logo
Автоматизированные системы управления торговым предприятием

4.2 Автоматизация процесса свободного планирования

Сводное планирование в розничной торговле -- один из мощнейших инструментов повышения прибыли, цель которого -- определить, какое количество товара необходимо потребителе в определенный период времени.

Автоматизация процесса сводного планирования помогает достичь указанной цели и особенно важна для розничных сетей, включающих в себя нескольких магазинов. Такая система помогает:

§ прогнозировать покупательские покупки;

§ создавать заказы у поставщиков в автоматическом режиме, сокращая ошибки, допускаемые персоналом при заказе товаров «вручную»;

§ оптимизировать складские запасы, поддерживая необходимый уровень страховочных запасов;

§ повысить прозрачность процесса планирования поставок товаров (пополнения запасов);

§ обеспечить наличие товаров в торговых помещениях магазинов в объемах, предусмотренных внутри корпоративной политикой ритейлера; стабилизировать периодичность поставок товаров;

§ контролировать и анализировать причины различий между фактически заказываемыми объемами и предложенными в соответствии с алгоритмом.

§ Рассмотрим пример реализации сводного планирования в розничной торговле при использовании системы автоматизации.

Шаг 1. Определение ассортимента для продажи. Каждая система автоматизации содержит в себе справочник всех товаров, которыми оперирует розничное предприятие. Поскольку розничные предприятия уровня супер- и гипермаркетов торгуют огромным объемом товаров, то справочник этих товаров (справочник номенклатур) в ERP-системе должен обладать рядом особенностей, позволяющих быстро находить нужную номенклатуру и удобно отражать структуру ассортимента.

В Axapta Retail реализован ассортиментный классификатор, позволяющий группировать товары по уровням и подуровням. Все товары представляются в виде ассортиментного дерева, пользователь может перемещать товары с одного уровня на другой. Помимо ассортиментного уровня товары могут быть сгруппированы по производителям -- владельцам товарных марок. Такой справочник номенклатур содержит всю информацию об учитываемых товарах и спецификациях Спецификация (в ритейле порционная карта) -- составная номенклатурная единица, которая изготовляется силами собственного про-изводства предприятия. Для каждой спецификации в системе создаются версии. Версия спецификации -- ее вариант, имеющий ограниченный срок действия. По истечении этого срока создается новая версия спецификации с изменениями в списке компонентов спецификации. После этого система исключает из спецификации старые компоненты и переходит к планированию и закупке новых. В качестве примера спецификации в розничной торговле можно при-вести производство гамбургеров. Компания -- розничный торговец производит закупку компонентов гамбургера (например, котлет, булочек), а продает готовые изделия. Для правильного учета и планирования составляющих гамбургера в системе автоматизации должны быть созданы спецификации типа «гамбургер» и определены входящие в него компоненты. Компоненты спецификации должны обязательно присутствовать в общем справочнике номенклатур системы автоматизации.. При проведении операций с товарами (например, создание закупки) данные о ценах, количестве, складе берутся из записей таблицы товаров. Поэтому для организации удобной работы с системой необходимо тщательно указать все сведения о товаре. Помимо ввода и просмотра основных атрибутов товара, форма позволяет проследить все его движения, уровень запасов и многое другое.

Шаг 2. Определение места продаж выбранного ассортимента. Местом продажи может являться как один из магазинов розничной сети, так и любой склад, принадлежащий торговому предприятию, если речь идет, например, об осуществлении оптовых поставок. Для системы автоматизации все места хранения товаров, будь то магазин или распределительный центр, являются складами. Поэтому одним из важнейших объектов системы автоматизации является также справочник складов. Он позволяет определить параметры для каждого склада (магазина); отразить его структуру (например, проходы, стеллажи), дающую возможность в дальнейшем задать для каждого товара на складе (в магазине) координатный код; задать его тип (склад, магазин, склад брака, склад товаров на ответственном хранении и т.п.).

Перемещаясь по уровням склада в верхней части формы можно видеть, какие товары находятся в той или иной его зоне (список товаров отражается в нижней части формы).

В модуле управления складом также производится квотирование товаров для всех магазинов сети. Под квотированием понимается установка ограничений на количество номенклатурных позиций определенного ассортиментного уровня, которое может продаваться в конкретной группе магазинов. Параметры квотирования используются при сводном планировании.

Шаг 3. Определение товаров собственного производства.

Шаг 4. Создание порционных карт (спецификаций). Сегодня ни один из крупных гипермаркетов не обходится без собственного производства, поскольку собственное производство -- это возможность не только получить дополнительный доход, но и реализовать неликвидные товары. Обычно собственным производством занимается в первую очередь технолог, который задает утвержденное название спецификации и определяет ее составляющие, при этом автоматически происходит расчет стоимости готовой продукции, и система выводит подробный отчет о созданном товаре.

Шаг 5. Заключение договора с поставщиками.

Шаг 6. Создание заявок на доставку.

Рассмотрим последовательность действий, необходимых и достаточных для обеспечения корректного расчета потребности в товарах и формирования заказов поставщикам.

1. Менеджер по магазинам регистрирует в системе автоматизации договор на поставку товаров, ассортимент по договору и ценовые соглашения, определяющие закупочные цены. Для этого он создает новую запись в справочнике договоров поставщиков и по кнопке «Ассортиментный классификатор» определяет список товаров на поставку по договору (выбирая товар из справочника номенклатур). Для задания подробных условий поставки используются шаблоны, которые задаются в отдельной форме. Задание условий поставок основано на принадлежности товара к той или иной группе поставок. Например, некоторые скоропортящиеся продукты должны поставляться каждый день, соответственно планирование их поставок должно осуществляться раз в несколько дней, период планирования Период планирования -- минимальный квант времени, на который

осуществляется планировании. для таких продуктов может составлять неделю. Продукты же с длительным сроком годности могут поставляться раз в один-два месяца, и для планирования их поставок необходимо выбирать период планирования более длительный. По каждому договору, для каждого магазина (склада) менеджер по магазинам регистрирует график подачи заявок, в котором определяет периодичность, сроки, время поставок, время подачи заявок на поставку товаров. Если в сети магазинов поставки осуществляются с распределительного центра, то на данном этапе задаются условия подачи заявок на перемещение необходимых товаров с распределительного центра в магазины.

Заведующие магазинами создают заявки на доставку товаров от поставщика или перемещение с распределительного центра (если на РЦ товара недостаточно, то создается консолидированная заявка на доставку товаров для всех магазинов сети) и запускают автоматический расчет потребности, при этом производится расчет потребности в товарах по формуле.

В системе формируются закупки Закупка -- внутренний документ Microsoft Axapta, содержащий информацию о контракте на поставку товара, заключенном с поставщиком: условия оплаты и доставки, перечень номенклатуры, сведения о налогообложении закупочных операций и многое другое. Документ «Закупка» проходит своего рода жизненный цикл, каждая стадия которого знаменуется оформлением (регистрацией) некоторого первичного документа.. В процессе создания закупки система аккумулирует данные о продажах и покупках в каждом магазине, анализирует их и выдает прогноз потребностей в товарах на определенный период, устанавливаемый менеджером по закупкам. Затем система автоматически анализирует имеющиеся товарные запасы на складах предприятия и на полках в магазинах, сверяет их количество с заданными в системе минимальными резервами, учитывает будущие поставки. Заведующему магазином остается только утвердить спланированные заказы.