logo search
Копия Upravlenie_kachestvom_-_khoroshie_lektsii

9.4. Маркировка товаров

Союз потребителей Российской Федерации среди проблем потребительского рынка выделяет получение достоверной и исчерпывающей информации о товарах, как одну из главных.

За качество изделия несет ответственность, в первую очередь, производитель. Он должен обеспечить необходимый уровень качества продукции, применяя соответствующую технологию, сырье и комплектующие материалы. С другой стороны, потребитель тоже в какой-то степени, хотя и не напрямую, влияет на качество. Он должен уметь пользоваться своими правами и обязанностями в отношении изготовителя и продавца, знать и четко представлять потребительские свойства изделий.

Носителем информации о потребительских свойствах продукции : ее особенностях, характеристиках, изготовителе, рекомендации об ее использовании, применении и хранении, может быть и набор принятых условных обозначений, выполненный в виде этикетки или нанесенный непосредственно на упаковку или тару изделия.

Таким образом, этикетка или ярлык на товаре (его упаковке) включает информацию о названии товара, знаках соответствия, товарного знака, а также наименования места происхождения изделия, штриховой код , экологическую маркировку, символы, обозначающие меры предосторожности, безопасности, знаки о весе товара, его гарантийном сроке и другие обозначения и знаковые системы информации .

На этикетках принято использовать знаковую информацию, так она способна вместить более полные и емкие сведения, размещенные на ограниченной площади, что позволяет сделать доступной восприятие ее содержания потребителем, оказать положительное влияние на принятие решения о покупке товара. Зная это, производитель уделяет большое внимание ее профессиональному изготовлению, выделяя специальную статью затрат на маркировку и этикетирование продукции. При этом производитель стремиться, чтобы в этикетке был достигнут высокий уровень:

Раскроем содержание основных терминов, имеющих отношение к данной проблеме.

Знак (символ) - в данном случае изображение, представляющее свойства, характеристики или отношение изделия и используемое для хранения и передачи информации.

Код - упорядоченная совокупность условных знаков, символов, предназначенная для передачи, обработки и хранения различной информации.

Марка (производственная) - условное обозначение изготовителя продукции на изделии или его упаковке.

Реклама - информация, включающая сведения о потребительских свойствах продукции и услуг для создания спроса на них с целью успешной реализации.

Прагматика - направление науки, исследующей проблемы, связанные с интерпретацией знаков: их ясность, понятность, ценность и полезность для пользователя.

Разработчики знака должны, используя художественно-графические средства, вложить в изображение максимум смысловой нагрузки, обратить пристальное внимание на реализацию следующих требований:

Знаки соответствия - знаки, подтверждающие уровень качества продукции и, обычно, употребляющиеся на сертификатах, таре и упаковках.

Так, например, первым всем известным отечественным знаком соответствия был "Знак качества".

Сегодня в странах Европейского сообщества наступает новый этап интеграционных процессов в вопросах сертификации продукции и маркировки изделий на предмет их соответствия требованиям общеевропейских норм и стандартов. В качестве единого для всех стран утвержден знак "СЕ".

Основными критериями применения знака "СЕ" являются следующие:

В настоящее время знаки соответствия директивам ЕС ("СЕ") заметно повышают конкурентоспособность продукции. Они широко используются ведущими европейскими компаниями, что является показателем их заботы о высоком качестве продукции и пристального внимания к вопросам, связанным с безопасностью и экологией.

Несомненно, что к достижению тех же целей должны стремиться и отечественные производители. Производство продукции, отвечающей требованиям европейского знака соответствия, позволит беспрепятственно выходить на европейский и мировой рынки.

В том случае, если продукция имеет ограниченный срок хранения, быстро портящаяся, сертификат выдается не на продукт, а на систему управления качеством предприятия-производителя .

В России на изделия длительного пользования (теле-, радиоаппаратуру, холодильники, автомашины...) сертификат соответствия выдается сроком на три года.

С 1995 года одним из необходимых условий поставки продукции на европейский рынок стало обязательное нанесения штрихового кода.

Информация, запрограммированная в штриховом коде, изначально создавалась как средство передачи информации по всей цепочке, от изготовителя к оптовику, затем к розничному торговцу и, наконец, к покупателю. Штриховой код не только помогает узнать, когда, кому, куда, сколько, по какой цене была отгружена продукция, но и иметь информацию, какой товар, по какой цене пользуется сейчас наибольшим спросом в магазине, а также каковы его запасы, куда можно обратиться за их пополнением и т. д. Внедрение штрих-кода существенным образом облегчило инвентаризацию, контроль и учет, складирование продукции. Помимо этого продавец по просьбе покупателя может легко установить по штриховому коду фирму-поставщика данного товара для предъявления имеющихся претензий по качеству

Маркировка - это совокупность обозначений : текст, отдельные цветовые и графические символы, а также их комбинации (условные обозначения и рисунки ).

Она наносится или непосредственно на изделие, или на этикетку, ярлык, табличку, упаковку, тару. В зависимости от конкретных условий соответствующая информация должна указываться в сопроводительной документации обязательно к каждой единице продукции.

Поставщик несет ответственность за качество выполнения и достоверность информации, помещенной на маркировке. При этом понятие "поставщик" распространяется на любую организацию (изготовителя, импортера и т.д.), занимающуюся реализацией продукции.

Предусмотрены конкретные требования к маркировке . Она должна быть разборчивой, четкой, устойчивой к воздействию окружающей среды. Способы нанесения, применяемые для этого материалы должны не только указывать характеристики продукции, но и обеспечивать качество изображения в течение всего срока ее использования, эксплуатации.

Например, информация, содержащаяся в маркировке опасных веществ должна быть достаточной для обеспечения безопасности в обращении с ними и включать в себя следующие положения:

В настоящее время на международном уровне широкое распространение получила экологическая маркировка.

Сегодня в нашей стране пока еще отсутствует общепризнанная система экологической маркировки. В то время как экологические показатели продукции становятся все более и более значимыми при ее реализации, т.е. повышают конкурентоспособность изделий, учитывая и то, что и для потребителя далеко не последнюю роль играет общепризнанная эко-маркировка.

Условно эко-знаки делятся на три группы:

1.Знаки, указывающие на безопасность применения изделий, их свойств для окружающей среды. Применяются и как экологические символы, например, "Зеленая точка", " Белый лебедь", "Голубой ангел".

2.Знаки (надписи) для обозначения изделий, поддающихся утилизации, и продукции, полученной в результате переработки вторичного сырья, а также призывающие к охране окружающей среды. В качестве примера может служить знак, применяемый в США для обозначения бумаги, полученной из вторичного сырья или эмблема вторичной обработки (ресайклинга) для маркировки продукции изготовленной из вторичного сырья, контейнеров и баков для сбора конкретного вида отходов и т.д.

3.Знаки опасности, исходящей от изделий или веществ, их применения для человека и окружающей среды. Данный вид знаков, как правило, дублируется соответствующими надписями (огнеопасно, вредно, раздражитель и т.д.), а также пояснениями вредного воздействия, порядка применения и утилизации.

В ближайшем будущем проблемы экологической маркировки займут место среди первоочередных задач отечественной экономики. Экологическая маркировка в современном мире все более явно становится средством рекламы и конкурентной борьбы, что легко достигается путем установления протекционистских барьеров . Следовательно, рано или поздно российские производители вынуждены будут решать проблемы, связанные с экологической маркировкой.

Рассмотрим далее распространенные, общеизвестные символы и виды маркировки .

Символы, обозначающие меры предосторожности при обработке и эксплуатации текстильных изделий . Международный стандарт ИСО 3758 определил символы, применяемые для маркировки текстильных изделий. В стандарт включены символы, имеющие отношение к конкретному процессу обработки текстильных изделий (стирке, утюжке, химической чистке, отбеливанию с применением хлора и т.д.), сопровождаемые текстовыми пояснениями к каждому символу. Эти символы - удачный компромисс, позволяющий простым и понятным способом довести до каждого необходимый набор информации.

Такое решение проблемы было достигнуто благодаря сочетанию в символе основного элемента, характеризующего процесс (утюг - глажение, таз - стирка, квадрат - механическая чистка и т.д.) и дополнительного - ограничения или запрет данного вида обработки (цифры - температурный режим, косой крест - недопустимость обработки).

Маркировка консервов . Маркировка пищевой консервированной продукции осуществляется путем применения литографической или бумажной этикетки, включающей соответствующую информацию. На этикетку наносятся реквизиты предприятия-изготовителя, состоящие из его наименования, местонахождения, подчиненности и товарного знака, наименования самих консервов, их сорт, масса нетто, а также вид нормативной документации, требованиям которых соответствует качество данной продукции. Сообщается о пищевой и энергетической ценности консервов, сроках и условиях хранения, способе подготовки к употреблению и т.д.

В качестве дополнительной маркировки на крышках, донышке или этикетке банок несмываемой краской или методом рельефного маркирования наносятся условные обозначения. Их содержание в виде отдельных цифровых комбинаций обусловлено типом консервов и, обычно, состоит из нескольких рядов.

Так, например, на крышке рыбных консервов и пресервов в соответствии с ГОСТ Р 50106-92 маркировочные знаки наносят в три ряда:

1 ряд - дата изготовления; 2 ряд - ассортиментный номер; 3ряд - номер смены.

Знаки-награды компаний, фирм, предприятий и организаций

Продвижение на мировые рынки национальных конкурентоспособных товаров - важный фактор стабильности экономики страны, улучшения показателей ее торгового баланса, а также решения проблемы занятости населения. В то же время, это и лучший вид пропаганды достижений экономического развития, повышения международного авторитета.

Поэтому многие страны проводят различные мероприятия (конкурсы, выставки), направленные на выявление компаний, фирм, предприятий и организаций своей страны, достигших наилучших показателей в экспорте товаров или услуг или содействии экспорту национальной продукции, с целью их поощрения и выделения в качестве положительного примера среди остальных производителей и поставщиков.

Это достигается присуждением компании или организации специального приза-премии за достижение в экспорте. Компания (организация) получает также право в течение определенного времени помещать на своих рекламных и деловых материалах и документах специальный знак (эмблему), олицетворяющую эти награды.

Например, в США наградами за выдающиеся успехи в экспорте являются Президентские "Е" и "E Star".

Таким образом, государство создает моральные стимулы для предпринимателей, чьи компании, успешно развивая экспорт, помогают своей стране.

Проблемы конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, наращивания экспортной политики в настоящее время представляются особенно важными и актуальными. Для их решения необходимо учитывать и опыт промышленно развитых стран по моральному стимулированию лучших экспортеров. Поэтому правительственные органы должны уделить данному вопросу пристальное внимание и разработать систему поощрений российских предпринимателей, занимающихся развитием экспорта.

Манипуляционные знаки для маркировки грузов . Во время следования от производителя к потребителю товары очень часто перегружаются с одного вида транспорта на другой, сортируются и хранятся на огромных грузовых площадках и складах морских, речных и воздушных портов и железнодорожных станциях. Только правильная маркировка, т.е. нанесение на тару (упаковку) необходимой информации, позволит своевременно и правильно доставить груз потребителю, обеспечить надлежащее хранение, транспортировку и организацию погрузочно-разгрузочных работ. Для обеспечения оперативности обработки грузов на таре (упаковке) наносят соответствующую маркировку и маршрутные знаки, располагаемые в строго определенных местах.

Манипуляционные знаки, в отличие от маркировки, - это только условное графическое изображение требований обращения с грузом.

В России нанесение маркировки и манипуляционных знаков регламентируется положениями ГОСТ 14192-77 "Маркировка грузов". Следует подчеркнуть, что значительное место в маркировке отведено различным знакам безопасности, которые признаны предупредить об опасности, определить ее существенность, возможные последствия для здоровья и жизнедеятельности людей, дать инструкции, разъяснение, как ее избежать и предотвратить

Вопросы для самопроверки

1.Дайте определение сертификации и ее видов.

2.Каково взаимоотношение процедур сертификации системы качества и обеспечения (подтверждения) соответствия?

3.В каких целях проводится сертификация?

4.Опишите порядок проведения сертификации продукции.

5.Дайте определение системы сертификации.

6.Кто является участником процесса сертификации продукции?

7.В чем различие между сертификацией соответствия и знаком соответствия?

8.Объясните причину необходимости расширения сферы внедрения обязательной сертификации.

9.Назовите органы систем сертификации и их функции.

10.Что такое инспекционный контроль?

11.Дайте определение схем сертификации и перечислите случаи их применения.

12.Каким образом соотносятся понятия "испытания" и "сертификация"?

13.Охарактеризуйте особенности сертификации услуг.

14.Перечислите основные направления работы по внедрению и совершенствованию систем качества услуг.

15.Назовите причины внедрения на предприятиях систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000.

16.Какими принципами руководствуются при оплате работ по сертификации?

17.Что такое этикетка? Каким требованиям она должна соответствовать?

18.Чему способствует получение международного знака соответствия "СЕ"?

19.Что дает программирование информации в штрих-коде для производителя, поставщика, продавца и потребителя?

20.Что такое маркировка?

2 1.Какие требования предъявляются к различным видам маркировки? Каким целям они служат?

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Контрольная работа 1

1.Дайте определение терминам характеристика, свойство, объект и обеспечение качества , улучшение качества .

2.Что необходимо предпринять для достижения экономического эффекта в управлении качеством?

3.Из каких составляющих складываются затраты на качество?

4.Каким образом изготовитель может увеличить прибыль за счет совершенствования качества?

Контрольная работа 2

1.Опишите этапы совершенствования процесса обеспечения качества.

2.В чем суть концепции управления качеством (замкнутый контур управления)?

3.Охарактеризуйте процесс оптимизации создания изделий по критерию качества.

4.Объясните роль непосредственных исполнителей и администрации в процессе обеспечения качества.

Контрольная работа 3

1.Перечислите 14 принципов теории всеобщего качества.

2.Опишите подход и пути решения проблемы качества в США.

3.Дайте характеристику отличительных черт комплексного подхода организации управления качеством в Японии.

4.В чем специфика Британской системы управления качеством?

Контрольная работа 4

1.Дайте определение управлению качеством и опишите последовательность развития управления качеством в России.

2.Определите цель и область применения статистических методов в процессе управления качеством.

3.Охарактеризуйте отечественные системы управления качеством БИП, СБТ, КАНАРПСИ, НОРМ и КСУКП.

4.Почему реализация японского опыта по организации деятельности кружков качества не оправдала себя в России?

Контрольная работа 5

1.Опишите условия эффективности и 7 основных этапов применения системы всеобщего качества.

2.Охарактеризуйте модель оценивания и преимущества применения критериев премий по качеству.

3.В чем суть метода самооценки, и каким образом она проводится?

Контрольная работа 6

1.Дайте характеристику стандартизации, ее процесса и экономическим проблемам.

2.Опишите порядок осуществления государственного контроля и надзора.

3.Какие задачи необходимо решить в области стандартизации России и странам СНГ?

Контрольная работа 7

1.Что такое технологии перемещения, и в чем суть процесса их стандартизации?

2.Опишите цели и задачи Международной организации по стандартизации (ИСО).

3.Охарактеризуйте первые пять стандартов ИСО серии 9000.

4.Какие критерии отбора рекомендуются стандартами МС ИСО 9000 для выбора конкретной системы качества?

Контрольная работа 8

1. Какие изменения произошли в деятельности по организационно-правовому обеспечению единства измерений?

2. Опишите цель и виды государственного метрологического надзора.

3. Дайте определение единства измерений и перечислите основные принципы его соблюдения.

4. Охарактеризуйте международные метрологические организации, задачи их деятельности.

Контрольная работа 9

1.Дайте характеристику нормативной документации по сертификации продукции и систем качества.

2.Опишите органы систем сертификации и их функции.

3.В чем суть нового порядка оценок продукции (европейские модули)?

Контрольная работа 10

1.Дайте характеристику особенностям сертификации услуг.

2.Опишите развитие концепции и работ в управлении качеством в сфере обслуживания.

3.Что такое этикетка , и каким требованиям она должна отвечать?

4.Назовите цели и задачи различных видов маркировки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Данное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений.

Содержание курса «Управление качеством» включает в себя основные положения общей теории управления качеством и экономические и иные аспекты опыта управления качеством в соответствии с требованиями стандарта Министерства общего и специального образования.

Целесообразность такого объединения подтверждается практикой преподавания управленческих дисциплин.

Данный подход в значительной степени исключает дублирование общетеоретических вопросов управления качеством в процессе рассмотрения конкретного опыта управления качеством в отдельных странах, на производстве и в сфере услуг.

Широкий круг рассматриваемых производственных, экономических и социальных вопросов и проблем в указанном курсе служит достаточным основанием для утверждения важности и особой актуальности дальнейшей работы по совершенствованию процесса управления качеством в нашей стране, разработке и внедрению новых нормативных документов, укреплению и расширению международного сотрудничества в этой области, развитию теоретических положений науки управления качеством.

Принципиально новые направления развития в условиях переходного периода и становления рыночных отношений требуют осмысленной оценки изменений в подходах к управлению качеством, адаптации и освоению передовых систем качества, работе по соответствию отечественной продукции новым международным стандартам, решению вопросов и проблем сертификации и лицензирования.

Овладение знаниями управления качеством необходимо не только специалистам, работающим на производстве или в смежных областях, но и дает представление об организации практической деятельности в этом приоритетном направлении развития отечественной экономики.