logo search

Взаимосвязь стратегии и практики управления персоналом

Уровень

Отбор и расстановка служащих

Вознаграждение (зарплата и премии)

Оценка

Развитие (повышение квалификации)

Планирование продвижений по службе

Стратегический (длительная перспектива)

Определите характеристики работников, требующихся фирме на длительную перспективу

Спрогнозируйте изменения внутренней и внешней обстановки

Определите, как будет оплачиваться рабочая сила в течение рассматриваемого периода с учетом ожидаемых внешних условий Увяжите эти решения с возможностями долговременной стратегии Вашего бизнеса

Определите, что именно нуждается в оценке на длительную перспективу

Используйте различные средства оценки будущего

Дайте предварительную оценку Вашего потенциала и его динамике

Оцените способность имеющихся кадров к необходимой в будущем перестройке и работе

Создайте систему прогнозирования на изменения

Постройте долговременную систему, обеспечивающую сочетания необходимых гибкости и стабильности Увяжите ее с общей стратегией Вашего бизнеса

Управленческий (среднесрочный период)

Выберите критерии отбора кадров

Разработайте план действий на рынке рабочей силы

Исследуйте возможности проникновения на новые рынки

Разработайте пятилетний план оплаты развития системы работников

Проработайте вопросы создания системы льгот и премирования

Создайте обоснованную систему оценок текущих условий и будущего их развития Создайте центр оценки работников

Разработайте общую программу развития управленческой системы

Разработайте меры поощрения саморазвития работников

Проработайте вопросы организационного развития

Определите линии продвижения работников

Увяжите индивидуальные устремления работников с задачами фирмы

Практический (краткосрочный период)

Разработайте штатное расписание

Разработайте план набора

Разработайте схему передвижения работников

Разработайте систему оплаты труда

Разработайте систему премирования

Создайте ежегодную систему оценок работников

Создайте повседневную систему контроля

Разработайте систему повышения квалификации и тренинга работников

Обеспечьте подбор на отдельные рабочие места подходящих сотрудников Спланируйте ближайшие кадровые перемещения

154

155

Инновационное управление трудом качественно отличается от господствовавших ранее технократических принципов руководства. В его основе — акцент на поддержание интенсивных горизонтальных взаимодействий в организации, на активизацию творческой деятельности, на объединение усилий разных групп персонала.

Инновационные стратегии предприятий и нововведения в менеджменте были обусловлены борьбой за потребителя в условиях напряженной конкуренции. В этой борьбе приоритет в освоении новых технологий завоевывают фирмы, которые обладают высококвалифицированным персоналом, способным быстро освоить новую технику, разработать новые системы организации производства, адекватные наиболее рациональным режимам ее эксплуатации в социально-психологической среде при экономическом и моральном стимулировании, побуждающем персонал предприятия к полной реализации своего трудового потенциала.

Таким образом, управление персоналом в условиях активной инновационной политики предприятий нуждалось в особой системе и методах, позволявших интегрировать ценности классического менеджмента, и прежде всего высокую дисциплину, профессионализм, рациональную организацию в систему социально-экономических отношений, способствовавших инициативности, творческой активности, самостоятельности в решении нестандартных производственных ситуаций.

В настоящее время в научных исследованиях ставится вопрос о взаимной адаптации персонала и нововведений в противовес преобладавшему на практике инженерному подходу, односторонне предписывавшему сотрудникам приспосабливаться к нововведениям. Для реализации инновационных стратегий необходим был творческий подход к своей работе каждого работника, участвовавшего во внедрении нововведений в конкретную практику производства. В связи с этим традиционные формы управления персоналом претерпели принципиальные модификации, с тем чтобы обеспечить должный уровень внутренней самостоятельности организации и, учитывая важнейшие факторы воздействия внешней среды, сохранить самобытность организационной культуры предприятия как совокупности специфической системы ценностей и этических норм, воздействующих на образ мышления и поступки персонала в целях укрепления его единства и сплоченности.

Долгосрочная стратегия управления персоналом должна строиться на предпосылке ускоренного внедрения инноваций, что предъявляет значительно более высокие требования к качеству персонала. Эта стратегия предполагает дополнительные вложения не только в подготовку и развитие рабочей силы, но и в создание необходимых условий для более полного ее использования.

Именно приспособление к новшествам и переменам занимает центральное место среди новых требований к современным специалистам. В этой связи возникает задача формирования нового контингента управляющих, экспертов, исследователей, способных активно вмешиваться в эволюцию рынка, создавать новые изделия, своевременно заменять морально устаревшую продукцию, с тем чтобы найти наилучшее сочетание производства и сбыта продукции.

Подчеркивая мысль о том, что постоянно меняющиеся рынок и продукт способны разрушить любую организацию, если она не готова к переменам, почти все авторы указывают на единственно возможный выход — совершенствование управления людьми. Они настойчиво призывают разрабатывать систему перераспределения и

155

156

использования людских ресурсов как на производстве, так и в других сферах человеческой деятельности.

Поскольку гибкость и способность к изменениям представляют сегодня ключевые характеристики бизнеса, а основным барьером (как и фактором изменений) являются люди — человеческие ресурсы компании, важнейшими функциями УЧР становятся активное управление изменениями и организационное развитие. Как правило, способность к изменениям связана с более высоким уровнем образования, более широкой квалификацией, готовностью переобучаться, творческими устремлениями и инновационностью персонала. Возникают более сложные задачи в области техники и методов оценки и подбора, тренинга и развития занятых. Связь между стратегиями бизнеса и практикой управления персоналом иллюстрирует табл. 3.1.3.

В практике внутрифирменного управления персоналом значительно усилились роль дифференцированного подхода к равным группам работников и более гибкое воздействие на них. Это вызвано как соображениями усложнившейся экономической конъюнктуры, ориентацией на ресурсо- и трудосберегающие производства, повышением удельных затрат на высококвалифицированную рабочую силу, стремлением переложить тяжесть структурной перестройки экономики и рыночных колебаний на менее защищенные предприятия и трудящихся, так и преимуществами целевого использования высококвалифицированного персонала (па ведущих научно-технических направлениях, в процессе нововведений и др.).

В 80-х годах в крупных фирмах расширялись рычаги и стимулы для концентрации рабочей силы высокого качества, особенно ИТР и ученых. Последовательно проводилась линия на создание оптимальной численности занятых, на удержание числа постоянных работников на стабильном уровне, а то и на его уменьшение (численность постоянного персонала в 500 крупнейших корпорациях снизилась на 10 % за последние 10 лет). Заметно возросло применение труда работающих неполное рабочее время (за 10 лет в Японии и США—на 60%, во Франции—на 100 %) временно занятых и нанятых по индивидуальным контрактам. Более дешевая и в меньшей степени попадающая под законодательное регулирование при увольнении, эта категория служила в качестве “буфера” при переориентации производства, технологических перестройках, сезонных колебаниях и т.д.

В свою очередь наряду с профессиопально-квалификационными характеристиками в наукоемких фирмах в последние годы все больше учитывалась конкретная форма участия работников в создании новой продукции. В самом комплексе “персонал” выделялись (формально и неформально) “новаторы”. Это касалось как научно-технических работников, так и квалифицированных рабочих, управляющих. Получала дальнейшее оформление дальнейшая разбивка “новаторского” персонала и разработка соответствующих стимулирующих рычагов. В частности, выделялись лица (или определялась потребность в них), которые: а) инициировали новые идеи (“генераторы идей”) как на стадиях НИОКР, так и в ходе создания и реализации новшеству б) обеспечивали коммуникации, аккумулировали различные виды информации (научно-техническую, коммерческую и др.) и распространяли ее в организации (“информационные привратники”); в) формировали условия для продвижения и реализации новых идей, ориентировали новых участников на конечный результат, управляли процессом нововведений (“антрепренеры”). Например, с учетом сказанного подводилась “каталогизация” (аттестация качеств) менеджеров (“Дженерал моторз”), публиковались списки “привратников” (“Бендикс”), создавались титулы “генераторов идей” (ЗМ), подводилась нормативная основа под формирование рабочих групп (“Сони”, “Хитачи”). В этих подходах и действиях менеджмента про-

156

157

сматривалось стремление планировать обеспечение “человеческим ресурсом” не только от достигнутого кадрового состава, но и от потребностей процесса нововведений. Преодоление существующей инерции, однако, связывалось преимущественно с субъективным фактором управления, с личными характеристиками и качествами управляющих компаний.

Дифференциация различных групп персонала и расширение инструментария кадровой работы позволяли теснее увязывать системы отбора, расстановки и перемещения работников с реализацией общекорпоративных стратегий и оперативных задач хозяйственных подразделений.

Таблица 3.1.3