1.2 Анализ социально-экономических условий
Основные показатели, характеризующие социально-экономическое положение субъектов Федерации в 2009 году, представлены в таблице.
Таблица 1 Основные показатели, характеризующие социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2009 г.
Санкт-Петербург |
Ленинградская область |
||||
2009 |
в % 2008 |
2009 |
в % к 2008 |
||
Оборот организаций (в действующих ценах), млрд. рублей |
2066,9 |
126,5 |
596,5 |
139,6 |
|
Индекс промышленного производства |
x |
93,0 |
x |
126,9 |
|
Объем работ по виду деятельности "строительство", млрд. рублей |
145,8 |
135,6 |
52,7 |
178,8 |
|
Инвестиции в основной капитал (январь - ноябрь), млрд. рублей |
132,5 |
106,7 |
102,3 |
141,6 |
|
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м |
2375,7 |
104,5 |
671,5 |
126,0 |
|
Объем продукции сельского хозяйства, млрд. рублей |
x |
x |
32,1 |
99,3 |
|
Объем услуг организаций транспорта (в действующих ценах), млрд. рублей |
135,5 |
120,9 |
56,9 |
116,9 |
|
Объем услуг связи (в действующих ценах), млрд. рублей |
71,7 |
138,3 |
2,8 |
98,7 |
|
Оборот розничной торговли, млрд. рублей |
346,2 |
114,5 |
75,0 |
111,0 |
|
Оборот общественного питания, млрд. рублей |
19,1 |
104,7 |
4,7 |
120,4 |
|
Объем платных услуг населению, млрд. рублей |
152,7 |
107,1 |
18,6 |
106,3 |
|
Средняя численность работающих в экономике (в январе - ноябре), тыс. человек |
1393 |
104,1 |
403 |
101,6 |
|
Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода, тыс. человек |
16,1 |
83,1 |
8,9 |
91,2 |
|
Реальные денежные доходы населения (за январь - ноябрь) |
x |
104,2 |
x |
128,4 |
|
Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (за январь - ноябрь) |
|||||
номинальная, рублей |
12583 |
125,6 |
10351 |
122,6 |
|
реальная |
x |
114,6 |
x |
111,4 |
|
Индекс потребительских цен (декабрь 2009 в % к декабрю 2008) |
110,0 |
x |
109,9 |
x |
Индекс потребительских цен за 2009 год в Санкт-Петербурге составил 110,0%, в Ленинградской области - 109,9%.
В 2009 году сохранялась тенденция опережающего роста цен и тарифов на платные услуги населению - в городе прирост составил 15,5%, в области - 15,2%. Как в городе, так и в области наибольший рост тарифов отмечался на услуги ЖКХ - соответственно на 18,6% и 19,1%. В Санкт-Петербурге жилищные услуги подорожали на 32,7%, коммунальные - на 13,1, из них тарифы на электроэнергию, водоснабжение и канализацию возросли на 15,1, на отопление и горячее водоснабжение - на 12,5%. В Ленинградской области тарифы на услуги жилищного хозяйства увеличились на 24,5%, коммунального хозяйства - на 17,0, в том числе на отопление - на 27,4, горячее водоснабжение - на 16,4, газоснабжение - на 14,4, водоснабжение и канализацию - на 11,2, электроэнергию - на 11,1%.
За 2009 год цены на продовольственные товары в Санкт-Петербурге возросли на 9,2%, в Ленинградской области - на 9,5%. На непродовольственные товары цены возросли в Санкт-Петербурге на 5,3%, в Ленинградской области - на 6,3%. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в ценах декабря 2009 года составила в Петербурге 5502 руб.62коп., в Ленинградской области - 5291руб.44коп. По сравнению с декабрем 2008 года стоимость набора возросла в городе на 10,4%, в области - на 12,5%.
В 2009 году населением в Санкт-Петербурге приобретено товаров на 346,2 млрд. рублей, на 14,5% больше по сравнению с 2008 годом, в Ленинградской области - на 75,0 млрд. рублей, на 11,0% больше. Основной объем продаж товаров населению в городе обеспечивали предприятия крупного и среднего бизнеса, удельный вес которых в обороте розничной торговли составил 69%. В области 39% оборота формировалось предприятиями крупного и среднего бизнеса и 34% - индивидуальными предпринимателями.
Денежные доходы, полученные населением в январе - ноябре 2009 года, составили в Санкт-Петербурге 661,9 млрд. рублей, в Ленинградской области - 142,0 млрд. рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2008 года реальные денежные доходы, рассчитанные с учетом индекса потребительских цен, увеличились, соответственно, на 4,2% и 28,4%.
Рост реальной заработной платы, начисленной в ноябре 2009 года, по сравнению с ноябрем 2008 года составил в Санкт-Петербурге 114,5%, в Ленинградской области - 114,4%.
Общая сумма просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2010 года в крупных и средних организациях наблюдаемых видов экономической деятельности по сравнению с 1 января 2009 года увеличилась в городе на 3% и составила 7,1 млн.. рублей, в области уменьшилась в 2,2 раза и составила 8,1 млн.. рублей.
К концу 2009 года в органах государственной службы занятости на учете состояли в Санкт-Петербурге 38,5 тыс. граждан, не занятых трудовой деятельностью, ищущих работу, в Ленинградской области - 10,0 тыс. человек; из них, соответственно, 16,1 тыс. человек (42%) и 8,9 тыс. человек (89%) имели статус безработного. Численность официально зарегистрированных безработных за 2009 год уменьшилась в городе на 17%, в области - на 9%. В числе безработных 70% в Санкт-Петербурге и 67% в Ленинградской области - женщины, соответственно, 21% и 23% - молодежь в возрасте 16-29 лет. Средняя продолжительность безработицы в городе составила 5,5 месяца, в области - 4,7 месяца. Уровень регистрируемой безработицы составил в Санкт-Петербурге 0,6%, в Ленинградской области - 1,0% от численности экономически активного населения.
В 2009 году в Санкт-Петербурге родились 40,1 тыс. детей, что на 631 ребенка больше, чем в 2008 году, в Ленинградской области - 13,0 тыс. детей, на 114 человек больше. Общий показатель рождаемости увеличился в Санкт-Петербурге на 2%, в Ленинградской области - на 1% и составил, соответственно, 8,8 и 7,9 родившихся на 1000 человек населения.
По предварительной оценке, на 1 января 2010 года численность населения Санкт-Петербурга составила 4 млн. 577 тыс. человек, Ленинградской области - 1 млн. 637 тыс. человек.
Таким образом, анализ социально-экономического положения Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволяет сделать следующие выводы, наиболее важные для "Хлебного Дома"
· Оборот розничной торговли и общественного питания как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области показывают положительную тенденцию, которая сохраняется в последние 5 лет.
· По сравнению с соответствующим периодом 2008 года реальные денежные доходы, рассчитанные с учетом индекса потребительских цен, увеличились в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, соответственно, на 4,2% и 28,4%. Иными словами, можно говорить о росте покупательной способности населения и, соответственно, о перспективах роста оборота розничной торговли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Сведем ключевые параметры внешней среды ОАО "Хлебный Дом" в таблицу 2.
Таблица 2 Профиль внешней среды организации
Факторы |
Важность фактора для организации |
Воздействие фактора: "+" - возможности "-" - опасности |
Взвешенная оценка воздействия фактора |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
Политические: - введение квот на ввоз зерна и муки |
4 |
- |
-4 |
||||||
Экономические: - рост благосостояния населения; - рост оборота розничной торговли; - рост оборота общественного питания |
3 |
4 4 |
+ + + |
+4 +4 +3 |
|||||
Социально-культурные: - изменение покупательских привычек; - изменение возрастной структуры населения |
3 |
5 |
- - |
-5 -3 |
|||||
Природные: - неурожай |
4 |
- |
-4 |
||||||
Технологические: - современные производственные и упаковочные технологии |
5 |
+ |
+5 |
Таким образом, видно, что наибольшее влияние на успешное развитие предприятия оказывают экономические факторы: рост благосостояния населения (покупка более дорогих сортов хлеба и кондитерских изделий) и рост оборота розничной торговли (рост продаж хлебобулочных изделий). Также крайне важно использование современных технологий не только производства, но и упаковки (для привлечения покупателей).
Наибольшие угрозы - со стороны изменения покупательских привычек (например, отказ от покупки мучного) и со стороны сырьевого обеспечения производства (политические и природные факторы). Также важен такой факт, как старение населения, ведущее к увеличению потребления более дешевых видов хлеба.
- Введение
- Глава 1. Анализ внешней среды предприятия (на примере ОАО "Хлебный Дом")
- 1.1 Общая характеристика предприятия
- 1.2 Анализ социально-экономических условий
- 1.3 Изучение делового окружения организации
- 1.4 SWOT-анализ
- Глава 2. Разработка стратегии развития компании
- 2.1 Структура целей ОАО "Хлебный дом"
- 2.2 Товарная стратегия
- 2.3 Ценовая стратегия
- 2.4 Сбытовая стратегия
- 2.5 Коммуникационная стратегия
- Заключение