Экспериментальные модели вероятностного прогнозирования
В лабораторной практике в качестве экспериментальной модели вероятностного прогнозирования чаще всего используются варианты сенсомоторной деятельности в наиболее универсальной форме различных видов трудовой. В этих целях, по нашему мнению, могут быть использованы методики хронометрического эксперимента в условиях вероятностного прогнозирования и «игра в угадывание» – предсказание следования сигналов в вероятностно организованной среде.23
Основная задача хронометрического эксперимента состоит в выявлении динамики изменения времени реакции (ВР) на «частые» и «редкие» сигналы бинарной последовательности. Регистрируется и анализируется ВР на появление альтернативных сигналов-символов, следующих друг за другом с различной скоростью (вероятностью). Ситуация хронометрического эксперимента в условиях выбора может быть реализована в различных вариантах, в том числе и с помощью ЭВМ. На экране дисплея последовательно с интервалом 1,5 с высвечиваются два простых отличающихся друг от друга сигнала-символа (например, «0» и «1»; «+» и «–»). Каждому из них соответствует отдельная клавиша. В условиях хронометрического эксперимента сигналы-символы следуют один за другим в автоматическом режиме с постоянным интервалом и вероятностями Р1 и Р2. Задача состоит в том, чтобы в ответ на их появление «как можно быстрее и точнее» нажимать на соответствующую клавишу.
В каждом эксперименте испытуемым предъявляют сигнальную последовательность, состоящую из 100 и более символов. Время реакции и динамика его изменения в зависимости от частоты предъявления сигналов является «чутким» индикатором, эффективным показателем формирования вероятностного прогноза, состояния выраженности прогноза, преднастроечных явлений.
В целях исследования особенностей формирования вероятностного прогноза, его перестройки в начале эксперимента испытуемым предъявляют серию бинарных сигналов (несколько десятков) с вероятностями их следования: Р1=0,8; Р2= 0,2; затем частоты меняются: Р1=0,2; Р2= 0,8. В заключительной части эксперимента их значения снова восстанавливаются.
Установлено, что у взрослых людей и детей с нормальным умственным развитием и состоянием ВР на «частый» сигнал меньше, чем на «редкий», а с изменением условий прогноз изменяется, перестраивается. У людей с отклонениями от нормы вероятностный прогноз или вовсе не формируется (вероятностное «равнодушие»), или выражен слабо, быстро распадается (это зависит от тяжести дефекта).
Время реакции регистрируется на протяжении всего эксперимента. При этом анализируются средние значения ВР на «частый» или «редкий» сигнал, их вариативность, статистическая достоверность различий.
Основная цель методики «игры в угадывание» состоит в исследовании способов построения прогноза. Как и в хронометрическом эксперименте, на экране дисплея последовательно друг за другом появляются два простых и отличных друг от друга сигнала-символа. Испытуемым предлагают предсказать (угадать), какой из двух известных символов появится на экране, и определить его нажатием на клавишу. После появления соответствующего символа одновременно (или с небольшой задержкой) рядом возникает «программный» символ. Таким образом, имеется возможность сравнить их – субъективный (прогнозируемый) и реальный (программный). Испытуемые работают в авторежиме.
Программа следования сигналов формируется заранее. В первой части эксперимента бинарные альтернативные символы появляются с частотой Р1=0,8; Р2=0,2, затем следует серия символов с Р1=0,2; Р2=0,8. В заключительной части эксперимента Р1=0,8; Р2=0,2. В процессе проведения эксперимента регистрируются и анализируются: время между нажатием на клавиши, т.е. интервал между очередными прогнозами; число правильных («удачных») и неправильных («неудачных») прогнозов, их распределение во времени; общее число переходов с одной клавиши на другую после «удачных» и «неудачных» прогнозов; общее число нажатий на одну и ту же клавишу после «удачных» и «неудачных» прогнозов.
Таким образом, человек предвосхищает будущее, исходя из своего прошлого опыта и информации о наличной ситуации, создавая гипотезы о возможных событиях, каждому из которых приписывается определенная вероятность. Его поведение представляется как функция отражаемого мозгом вероятностного соотношения между значимыми компонентами проблемной ситуации. На основе этого отражения осуществляется вероятностное прогнозирование ожидаемых событий, принимаемое как предвосхищение будущего с целью оптимальной организации поведения.
При взаимодействии человека с внешней средой в ее состав может входить не только «природа», но и активный «партнер», при наличии которого прогноз должен включать гипотезы о его возможных наиболее вероятных действиях.
- Часть I
- Содержание
- Тема 1. Психология и управление Лекция 1. Психология и управление
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Психология организации и общих принципов управления Лекция 2. Психология организации и общих принципов управления
- Организация управления
- Общие принципы управления
- Контрольные вопросы к теме 2
- Тема 3. Личность как объект управления и субъект управления Лекция 3. Личность как объект управления и субъект управления
- Контрольные вопросы к теме 3
- Тема 4. Информация в деятельности руководителя Лекция 4. Информация в деятельности руководителя
- Информация и знание
- Вероятность символа и события в данном сообщении
- Избыточность информации
- Информационная емкость
- Энтропия
- Информационная пропускная способность
- Информация и тезаурус
- Контрольные вопросы к теме 4
- Тема 5. Психологические аспекты принятия управленческих решений Лекция 5. Психологические аспекты принятия управленческих решений
- Психологические факторы поиска новых решений
- Психологические требования к умению принимать решения
- Контрольные вопросы к теме 5
- Тема 6. Коллектив как объект и субъект управления Лекция 6. Коллектив как объект и субъект управления
- Управленческая триада: управление – соуправление – самоуправление
- Контрольные вопросы к теме 6
- Тема 7. Стили руководства Лекция 7. Стили руководства
- Стиль руководства и качество управления
- Основные разновидности стилей
- Контрольные вопросы к теме 7
- Тема 8. Руководитель и социально-психологический климат в коллективе Лекция 8. Руководитель и социально-психологический климат в коллективе
- Контрольные вопросы к теме 8
- Тема 9. Авторитет руководителя и его влияние на коллектив Лекция 9. Авторитет руководителя и его влияние на коллектив
- Контрольные вопросы к теме 9
- Тема 10. Психическое отражение как основа прогнозирования будущего в деятельности руководителя Лекция 10. Психическое отражение как основа прогнозирования будущего в деятельности руководителя
- Общие представления
- Отражение как основа прогнозирования будущего
- Отражение вероятностной структуры системы событий
- Экспериментальные модели вероятностного прогнозирования
- Контрольные вопросы к теме 10
- Тема 11. Особенности управленческой деятельности в условиях стресса Лекция 11. Особенности управленческой деятельности в условиях стресса
- Информационный стресс
- Устойчивая психическая адаптация
- Психическая дезадаптация.
- Психическая переадаптация
- Психическая реадаптация
- Стресс на работе
- Аутодиагностика стресса
- Признаки стрессового напряжения
- Причины стрессового напряжения
- Есть ли у вас предрасположенность к стрессу?
- Контрольные вопросы к теме 11
- Учебное издание
- Кремень Маркс Аронович
- Психология управления
- Курс лекций
- Часть I
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.