5.3. Матрица «Мак Кинси» (Mc Kincey)
Данная разновидность портфельной матрицы, получившая название «экран бизнеса», основана на оценке долгосрочной привлекательности отрасли и конкурентной позиции стратегической единицы бизнеса. Она предполагает изучение более широкой базы данных, чем матрица БКГ. Критерий темпы роста рынка трансформировался в данной модели в многофакторное понятие «привлекательность рынка (отрасли)», а критерий доли рынка – в стратегическое положение (конкурентоспособность) бизнес-единиц (рис. )
Факторы, определяющие привлекательность отрасли и позиции бизнеса на отдельных рынках, различны. Так, основными критериями привлекательности могут быть размер рынка, темпы роста, уровень конкуренции, чувствительность рынка к цене.
Конкурентоспособность бизнеса можно оценить, используя такие критерии, как доля рынка, контролируемая фирмой; эффективность системы маркетинга, уровень издержек, потенциал и др.
Согласно матрицы «Мак Кинси» выделяются три зоны. «Зона победителей» с высокой и средней привлекательностью отраслей и позиций компании предполагает активные действия по привлечению инвестиций для удержания и улучшения занимаемого положения. «Зона проигравших» - предполагает постепенное сокращение инвестиций, «Сбор урожая» и ликвидацию бизнеса. «Зона селективного управления» предлагает использовать избирательный подход с проведением дополнительного анализа и принятием решений о целесообразности вложений инвестиций и восстановления утраченных позиций или «наоборот» о дезинвестировании.
Матрица фирмы Артур Д.Литтл
В основе данного подхода к портфельному анализу лежит концепция жизненного цикла отрасли или бизнес-единицы, в соответствии с которой каждая бизнес-единица проходит в своем развитии четыре стадии: рождение, развитие, зрелость, спад. Другим параметром является конкурентная позиция бизнеса: ведущая, сильная, благоприятная, прочная, слабая.
Сочетание четырех стадий жизненного цикла отрасли и пяти конкурентных позиций дает в итоге матрицу ADLразмерности 4х5, которая дополняется тщательно продуманным набором стратегических решений.
Для использования матрицы необходимо определить переменные, которые характеризуют стадию жизненного цикла (вертикальная ось), и переменные, связанные с конкурентной позицией (горизонтальная ось).
Процесс выбора стратегии по данной матрице состоит из трех этапов.
Простое (естественное) развитие. Стратегия определяется исключительно в соответствии с ее позицией на матрице. При этом область естественного выбора охватывает несколько ячеек матрицы.
Избирательное развитие (специфический выбор). Определяется точечной позицией бизнес-единицы на матрице и является общим руководящим принципом (например, избирательные инвестиции в рост бизнес-единицы)
Уточненные стратегии. На данном этапе предлагается набор уточненных стратегий, соответствующих каждому специфическому выбору в терминах хозяйственных операций, например: «развивайте бизнес за рубежом».
Предложение уточненных стратегий и разработка развернутых рекомендаций по каждой ячейке матрицы является уникальным вкладом фирмы в методику стратегического управления.
- Фгоу впо «балтийская государственная академия рыбопромыслового флота»
- Конспект лекций по дисциплине «Стратегический менеджмент» для студентов очной, заочной и очно-заочной формы обучения специальности «Менеджмент»
- 1. Сущность см: основные понятия и категории
- 2. Многоуровневое стратегическое управление.
- 2.1. « Пирамида стратегий»
- 2.2. Классификация корпоративных (типовых) стратегий.
- 2.3. Конкурентные (деловые) стратегии.
- 2.4. Функциональные стратегии
- 3. Процесс стратегического управления.
- 3.1. Этапы разработки стратегии.
- 3.2. Этап стратегического анализа.
- 3.2.1. Определение стратегического видения и миссии.
- 3.2.2. Формирование системы целей.
- 3.2.3. Стратегический анализ внутренней среды фирмы.
- 3.2.4. Стратегический анализ внешней среды.
- Выбор стратегических альтернатив
- 3. Модель gap – анализа (анализ разрывов)
- 5.1 Матрица «Продукт – рынок» (Матрица Ансоффа)
- 5.2. Матрица Бостонской консультативной группы (bcg)
- 5.3. Матрица «Мак Кинси» (Mc Kincey)