Классификация ис
По режиму работы ИС делятся :
Пакетные ИС работают в пакетном режиме: вначале данные накапливаются и формируется пакет данных, а затем пакет последовательно обрабатывается рядом программ. Недостаток этого режима - низкая оперативность принятия решений и обособленность пользователя от системы.
Диалоговые ИС работают в режиме обмена сообщениями между пользователями и системой (например, система продажи авиабилетов). Этот режим особенно удобен, когда пользователь может выбирать перспективные варианты из числа предлагаемых системой.
Смешанные
По способу распределения вычислительных ресурсов ИС делятся:
на локальные и распределенные. Локальные ИС используют одну ЭВМ, а в распределенных ИС взаимодействуют несколько ЭВМ, связанных сетью. Отдельные узлы сети обычно территориально удалены друг от друга, решают разные задачи, но используют общую информационную базу.
По функциям различают три вида ИС: информационно - поисковые системы (ИПС), системы обработки данных (СОД) и автоматизированные системы управления (АСУ).
Системы обработки данных (СОД) предназначены для решения задач типа расчета
заработной платы, статистической отчетности и т.п. Такие системы наряду с функциями ввода,выборки, коррекции информации выполняют математические расчеты без применения методов оптимизации. АСУ отличается от СОД тем, что сама выполняет управленческие функции по отношению к объекту. В АСУ включаются прикладные программы для принятия и оптимизации управленческих решений. Примером АСУ является система для оптимального управления запасами материалов на складе.
Информационно-поисковые системы (ИПС) предназначены для поиска требуемого
документа или факта в множестве документов.
Поисковый образ документа (ПОД) получается в результате процесса индексирования, который состоит из двух этапов: выявление смысла документа и описание смысла на специальном информационно-поисковом языке (ИПЯ).
Запрос к ИПС описывается также на этом языке. Поиск документа состоит в сравнении множества хранящихся в системе ПОД и текущего поискового образа запроса (ПОЗ), в результате чего пользователю выдается требуемый документ или отказ. Различают два режима работы ИПС: текущее информирование пользователей о новых поступлениях и ретроспективный поиск по разовым запросам [6].
По концепции построения ИС делятся на файловые системы, автоматизированные банки данных (АБД), интеллектуальные банки данных (банки знаний) и хранилища данных.
Информационное обеспечение ИС первого типа построено в виде файловых систем. В современных ЭВМ операционная система берет на себя распределение внешней памяти, отображение имен файлов в соответствующие адреса во внешней памяти и обеспечение доступа к данным. Программное обеспечение ИС напрямую использует функции ОС для работы с файлами. Файловые системы обычно обеспечивают хранение слабо структурированной информации, оставляя дальнейшую структуризацию прикладным программам. В таких системах сложно решить проблемы согласования данных в разных файлах, коллективного доступа к данным, модификации структуры данных.
Банком данных называют систему специальным образом организованных баз данных, программных, технических, языковых и организационно - методических средств, предназначенных для обеспечения централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования данных.
В отличие от файловых систем, структура базы данных меньше зависит от прикладных
программ, а все функции по работе с БД сосредоточены в специальном компоненте - системе
управления базами данных (СУБД), которая играет центральную роль в функционировании
банка данных, так как обеспечивает связь прикладных программ и пользователей, данными.
Сведения о структуре БД сосредоточены в словаре-справочнике (репозитории). Этот вид
информации называется метаинформацией. В состав метаинформации входит семантическая информация, физические характеристики данных и информация об их использовании. С помощью словарей данных автоматизируется процесс использования метаинформации в ИС.
Интеллектуальный банк данных ИБД (рис. 1.6) - это сравнительно новый способ построения ИС, при котором информация о предметной области условно делится между двумя базами.
База данных содержит сведения о количественных и качественных характеристиках конкретных объектов. База знаний содержит сведения о закономерностях в ПО, позволяющие выводить новые факты из имеющихся в БД; мета информацию; сведения о структуре предметной области; сведения, обеспечивающие понимание запроса и синтез ответа.
Диалоговый процессор предназначен для понимания смысла запроса и его перевода в термины знаний, заложенных в БЗ. Планировщик преобразует полученный запрос в рабочую программу, составляя ее из модулей, имеющихся в БЗ. Подсистема пополнения знаний позволяет ИС обучаться.
Если в традиционном банке данных знания о предметной области заложены программистом в каждую прикладную программу, а также в структуру БД, то в интеллектуальном банке данных они хранятся в базе знаний и отделены от прикладных программ. В отличие от данных, знания активны: на их основе формируются цели и выбираются способы их достижения. Например, ИБД в системе складского учета может автоматически реагировать на такое событие, как уменьшение количества деталей на складе до критической нормы, при этом ИБД без участия пользователя генерирует документы для заказа этих деталей и отправляет их по электронной почте поставщику.
Другое характерное отличие знаний от данных - связность, причем знания отражают как структурные взаимосвязи между объектами предметной области, так и вызванные конкретнымибизнес - процессами, например такие связи, как "происходит одновременно", "следует из...", "если - то" и др.
Наконец, существенную роль в ИБД играет форма представления информации для пользователя: она должна быть как можно ближе к естественным для человека способам обмена данными (профессиональный естественный язык, речевой ввод / вывод, графическая форма).
В настоящее время в корпоративных базах данных накоплены гигантские объемы информации, однако она недостаточно эффективно используется в процессе управления бизнесом, поэтому бурно развивается новая форма построения ИС - склады (хранилища) данных.
Хранилище данных представляет собой автономный банк данных, в котором база данных разделена на два компонента: оперативная БД хранит текущую информацию, квазипостоянная БД содержит исторические данные, например, в оперативной БД могут содержаться данные о продажах за текущий год, а в квазипостоянной БД хранятся систематизированные годовые отчеты и балансы за все время существования предприятия.
Подсистема оперативного анализа данных позволяет эффективно и быстро анализировать текущую информацию. Подсистема принятия решений пользуется обобщенной и исторической информацией, применяет методы логического вывода. Для общения с пользователем служит универсальный интерфейс.
Выбор того или иного класса ИС зависит от ее назначения и конкретных условий применения.
- 1 .Информационные процессы в управлении организацией
- 2. Методические указания основы создания информационной системы и информационной технологии в управление организацией
- 3. Информационное обеспечение информационной системы и информационной технологии управления организацией.
- 4. Техническое и программное обеспечение информационной системы и информационной технологии управления организацией
- 5. Информационные технологии в системах управления.
- 6. Защита информации в информационных системах информационной технологии управления организацией.
- 7. Информационные технологии стратегического менеджмента на предприятии.
- 8. Информационная технология логистических исследований в управлении организацией.
- 9. Информация, методы ее хранения, обработки и передачи.
- 10. Локальные и глобальные сети эвм.
- 1. Компьютерные сети
- 14. Архитектура информационных сетей. Эталонная Модель Взаимодействия Открытых Систем (эмв ос).
- 15. Архитектура информационных сетей. Факсимильная передача информации. Электронная почта Телеконференции.
- 16. Инструментальные средства управления проектами - мs Рrojket 2000. Ресурсы, типы ресурсов. Ввод таблицы ресурсов. Назначение ресурсов.
- 17. Методология создания компьютерных систем. Системный подход. Этапы системного анализа.
- 18. Методология создания компьютерных систем. Системный подход. Проблемная ситуация. Целевыявление.
- 19. Методология создания компьютерных систем. Системный подход Функции. Структура Ресурсы.
- 20. Стадии создания компьютерных систем. Технико-экономическое обоснование. Техническое задание. Технический и рабочий проекты. Внедрение. Анализ функционирования.
- 21. Создание модели процессов в вРwin.
- 23. История и основные направления развития ис. Классификация ис
- Классификация ис
- 24. Структура программного обеспечения ис. Структура приложений в ис.
- 25. Количество и качество информации. Основные понятия экономических информационных систем.
- Понятие информации.
- Понятие экономической информации.
- Понятие системы.
- Понятие информационной системы.
- 26. Этапы автоматизации управления. Компоненты Информационных Систем. Технологии управления. Направления развития управления.
- 27. Этапы автоматизации управления. Управление по результатам. Области совершенствования управления. Области применения информационных технологий.
- 28. Инструментальные средства управления проектами - мs Рrojeсt 2000. Ресурсы, типы ресурсов. Ввод таблицы ресурсов. Назначение ресурсов.
- 29. Инструментальные средства управления проектами - мs Рrojeсt 2000. Режимы представления информации в разных форматах: режим диаграммы Ганта.
- 30. Инструментальные средства управления проектами - мs Рrojeсt 2000. Режим перт-диаграммы, режим использования работ, режим использования ресурсов. Способы оптимизации графика работ.
- 31. Электронная коммерция. Технология в2в. Базы данных в Internet. Технология АсtiveServerPeges.
- 33. Типы информации, хранимой в рамках Internet (Теlnet, fтр, Gopher, е-mail). Основные протоколы Internet (тср, ip, Еthernet, fтр, ррр, slip). Url. НурегТехt: МагкUрLanguage (нтмl).
- 34. Экспертные системы поддержки решений. Технология получения, представления, хранения и преобразования знаний.
- Принципы организации хранилища
- 38. Риск-технология принятия решения. Принятие решений в условия неточности данных и неопределенности. Технология нейронных сетей и генетические алгоритмы
- 39.Модель "сущность-связь".
- 40.Электронный документооборот.
- 42.Особенности информационных технологий в организациях различного типа. Информационные технологии как инструмент формирования
- 2) Регистрацию, накопление и анализ отклонений хода производства от запланированного; 3) выработку и реализацию решений по устранению или минимизации нежелательных отклонени