили стандарты по системам управления качеством продукции серии ISO 9000, содержащие детально изложенную технологию управления, и британский стандарт BS 7750-1992, регламентирующий экологическое наполнение этой технологии.
Стандарты ISO серии 14000 носят добровольный характер – они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают четкое понимание того, каким образом предприятие влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства. В настоящее время введены в действие основные стандарты ISO серии 14000, приведенные на рис.2.
Основной документ серии – СТБ ISO 14001 – не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным природоохранным нормативам.
В отличие от остальных документов все требования являются «аудируемыми», т.е проверяемыми – предполагается, что соответствие или несоответствие им СУОС организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом сертификации. Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные.
Порядок проведения работ по сертификации СУОС на соответствие требованиям нормативных правовых актов (НПА), технических нормативных правовых актов (ТНПА) в области охраны окружающей среды (СТБ ISO 14001 и др.).
Общие требования к процедуре сертификации систем управления окружающей средой (СУОС) установлены в ТКП 5.1.17 «Экологическая сертификация. Порядок сертификации систем управления окружающей средой». Кроме этого порядок проведения сертификации может конкретизироваться в документированных процедурах, разработанных аккредитованными органами по сертификации СУОС и действующие в этих организациях.
Сертификация СУОС включает несколько этапов:
1) Подача заявки
Заявка подается в аккредитованный орган по сертификации СУОС, имеющий соответствующую область аккредитации. В течение пяти дней органом по сертификации принимается решение по заявке и, в случае принятия заявки к исполнению, предприятию направляется перечень документов, которые необходимо представить для дальнейшей работы. Одновременно заключается договор с предприятием на проведение сертификации.
2) Анализ документов СУОС
Аудиторская группа анализирует представленную информацию – анкету-вопросник, исходную информацию о природоохранной деятельности предприятия, документы СУОС. Результаты анализа оформляются актом, один экземпляр которого направляется предприятию-заявителю. В акте устанавливаются сроки устранения замечаний. Если документы признаются неадекватными требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА) на СУОС, руководитель группы по аудиту принимает решение о целесообразности продолжения аудита или его приостановке до устранения выявленных несоответствий.
3) Сертификационный аудит СУОС
Для проведения работ непосредственно в организации руководителем аудиторской группы составляется план (программа) аудита, в которой указываются структурные подразделения, время их посещения, сопровождающие и ответственные лица от предприятия, аудиторы СУОС, другие необходимые сведения. План согласуется с руководителем предприятия.
Аудит непосредственно на предприятии начинается предварительным совещанием, где представляются члены аудиторской группы, озвучивается план аудита, уточняются вопросы по аудиту.
Сбор информации осуществляется путем визуальных наблюдений, опросов, изучение документации и сопоставление с полученной ранее информацией. Группа по аудиту анализирует полученные свидетельства аудита, принимает решение, какие из них могут быть отнесены к несоответствиям и определяет их значимость (существенное/несущественное).
Выявленные несоответствия оформляются в виде протоколов несоответствий, которые оглашаются на заключительном совещании и делается предварительный вывод о соответствии/несоответствии СУОС требованиям ТНПА на СУОС (СТБ ISO 14001).
4) Оформление результатов
Результаты аудита отражаются в акте проверки СУОС. При положительном заключении в акте указывается необходимость разработки корректирующих мероприятий, сроки устранения несоответствий и представления доказательных документов. В зависимости от категории несоответствия и их количества проверка устранения может проводиться аудитором (аудиторской группой) непосредственно на предприятии.
Оформление и выдача экологического сертификата осуществляется в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды на основании договора. Срок действия сертификата – 3 года.
5) Инспекционный контроль
При выдаче экологического сертификата с предприятием заключается соглашение по сертификации, в котором устанавливаются обязательства предприятия и органа по сертификации.
Инспекционный контроль сертифицированной СУОС проводит тот же орган по сертификации, который проводил сертификационный аудит. Соглашение заключается на срок действия сертификата.
Орган по сертификации осуществляет плановый и внеплановый инспекционный контроль за сертифицированной системой управления организации на основании соглашения по сертификации в течение всего срока действия сертификата соответствия. Инспекционный контроль проводит сформированная органом по сертификации группа по аудиту, возглавляемая руководителем группы.
Периодичность проведения планового инспекционного контроля определяет орган по сертификации в соответствии с графиком инспекционного контроля за сертифицированными системами управления, но не менее одного раза в год, при этом в течение срока действия сертификата все требования ТНПА должны быть проверены не менее одного раза.
Перенос сроков проведения инспекционного контроля может осуществляться по инициативе организации или органа по сертификации.
Периодичность проведения планового инспекционного контроля – один раз в год от даты проведения первоначального аудита.
Внеплановый инспекционный контроль органом по сертификации проводится в случае:
– поступления жалобы на организацию, имеющую сертификат соответствия;
– поступления обоснованной информации о возросших претензиях к качеству и безопасности продукции;
– внесения существенных изменений в документы, организационную структуру организации, ТНПА, и других изменениях, которые могут оказать влияние на адекватность и целостность системы, на стабильность уровня качества изготавливаемой продукции.
Информация о проведении внепланового инспекционного контроля доводится до сертифицированной организации заранее в виде официального письма.
По желанию организации в рамках инспекционного контроля может быть расширена область действия сертификата на систему управления. Организация подает заявку (письмо) на расширение области действия сертификата соответствия, а так же измененные документы.
Организация-заявитель предоставляет исходную информацию для проведения инспекционного контроля в соответствии с формой, размещенной на сайте БелГИСС.
Инспекционный контроль конкретной организации проводится на основании Программы инспекционного контроля.
Руководитель предприятия, получившего сертификат соответствия, или ответственный за функционирование системы предприятия согласовывает Программу инспекционного контроля.
Порядок проведения инспекционного контроля аналогичен порядку проведения сертификации.
Несоответствия, выявленные при инспекционном контроле, отражаются в протоколах несоответствий и аспектах для улучшения.
Результаты инспекционного контроля отражаются в акте.
При положительных результатах инспекционного контроля в акте делается заключение о подтверждении действия выданного сертификата.
При выявлении несоответствий при инспекционном контроле организация разрабатывает корректирующие действия (план корректирующих действий представляется в орган по сертификации) и обеспечивает их выполнение в срок не более двух месяцев с момента их выявления.
Организация обязательно информирует орган по сертификации о корректирующих действиях, предпринимаемых по выявленным при инспекционном контроле несоответствиям.
Устранение выявленных несоответствий проверяется группой по аудиту органа по сертификации и может включать дополнительную проверку непосредственно в организации, проверку по представленным организацией документам, подтверждающим устранение несоответствий, или проверку при последующем инспекционном контроле (в зависимости от выявленных несоответствий).
Орган по сертификации может временно приостановить (не более чем на шесть месяцев) действие сертификата в случаях:
– выявления существенных несоответствий при инспекционном контроле;
– не устранения в течение двух месяцев выявленных при инспекционном контроле несоответствий требованиям ТНПА;
– появления обоснованных претензий к безопасности и качеству продукции со стороны потребителей;
– постоянного нарушения требований по результативности процессов и СМК;
– нарушения правила применения сертификата соответствия, в части его использования строго в той области деятельности, на которую он получен;
– нарушения правил применения знака соответствия сертифицированной системы;
– фальсификации срока действия сертификата;
– отказа организации от инспекционного контроля и (или) оплаты за его проведение.
Орган по сертификации имеет право отменить действие или сузить область сертификата соответствия, если не устранены несоответствия, выявленные при предыдущем инспекционном контроле, а также, если несоответствия не устранены в период приостановления сертификата соответствия.
Кроме того, орган по сертификации может сузить область действия сертификата соответствия, если эта область не соответствует требованиям стандарта.
Решение о временном приостановлении, сужении области или отмене действия сертификата соответствия принимается Советом по сертификации органа по сертификации и документально оформляется решением совета по сертификации.
Сертификат соответствия может быть аннулирован органом по сертификации в случае прекращения деятельности организации – владельца сертификата соответствия, как юридического лица. Аннулирование сертификата автоматически происходит с момента прекращения деятельности организации.
Информация о приостановлении, сужении области действия, отмене действия или аннулировании сертификата соответствия с указанием причин письменно доводится до сведения организации, Госстандарта и других заинтересованных организаций.
Отмена действия сертификата соответствия вступает в силу с даты принятия решения органом по сертификации об отмене. Отмененный сертификат соответствия исключается из реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Орган по сертификации может проводить сокращение инспекционного аудита в тех случаях, когда они проводятся для рассмотрения жалоб, анализа изменений, или после приостановки действия сертификата соответствия.
- В.Н. Марцуль, в.И. Романовский Оценка соответствия, аккредитация и сертификация
- 1 Законодательная и нормативная база системы оценки соответствия Республики Беларусь (Лекции 1-2)
- 1.1 Техническое нормирование и стандартизация как основа оценки соответствия
- 1.1.1 Цель и принципы технического нормирования и стандартизации
- 1.1.2 Основополагающие документы системы технического нормирования и стандартизации
- 1.1.2.4 Стандарты организаций. Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению.
- 1.3 Государственное управление в области оценки соответствия
- Раздел 2. Аккредитация (Лекции 3-7)
- 2.1 Национальная система аккредитации Республики Беларусь
- Целями аккредитации являются:
- 2.2 Субъекты и объекты аккредитации
- 2.2.1 Эксперты по аккредитации поверочных и испытательных лабораторий
- 2.2.2 Органы по сертификации
- 2.3 Аккредитация лаборатории экологического контроля
- 2.3.1 Общие требования к аккредитации поверочных и испытательных лабораторий
- 2.3.2 Подготовка к аккредитации лаборатории экологического контроля
- 2.3.3 Документация аккредитованной лаборатории
- 2.3.4 Аккредитация испытательных лабораторий
- 2.3.4 Внутилабораторный контроль качества выполнения измерений
- 2.3.5 Порядок проведения инспекционного (периодического) контроля за деятельностью аккредитованных испытательных, калибровочных и поверочных лабораторий
- 2.4 Аккредитация органов по сертификации
- 2.5 Реестр Системы аккредитации Республики Беларусь
- Раздел 3. Подтверждение соответствия (Лекции 8-12)
- 3.1 Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь
- 3.1.1 Экологическая сертификация
- 3.1.2 Основополагающие документы Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь
- 3.2 Системы управления, как объект сертификации
- 3.2.1 Особенности сертификации систем менеджмента качества
- 3.2.2 Системы управления окружающей средой (суос) как объект сертификации
- 3.2.3 Другие системы управления как объекты сертификации
- 3.3 Продукция как объект сертификации
- 3.4 Маркировка
- 3.5 Компетентность персонала, экспертов, аудиторов как объект оценки соответствия
- 3.6 Услуги в области охраны окружающей среды как объекты сертификации
- 3.7 Реестр Системы подтверждения соответствия Республики Беларусь
- 4 Совершенствование Системы оценки соответствия Республики Беларусь
- Литература Основная:
- Дополнительная:
- Оглавление
- Оценка соответствия, аккредитация и сертификация
- 220050. Минск, Свердлова, 13а. Лицензия лв № 276 от 15.04.03.