logo search
0864792_C3589_otvety_k_gosam_po_specialnosti_kulturologiya / госы_Shporka

Содержание и форма в искусстве, их диалектика и историческая эволюция.

Содержание первично по отношению к форме, т.к. первоначально возникает замысел, затем он облекается в форму. Но значимость формы первична, она основа. Именно в художественной форме произведение искусства является таковым. Содержание может быть банальным, примитивным (каламбур, игра слов). Но сама совершенная форма тоже может быть произведением искусства (Н: этюды в музыке).

Содержание – это то, о чём произведение, это творчески воспроизведённая действительность, переданная художником с т. зр. его субъективного опыта при помощи выразительных средств.

Элементы содержания:

  1. Идея – главная мысль произведения

  2. Тема – жизненный материал, на котором раскрывается идея. Тем может быть много.

  3. Оценка – отношение автора к тому, что он воспроизводит. Она может быть как положительной, так и отрицательной, но она всегда присутствует.

Форма – организация создания художественного произведения. Элементы формы:

  1. композиция - способ соединения элементов в художественное целое.

  2. Сюжет – это определённая жизненная схема, в которой воплощаются некоторые жизненные ситуации. Творец сюжетов – жизнь. В искусстве всего чуть более 200 сюжетов, из которых 35 о любви (по подсчётам исследователей).

  3. Совокупность выразительных средств, видов и жанров.

Во взаимоотношении содержания и формы, исторически первично содержание, но главнее форма, мы воспринимаем её первой. Если содержание хорошее, а форм а нет – это не может быть произведением искусства. А если наоборот, то да. Разделение содержания и формы иногда невозможно или сложно (относительность содержания и формы можно увидеть в приключенческом романе). Шедевром считается произведение искусства с новой глубокой идеей и совершенной формой.

Категории С. и ф. появляются в древнегреческой философии: первую развитую концепцию формы создала древнегреческая атомистика, в которой форма выражала одну из важнейших определённостей атомов и означала пространственно организованную структуру тела. В истории философии в качестве категории содержания выступало понятие «материя», означающее вещественное первоначало — сохраняющийся субстрат (основу) всех изменений. У Платона понятие формы обозначало реальную определённость тела как некоей целостности, обладающей самостоятельным, независимым от мира природных вещей существованием. С идеалистических позиций решая проблему отношения мира форм (идей) к миру материальных вещей, Платон исходил из того, что чувств, вещи возникают из взаимодействия формы и «материи», причём форме принадлежит определяющая, активная роль.

         Наиболее развитую античную концепцию С. и ф. построил Аристотель, который утверждал, что форма есть определённость самих материальных вещей, а телесная вещь есть единство формы и «материи», оформленная «материя». Однако, говоря о мире в целом, он допускал существование неоформленной «материи» и нематериальной формы, обладающей независимым от «материи» существованием и восходящей к «форме форм», т. е. к богу.

         В новое время первый шаг к преодолению идеализма в понимании «материи» и формы сделал Дж. Бруно; его идеи развивали Ф. Бэкон, Р. Декарт, Р. Бойль, Т. Гоббс. Если Декарт и его последователи свели всё богатство природных тел к протяжённости и её свойствам, то Бэкон, исходя из многокачественности «материи», выдвигал идею о её примате над формой и об их единстве.

         И. Кант выдвинул тезис, согласно которому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Переосмыслив традиционную проблему соотношения «материи» и формы, Кант выдвинул на первый план новый аспект — вопрос о С. и ф. мышления. Для более адекватного выражения сущности отношения между «материей» и формой Г. Гегель вводит категорию «содержание», которая включает форму и «материю» как снятые моменты: содержание объемлет собой как форму, так и «материю». По Гегелю, отношение между С. и ф. есть взаимоотношение диалектических противоположностей, т. е. их взаимопревращение.