Аутодиагностика стресса
Поскольку пока еще не существует лабораторных методов диагностики стресса, попробуйте диагностировать стресс самостоятельно, т.е. провести аутодиагностику стресса для выявления его признаков, а возможно, и причин. Когда вам удается познать свой личный стресс и до конца выяснить конкретные причины, его вызывающие, это будет означать: вы готовы к тому, чтобы научиться управлять стрессом.
Физические и психические реакции на стрессовый импульс многообразны, и вариативность их очень велика. Уже само по себе возникновение стрессовой ситуации влечет за собой негативные последствия: боли в области желудка, частое мочеиспускание, сильные головные боли, невозможность глубоко вздохнуть, поскольку что-то мешает. Эти серьезные своевременные сигналы, которые посылает ваш организм, следует понимать однозначно: «Внимание, стресс!».
Кроме физических (в данном случае биологических) стрессовых сигналов существуют еще сигналы эмоциональной сферы об изменении поведенческих реакций. У одного человека, например, стресс проявляется в нетерпеливости (хотя бы когда он ждет на остановке общественный транспорт). Другой как будто постоянно куда-то спешит, быстро говорит или слишком быстро ходит. У третьего ухудшается память. У четвертого мысли постоянно перебегают с одного на другое – он никак не может сосредоточиться. Проявлением стресса являются также повышенная нервозность, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость, состояние душевной опустошенности. У некоторых стресс проявляется во внезапной разъяренности. А кто-то становится чересчур мнительным: начитавшись или наслушавшись о симптомах некоторых заболеваний, пытается обнаружить их у себя, вместо того, чтобы обратиться за советом к врачу.
Эти и другие психические и биологические сигналы должны заставить вас задуматься о своем здоровье, своем образе жизни. Проанализируйте реакции вашего организма на подобные импульсы, это поможет разобраться в возникающих стрессовых ситуациях и сделать первый шаг на пути к их преодолению.
Лишь сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум), что дает возможность достичь психосоматического равновесия и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.
- Часть I
- Содержание
- Тема 1. Психология и управление Лекция 1. Психология и управление
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Психология организации и общих принципов управления Лекция 2. Психология организации и общих принципов управления
- Организация управления
- Общие принципы управления
- Контрольные вопросы к теме 2
- Тема 3. Личность как объект управления и субъект управления Лекция 3. Личность как объект управления и субъект управления
- Контрольные вопросы к теме 3
- Тема 4. Информация в деятельности руководителя Лекция 4. Информация в деятельности руководителя
- Информация и знание
- Вероятность символа и события в данном сообщении
- Избыточность информации
- Информационная емкость
- Энтропия
- Информационная пропускная способность
- Информация и тезаурус
- Контрольные вопросы к теме 4
- Тема 5. Психологические аспекты принятия управленческих решений Лекция 5. Психологические аспекты принятия управленческих решений
- Психологические факторы поиска новых решений
- Психологические требования к умению принимать решения
- Контрольные вопросы к теме 5
- Тема 6. Коллектив как объект и субъект управления Лекция 6. Коллектив как объект и субъект управления
- Управленческая триада: управление – соуправление – самоуправление
- Контрольные вопросы к теме 6
- Тема 7. Стили руководства Лекция 7. Стили руководства
- Стиль руководства и качество управления
- Основные разновидности стилей
- Контрольные вопросы к теме 7
- Тема 8. Руководитель и социально-психологический климат в коллективе Лекция 8. Руководитель и социально-психологический климат в коллективе
- Контрольные вопросы к теме 8
- Тема 9. Авторитет руководителя и его влияние на коллектив Лекция 9. Авторитет руководителя и его влияние на коллектив
- Контрольные вопросы к теме 9
- Тема 10. Психическое отражение как основа прогнозирования будущего в деятельности руководителя Лекция 10. Психическое отражение как основа прогнозирования будущего в деятельности руководителя
- Общие представления
- Отражение как основа прогнозирования будущего
- Отражение вероятностной структуры системы событий
- Экспериментальные модели вероятностного прогнозирования
- Контрольные вопросы к теме 10
- Тема 11. Особенности управленческой деятельности в условиях стресса Лекция 11. Особенности управленческой деятельности в условиях стресса
- Информационный стресс
- Устойчивая психическая адаптация
- Психическая дезадаптация.
- Психическая переадаптация
- Психическая реадаптация
- Стресс на работе
- Аутодиагностика стресса
- Признаки стрессового напряжения
- Причины стрессового напряжения
- Есть ли у вас предрасположенность к стрессу?
- Контрольные вопросы к теме 11
- Учебное издание
- Кремень Маркс Аронович
- Психология управления
- Курс лекций
- Часть I
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.