Есть ли у вас предрасположенность к стрессу?
-
Часто ли вы переедаете? Сколько потребляете алкоголя? Много ли курите?
-
Спрашиваете ли вы себя, стоит ли вообще жить?
-
Считаете ли вы, что ведете неправильный образ жизни?
-
Чувствуете ли вы себя виноватым, когда ничего не делаете дома – только отдыхаете, спите, смотрите телевизор?
-
Кажется ли вам порой предстоящее изменение в жизни непреодолимым препятствием?
-
Считаете ли вы себя пессимистом?
-
Не кажется ли вам, что вы потеряли контроль над своей жизнью?
-
Ощущаете ли вы напряжение в конфликтных ситуациях на работе или дома?
-
Испытываете ли вы ощущение безнадежности, если у вас что-то не получается?
-
Чувствуете ли сильное напряжение при возникновении непредвиденных ситуаций?
-
Защищаете ли свою точку зрения от нападок других людей?
-
Берете ли вы на себя ответственность за успехи или неуспехи в своей жизни?
-
Считаете ли вы, что должны бороться со стрессом или смириться с ним?
-
Часто ли у вас бывает плохое настроение?
Правильные, честные ответы на эти вопросы позволят вам взглянуть на себя со стороны, по-новому оценить свои мысли, ощущения и некоторые элементы своего поведения.
И если вдруг окажется, что на большинство вопросов вы ответили «часто» или «очень часто», значит, вам следует быть предельно внимательным к себе.
Узнав или почувствовав, что некоторые элементы вашего поведения отрицательно влияют на ваши отношения с другими людьми, становятся причиной возникновения стресса, постарайтесь от них избавиться или, по крайней мере, не давайте им возможности проявиться.
К проблеме выявления стрессов следует подходить с точки зрения личных ощущений и настроения, с точки зрения своего эмоционального склада.
Постарайтесь ответить на два вопроса: что в вашей жизни вызывает стресс? Что вызывает у вас различные негативные эмоции?
Перечислим реальные практические способы действия, которые позволяют выработать сопротивляемость к стрессовым воздействиям.
Вот некоторые основные «антистрессоры».
Прежде всего, осознайте, что подвергаетесь стрессовым нагрузкам.
Расширьте круг общения, более открыто и экспрессивно выражая свои мысли и чувства, что поможет снизить внутреннее напряжение. Делайте это в миролюбивом тоне.
Измените свое отношение к себе и другим на чуть более позитивное, менее критичное, постарайтесь увидеть себя и других людей в положительном свете. Не растрачивайте порох по пустякам, не гипертрофируйте мелкие человеческие недостатки – и тогда вы ярче увидите то, с чем нужно бороться всем миром.
Организуйте рациональный распорядок дня. Разделите дела по порядку и значимости. Не разбрасывайтесь: возьмите за правило не оставлять после себя неоконченных дел, ибо это имеет нежелательный психологический эффект. Доведите до логического конца все начатое.
Потрудитесь над положительным образом «я». Научитесь внимательно и уважительно относиться к своим потребностям. Отдавайте преимущество тем делам, которые позволяют повысить самоуважение.
Учитесь говорить «нет». Вы не можете делать все и за всех. Должен быть некий лимит добровольного принятия на себя части нагрузки других людей. Не позволяйте вольно или невольно эксплуатировать себя.
Научитесь делиться ответственностью. Не претендуйте на лавры сверхчеловека. Делайте свое дело и дайте другим разделить с вами труд и ответственность.
Не переутомляйтесь. Своевременно берите отпуска. Не запускайте утомление. Помните, что, только находясь в хорошей физической форме, вы можете принести максимум пользы на своем рабочем месте. Обычно, когда человек «горит на работе», ни днем, ни ночью не покидая «боевого поста», это свидетельствует лишь о полном развале работы. Научитесь отдыхать!
Будьте гибкими. Умейте слушать других людей, ценить иную точку зрения. Присматривайтесь к методам чужой работы. Не консервируйте свои взгляды, идеи, способы поведения, а развивайте их!
Не бойтесь совершить ошибку, а сделав ее, – вне сомнения, извинитесь. Это трудно только на первых порах. Искреннее извинение имеет само по себе терапевтический, «очищающий» характер.
Заботьтесь о своем здоровье. Избегайте вредных привычек.
Читайте книги не только в познавательных целях, но и для удовольствия.
Чаще играйте с детьми!
Встречайтесь с друзьями.
Использование этих простых советов не гарантирует от возникновения стрессов, но существенно снижает его вероятность.
- Часть I
- Содержание
- Тема 1. Психология и управление Лекция 1. Психология и управление
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Психология организации и общих принципов управления Лекция 2. Психология организации и общих принципов управления
- Организация управления
- Общие принципы управления
- Контрольные вопросы к теме 2
- Тема 3. Личность как объект управления и субъект управления Лекция 3. Личность как объект управления и субъект управления
- Контрольные вопросы к теме 3
- Тема 4. Информация в деятельности руководителя Лекция 4. Информация в деятельности руководителя
- Информация и знание
- Вероятность символа и события в данном сообщении
- Избыточность информации
- Информационная емкость
- Энтропия
- Информационная пропускная способность
- Информация и тезаурус
- Контрольные вопросы к теме 4
- Тема 5. Психологические аспекты принятия управленческих решений Лекция 5. Психологические аспекты принятия управленческих решений
- Психологические факторы поиска новых решений
- Психологические требования к умению принимать решения
- Контрольные вопросы к теме 5
- Тема 6. Коллектив как объект и субъект управления Лекция 6. Коллектив как объект и субъект управления
- Управленческая триада: управление – соуправление – самоуправление
- Контрольные вопросы к теме 6
- Тема 7. Стили руководства Лекция 7. Стили руководства
- Стиль руководства и качество управления
- Основные разновидности стилей
- Контрольные вопросы к теме 7
- Тема 8. Руководитель и социально-психологический климат в коллективе Лекция 8. Руководитель и социально-психологический климат в коллективе
- Контрольные вопросы к теме 8
- Тема 9. Авторитет руководителя и его влияние на коллектив Лекция 9. Авторитет руководителя и его влияние на коллектив
- Контрольные вопросы к теме 9
- Тема 10. Психическое отражение как основа прогнозирования будущего в деятельности руководителя Лекция 10. Психическое отражение как основа прогнозирования будущего в деятельности руководителя
- Общие представления
- Отражение как основа прогнозирования будущего
- Отражение вероятностной структуры системы событий
- Экспериментальные модели вероятностного прогнозирования
- Контрольные вопросы к теме 10
- Тема 11. Особенности управленческой деятельности в условиях стресса Лекция 11. Особенности управленческой деятельности в условиях стресса
- Информационный стресс
- Устойчивая психическая адаптация
- Психическая дезадаптация.
- Психическая переадаптация
- Психическая реадаптация
- Стресс на работе
- Аутодиагностика стресса
- Признаки стрессового напряжения
- Причины стрессового напряжения
- Есть ли у вас предрасположенность к стрессу?
- Контрольные вопросы к теме 11
- Учебное издание
- Кремень Маркс Аронович
- Психология управления
- Курс лекций
- Часть I
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.