logo
ITU_OTVYeT__33__33__33

7. Информационные технологии стратегического менеджмента на предприятии.

Под стратегическим менеджментом на предприятии понимается система поведения предприятия на длительный период времени, означающая выбор одного из альтернативных направлений его экономического развития и механизма выживания в цивилизованных рыночных отношениях.

1. Раздел "Цели и задачи стратегической деятельности предприятия" является ориентиром к внедрению стратегических направлений, целевых установок и задач. В этом разделе отражается одно из трех стратегических направлений и соответствующих ему целевых установок. Указанный критерий выбранного стратегического направления представляется в качестве суммарной максимально возможной величины ожидаемой прибыли с учетом ее прироста за прогнозируемый период, реализуемой комплексом стратегических задач. В этом разделе величина ожидаемой прибыли обосновывается расчетами основных технико-экономических показателей, таких, как выручка от реализации продукции, или доход от продажи, издержками производства, предполагаемой величиной налоговых отчислений и выплатой дивидендов.

2. В разделе "Обобщенное резюме, основные параметры и показатели стратегии" раскрывается значимость данного предприятия для экономического и социального развития страны или региона, представлены основные параметры стратегии в виде сводных финансовых показателей, характеризующих размер инвестиционных вложений в реализацию стратегических направлений с указанием внешних и внутренних источников финансирования. К числу внеш-них источников относятся инвесторы (государственные организации, банки, частные фирмы, физические лица), заинтересованные в получении дивидендов, и кредиторы.

3. В разделе "Характеристика продукции" отражаются технические показатели потребительских свойств диверсифицируемой продукции, особенности технологии ее производства, преимущества по сравнению с аналогичной продукцией в отрасли и на международном рынке, предполагаемый срок жиз-ненного цикла продукции, предполагаемые направления сбыта продукции, перспектива замены данного продукта другим, а также ожидаемая рыночная цена продажи и продукции.

4. Раздел "Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта" отражает прежде всего особенности сегментов рынка, на которые ориентируются стратегические целевые установки предприятия. Анализируется место предприятия на рынке (монополия, олигополия, монопсония и др ). Рассматривается возможный состав потребителей, оценивается характер спроса (равномерный или сезонный) и платежеспособность потребителей.

5. "Производственная программа" предусматривает отражение номенклатуры и количества диверсифицируемой продукции, калькулирование себестоимости, расчетной цены продажи каждой номенклатурной позиции продукции, прогнозируемого объема продажи в стоимостном выражении (доход от продажи, или выручка от реализации).

6. Раздел "Ресурсное обеспечение стратегических целевых установок" предусматривает определение состава и стоимости основного оборудования, форм и норм амортизационных отчислений, номенклатуры и норм расхода используемых сырья и материалов с указанием предполагаемых: цен, основных и альтернативных поставщиков, а также состава, квалификации и требуемой численности работников производства и управления персоналом, форм и систем оплаты трудa. В результате определяется потребность в оборудовании, матери-альных и трудовых ресурсах.

7. "Финансовый план" является центральным разделом, в котором находят отражение смета затрат, или общие производственные издержки по годам реализации бизнес-плана, расчет суммы первоначальных фиксированных инвестиционных издержек (расход на покупку или аренду земли, зданий, оборудования), величина затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, общий размер основных капитальных вложений, чистый оборотный капитал, инвестиционные издержки в целом. В данном разделе рассматриваются следующие три основных прогноза:

Прогноз чистой и нераспределенной прибыли основывается на прогнозах дохода от продажи, величины общих производственных издержек, сведениях о налогах и дивидендах.

8. В разделе "Эффективность стратегических решений" осуществляется оценка экономической и финансовой деятельности предприятия по годам с позиции достижения стабильных финансовых результатов, увеличения прибыли предприятия, что находит отражение в различных оценочных показателях стратегических решений: безубыточности работы предприятия, простых и дисконтированных методов оценки, а также различных коэффициентов финансовой устойчивости работы предприятия. Особое место занимает оценка риска стратегических решений.

9. Раздел "Организационный план реализации стратегических целевых установок" предусматривает реализацию стратегии в части организации обеспечения функционирования производства и управления (средствами труда, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами). В плане указываются период времени выполнения задач, основные исполнители. Выполнение каждого пункта оценивается с точки зрения финансовых затрат с определением источников финансирования. Формой отражения организационного плана является сетевой график выполнения стратегических задач, позволяющий определять критический путь с целью выявления всех видов дополнительных резервов.

Первый этап преобразования информации

Bключает в себя процедуры сбора и обработки информации, поступающей из внешней и внутренней среды предприятия, для формулирования направлений стратегического развития предприятия.

Bторой этап

Осуществляются процедуры обработки информации стратегического менеджмента на основе сформулированной идеи.

Третий этап

Является долговременной процедурой по претворению в жизнь стратегических задач и достижению целевых установок, исходя из конкретных условий функционирования предприятия во внешней среде.

Блок инвестирования стратегических целевых установок включает:

Блок стратегической товарной политики включает в себя задачи по прогнозированию диверсификации экономической деятельности предприятия, диверсификации и развитию действующего производства. Для стратегического менеджмента имеет значение результат стратегической товарной политики, выраженный в прогнозе спроса на продукцию и определении рыночной цены продажи продукции.

На первом этапе реализуются блоки инвестирования стратегических целевых установок и стратегической товарной политики. В качестве входной информации используются внешняя информация о предполагаемых инвесторах, кредиторах, рынках сбыта, конкурентах, а также внутренняя информация о финансовых резервах. Получение входной информации опирается на использование пакетного или сетевого режимов обработки данных. Например, реализация процедуры формулирования идеи возможна на основе информации, получаемой в результате использования глобальной вычислительной сети Internet, а также базы данных, создаваемой на предприятии.

Особое место в стратегическом менеджменте занимает третий этап преобразования информации, так как он связан с реализацией механизма выживания предприятия в сложных рыночных условиях.

Блок стратегической товарной политики имеет специфику реализации в пакете Project expert версии Business plan guide. Он позволяет построить индивидуальную стратегию сбыта по каждому продукту. В отличие от других программ он представлен не только объемами сбыта продукции в натуральном и стоимостном выражении, запасами продукции на складе и ее ценами, но и данными о доле экспортных продаж, тенденциях изменения цены на продукцию, возможностях продажи в кредит и продажи с использованием формы авансовых платежей. В программе также учитываются затраты на продвижение продукта на рынке (комиссионное вознаграждение, доля безвозвратных потерь при сбыте, премиальные административному персоналу).

Блоки прогнозирования производственной программы, прогноза потребности в ресурсах и стратегической финансовой политики не отличаются какой-либо спецификой в пакетах прикладных программ. Необходимо только отметить, что во всех пакетах имеется возможность учитывать различные формы и нормы амортизационных отчислений. Кроме того, в пакете PROPSPIN рассчитываются основные финансовые показатели, связанные с определением чистой и нераспределенной прибыли и прогнозированием потоков денежных средств (Cash - Flow).

Большие различия в пакетах прикладных программ связаны с реализацией задач блока оценки стратегической деятельности предприятия. COMFAR и Alt-Invest осуществляют экономический анализ по системе соотношения затрат и полученной прибыли. PROPSPIN уделяет внимание расчету таких показателей, как простой нормы прибыли, периоду погашения займов и определению точки безубыточности. Наибольшие возможности по анализу и оценке предоставляет пакет Project expert.

Он позволяет проанализировать структуру затрат на производство, включая сырье, материалы и комплектующие изделия, заработную плату производственных рабочих и работников управления; соответствие запасов готовой продукции на складе колебаниям рыночного спроса, а также уровень запасов сырья, материалов и комплектующих изделий в зависимости от постоянства и надежности поставок. Кроме того, анализируется влияние на величину прибыли изменения величин различных показателей: объема продажи продукции, цен продажи, прямых производственных издержек, постоянных издержек.

Project expert версии Business plan guide рассчитывает такие показатели финансового состояния, как рентабельность, ликвидность, платежеспособность, и позволяет дать интегральную оценку финансового состояния по многим критериям.

Структура построения пакетов прикладных программ также различна. Пакет COMFAR реализован в виде трех основных программных модулей: ввода данных, осуществления расчетов и выдачи результатов. Модуль ввода данных предъявляет определенные требования к составу исходных данных.

Alt-Invest имеет набор модулей, аналогичных пакету COMFAR, однако позволяет настраивать модуль входных данных на условия, соответствующие реальной ситуации внешней среды. Кроме того, он организует реализацию получения выходных форм, в которых формируется текстовый поясняющий материал, иллюстрированный таблицами и графиками.

PROPSPITN состоит из двух модулей: ввода данных и генератора отчетов. Первый модуль позволяет вводить начальные величины инвестиций, данные о стоимости материалов, рабочей силы, комплектующих изделий и др. Генератор отчетов создает выходные таблицы, содержащие основные финансовые показатели и оценку стратегической деятельности предприятия. Пакет обеспечивает одновременный проеме входных данных и финансовых результатов. В случае снижения эффективности стратегических решений пакет позволяет вносить изменения значений входных показателей до тех пор, пока не будут получены приемлемые величины оценочных показателей.

В пакете Project expert использованы развитый пользовательский интерфейс, включающий четыре основных модуля

а также генераторы финансовых документов, анализа и получения отчетов. Ниже представлен подробный состав четырех основных модулей пользовательского интерфейса.

В отличие от других систем пользователь Project expert получает комплекте поставки одну рабочую версию, защищенную от копирования электронным ключом, и специальную версию программы Project expert (Data setup) для подготовки данных, которая может свободно копироваться, без ограничений передаваться любым партнерам и клиентам пользователя и устанавливаться на любое количество рабочих мест. Специальная версия программы полностью информационно совместима с рабочей версией и отличается от последней тем, что на ней нельзя провести процедуру расчета. Однако данные проекта, введенные в систему Project expert (Data setup), могут быть сохранены в виде файла и перенесены на любой компьютер с рабочей версией Project expert для проведения расчетов.

Фирма Pro-Invest Consulting развивает систему Project expert в двух направлениях: для малого и среднего бизнеса, а также для крупных предприятий в виде специальной версии. Главной задачей второго варианта системы являются моделирование и оценка действий крупного предприятия, выпускающего продукцию разнообразной номенклатуры и охватывающего несколько различных сегментов рынков сбыта. Получила развитие сетевая версия пакета Project expert, которая позволяет одновременно работать с нескольких рабочих мест (3, 5, 10, 20, 100, 250) с разграничением прав доступа для различных категорий пользователей.