logo search
75-90

80. Инновационный процесс и инновационная деятельность. Стадии и этапы жизненного цикла инновации- продукта и инновации- процесса.

Согласно Ф. Котлеру инновация (innovation) – идея, товар или технология, запущенные в производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами. Это новые качества, впервые реализованные в некотором товаре или технологии и представленные на рынке.

Насчитывается более 100 различных определений инновации как отечественных, так и зарубежных специалистов. Например, в зависимости от масштаба, инновации бывают локальными, масштабными. Инновации делятся по стадиям жизненного цикла, по признаку внутренней структуры (экономические, управленческие, производственные и т. д.).

Инновационный процесс – совокупность последовательно осуществляемых действий по внедрению и применению научных исследова-

ний, изобретений, разработок, проектов и иного в производственный процесс, в результате которого образуются новые товары, услуги, новая технология, навыки, организационно-управленческие приемы.

Инновационный процесс преобразует нововведения из теоретической части (разработки) в практическую (применение в конкретных условиях).

Инновационный процесс – это последовательность действий по инициации инновации, при которой происходят создание новых продуктов и операций, а также их успешная реализация на рынке. В дальнейшем принимаются меры по более широкому распространению полученных результатов.

Для того чтобы инновации были использованы в производстве, необходима четкая организация инновационного процесса.

В условиях современного рынка компаниям нужно постоянно внедрять инновационные разработки.

Инновационная деятельность(процесс) (ИД) - процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения.

В общем виде инновационная деятельность состоит из следующих стадий:

Инновационная деятельность включает в себя также деятельность, обеспечивающую создание инноваций, - научно-технические услуги, маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экономической эффективности инновации, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность.

Стадии и этапы жизненного цикла инновации-продукта

Все товары и услуги проходят этапы развития, которые в целом представляют собой жизненного цикл продукции.

Жизненный цикл инновации, в общем виде, представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества.

Жизненный цикл инновации определяется в источниках как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства, реализованного на ее основе инновационного продукта. Это традиционный подход, который не дает различий между жизненным циклом продукта и жизненным циклом инновационного продукта.

Основными стадиями жизненного цикла инновации-продуктаявляются:

1. разработка нового продукта;

2. выход на рынок;

3. развитие рынка;

4. стабилизация рынка;

5. уменьшение рынка;

6. подъем рынка;

7. падение рынка.

Графически жизненный цикл нового продукта показан на рис.

Рис. Жизненный цикл нового продукта.

На стадии разработкинового продукта производитель организует инновационный процесс, на этой стадии происходит вложение капитала.

Стадия выхода на рынокпоказывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

Стадия развития рынкасвязана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

Стадия стабилизации рынкаозначает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

Стадия уменьшения рынка- это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

Стадия подъема рынкаявляется продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта, как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п.

Все это позволяет производителю или продавцу увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию - стадию падения рынка.

Стадия падения рынка- это резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

Таким образом жизненный цикл нового продукта- это продолжительность периода его существования от начальной формы (т.е. зарождения идеи) до выхода продукции из употребления и ее утилизации.

Стадии и этапы жизненного цикла инновации-процесса

Особенности ступеней и фаз инновационного проекта определяются отраслью его внедрения. Базисные части проекта – это:

1) его содержание и жизненность идеи;

2) дерево целей инновационного проекта, составленных на базе маркетинговых исследований и структуризации задачи;

3) система действий по воплощению в жизнь дерева целей инновационного проекта;

4) комплексное обоснование инновационного проекта;

5) обеспечение воплощения в жизнь инновационного проекта;

6) экспертное заключение инновационного проекта;

7) путь воплощения в жизнь инновационного проекта, а также система мотивации. Общая совокупность этапов развития создает жизненный цикл проекта инноваций. Жизненный цикл инновационного проекта делят на фазы, фазы делят на стадии, стадии – на этапы. В каждом инновационном проекте выделяют 3 стадии:

1) начальную (прединвестиционную) стадию инновационного проекта;

2) стадию реализации инновационного проекта;

3) стадию завершения работ по инновационному проекту.

В инновационный проект входят фазы: 1) прединвестионная, которая состоит из пре-динвестиционных исследований, на основании которых планируется инновационный проект. Данная фаза включает в себя: изучение и составление прогнозов; рассмотрение условий для претворения в жизнь изначальной идеи, разработку доктрины проекта; пред-проектные выкладки по инвестициям; подбор и решение о месте размещения; экологические обоснования; экспертизы;

2) инвестиционная – это работы по составлению документации и подготовительные работы по реализации инновационного проекта. Эта фаза включает в себя: создание плана проектно-изыскательских работ; задание технико-экономического обоснования проекта и его разработку; согласование, экспертизу и утверждение технико-экономического обоснования проекта; выдачу задания на проектирование, а затем разработку, согласование и его утверждение; принятие итогового решения об инвестировании;

3) проведение торгов и подписание контрактов – состоит из заключения контрактов, договоров на поставку оборудования; договоров на подрядные работы; разработки планов;

4) реализация проекта – это создание плана реализации инновационного проекта; создание графиков; проведение работ; мониторинг и контроль; корректировка плана; оплата выполненных работ;

5) завершение проекта – состоит из пуско-наладочных работ; пуска объекта; анализа результатов; эксплуатации; ремонта и развития производства; закрытия инновационного проекта и демонтажа оборудования. Жизненный цикл инновационного проекта начинается с базисных исследований, включающих в себя прикладные и опытно-конструкторские разработки, затем промышленное освоение производства инноваций, после чего следуют реализация товара и использование его потребителем.