logo search
ITU_OTVYeT__33__33__33

27. Этапы автоматизации управления. Управление по результатам. Области совершенствования управления. Области применения информационных технологий.

Управление по результатам

Как осуществить управление по результатам. Основными эта­пами процесса управления по результатам являются процесс оп­ределения результатов, процесс управления по ситуации и про­цесс контроля результатов реализации бизнес-плана. Процесс определения результатов начинается с глубокого ана­лиза намерений, на основе которого прогнозируются желаемые результаты для разных уровней. Этот процесс заканчивается по­строением линии деятельности и коммерческих идей для ее осу­ществления. Результаты, соответствующие устремлениям пред­приятия, выражаются в виде целей, стратегий, ключевых результатов и промежуточных целей. Результаты, соответствующие устремлениям руководящего персонала, проявляются в виде клю­чевых результатов, целей и календарных планов использования рабочего времени. Устремления каждого члена коллектива про­являются в виде планов продвижения по службе и на жизненном пути. Процесс управления по ситуации можно назвать еще управле­нием по дням. Ядром этого процесса является организация дел, деятельности людей и окружения таким образом, чтобы планы превращались в желаемые результаты. Особенно трудным делом является управление людьми и окружением, его невозможно пред­видеть во всех деталях. Владение искусством управления по ситуации предполагает, что руководители обладают способностью предвидеть и выяв­лять внешние и внутренние ситуационные факторы. Необходи­мо владеть различными стилями руководства и влияния, чтобы использовать их в соответствии с требованиями сложившейся ситуации. Кроме того, при управлении по ситуации нужны напо­ристость и творческий подход. В процессе контроля выясняется, какие результаты реализа­ции бизнес-проекта достигнуты по плану, а какие случайно. Существенной частью процесса контроля является принятие решений по его результатам с целью проведения соответствую­щих мероприятий. Эти мероприятия можно запрограммировать для выполнения в рамках повседневного управления. Если они крупномасштабные, то их следует учитывать при стратегическом планировании. Таким образом, управление по результатам можно опреде­лить как процесс, направленный на достижение коммерческих и поддерживающих их результатов, в котором: • с помощью планирования определяются в разных интерва­лах времени намерения предприятия и его персонала (другими словами, требования к результатам и ожидаемые результаты); • настойчивое осуществление планов подкрепляется ежеднев­ным сознательным управлением делами, людьми и окружением; • результаты оцениваются для принятия решений, ведущих к осуществлению последующих мероприятий. В управлении по результатам наиболее существенна именно ориентация на результат. При управлении по результатам воз­можности предприятия используются так, чтобы планы деятельности простирались от их стратегического уровня до планов индивидуального использования рабочего времени работника­ми. Уже на этапе планирования активизируется использование воли и мышления всех сотрудников предприятия. При управлении по результатам наряду с планированием вы­соко ценятся выполнение планов (оперативное управление) и кон­троль как равноправные этапы процесса управления. Творчес­кий подход, обязательность выполнения планов и напористость также являются существенными чертами управления по резуль­татам. К важнейшим факторам, направляющим деятельность предприятия, следует отнести чувство клиентуры. Существенной чертой управления по результатам можно счи­тать и внимательное отношение к случайностям наряду с запла­нированными и ожидаемыми результатами. Опираясь на полу­ченный результат, необходимо делать соответствующие выводы для совершенствования деятельности предприятия и каждого его работника. Особое внимание уделяется вопросам совершенствования пер­сонала, оценки его работы и системы поощрения. При управле­нии по результатам осуществляется сбалансированное развитие предприятия и его работников. В качестве примера такой ситуации возьмем распределение прибыли. Рассматривая распределение прибыли с точки зрения разных связанных групп, мы видим, что: • собственники ждут от распределения как можно больших дивидендов; • государство ждет как можно большего количества продук­ции и роста прибыли, поскольку это ведет к увеличению сумм налогов; • персонал ждет своей доли прибыли; • в прибыли заинтересованы и связанные с предприятием финансисты, которые одним из критериев при решении вопроса о предоставлении кредитов считают платежеспособность пред­приятия; • руководители хотят удержать как можно большую часть не­распределенной прибыли в распоряжении предприятия, посколь­ку это позволит увеличить капитал и облегчить самофинансиро­вание деятельности предприятия

Области совершенствования управления. хз

Выделим наиболее важные направления применения информационных технологий:

1. Ориентация на активное и эффективное использование информационных ресурсов общества, являющихся важным стратегическим фактором его развития. Активизация, распространение и эффективное использование информационных технологий (научных знаний, изобретений, передового опыта) позволяет получать существенную экономию различных видов ресурсов (сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, времени).

2. Оптимизация и автоматизация информационных процессов. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания. Большая часть работоспособного населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и поэтому вынуждена осваивать и практически использовать эти информационные технологии.

3. Внедрение в производственные и социальные технологии. При этом, как правило, реализуются “интеллектуальные” функции этих технологий: системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т.п.

4. Обеспечение информационного взаимодействия между людьми, в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к традиционным средствам связи (таким, как телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере широко используются системы электронных телекоммуникаций (электронная почта и другие виды компьютерной связи). Эти средства создают людям бόльшие удобства, снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его всё более динамичным перемещением по планете.

5. Интеллектуализация общества, развитие системы образования и культуры. Использование обучающих информационных технологий оказалось эффективным методом для систем образования, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров. Информационным технологиям в образовании (ИТО) определена роль: ускорителя эволюционных изменений в образовательной деятельности; способа совершенствования методов и организационных форм обучения, повышения качества обучения; средства автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой, научной деятельности и т.д.

6. Включение в процессы получения и накопления новых знаний. На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путём накопления и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании возможностей информационной продержки фундаментальной и прикладной науки. В первую очередь здесь используются методы информационного моделирования исследуемых наукой процессов и явлений, позволяющие учёному проводить своего рода “вычислительный эксперимент”. При этом условия эксперимента могут быть такими, которые трудно или невозможно реализовать на практике из-за их большой сложности, высокой стоимости или же опасности для экспериментатора. Методы искусственного интеллекта позволяют находить решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и с нечёткими исходными данными.

7. Содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить прогнозирование многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряжённости, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную опасность для общества.

В каких бы направлениях не применялись информационные технологии, они практически всегда связаны с обработкой информации.