2.3 Адаптация творческих сотрудников
Любая организация хочет, чтобы новый сотрудник как можно быстрее приступил к своим обязанностям и начал хорошо выполнять их. Часть компаний озабочена тем, насколько быстро сотрудник найдет контакт с коллегами, впишется в коллектив.
Творческая архитектурная фирма основана в 1988 г. как филиал Всесоюзного объединения "Архпроект" Союза архитекторов СССР. Основные направления деятельности: комплексное проектирование в области жилищно-гражданского строительства, разработка дизайн-проектов интерьеров и экстерьеров, экспертиза архитектурных проектов.
В 2012 г. в творческой архитектурной фирме задумались о внедрении системы адаптации. Ранее в компании были представлены только отдельные ее элементы, процесс адаптации не регламентировался. Руководство фирмы приняло решение о внедрении системы адаптации ключевых сотрудников - архитекторов.
Поскольку ключевым персоналом в фирме являются архитекторы, задача работодателя сводится к тому, чтобы буквально с первых шагов раскрепостить творческий потенциал новых сотрудников путем оказания им любой помощи.
Творческие работники фирмы "Архпроект" достаточно легко адаптируются и к требованиям организации, и к административным регламентам, и к корпоративной культуре. Основная цель адаптации творцов в фирме заключается в том, чтобы с первого дня дать им почувствовать себя своими в коллективе, показать, что руководитель активно поощряет любую их идею, что никто не будет мешать им при разработке идей, а при сдаче проекта все будут помогать.
В рамках системы менеджмента качества для соответствия требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 в компании разработан паспорт процесса "Производство проектной продукции и услуг", где указаны виды проектных работ, их исполнители и сроки. Так, разработка архитектурного раздела проекта выполняется архитектором, определение срока выполнения работ, согласование проекта на градостроительном совете города - начальником архитектурной мастерской, получение исходноразрешительных документов (например, по инженерно-геологическим изысканиям) и согласование архитектурного решения на техническом совете фирмы - главным инженером проекта. Таким образом, архитектор творит, а остальные согласовывают его идеи. На стадии адаптации новый архитектор изучает этот документ, а по окончании адаптационного периода наставник проверяет его знание.
В системе адаптации весьма важен фактор непосредственного руководителя (его роль в процессе адаптации нового сотрудника). В задачи линейного руководителя творческой архитектурной фирмы "Архпроект" - начальника архитектурной мастерской входит: определение должностных обязанностей нового сотрудника; постановка ему совместно с наставником целей и задач на адаптационный срок; назначение наставника из числа ведущих специалистов архитектурной мастерской; отслеживание промежуточных результатов (один раз в месяц проведение с новым архитектором беседы по поводу того, каких успехов он добился, в чем испытывает трудности); оценка заданий, выполненных новым архитектором совместно с наставником.
Более всего раскрытию творческого потенциала сотрудников фирмы способствует демократический стиль управления начальника архитектурной мастерской, предполагающий значительную степень свободы, но с установлением определенных временных рамок сдачи проекта. При таком стиле управления начальник мастерской не только поддерживает творческую инициативу в коллективе и способствует организации креативного процесса, но часто и сам выступает вдохновителем своих сотрудников.
Таким образом, для того чтобы новые работники могли в полной мере раскрыть свои таланты и направить их на пользу дела, начальники архитектурных мастерских стараются создать особую творческую среду.
Выступая основным гарантом продуктивной работы и мотивации новых членов коллектива, начальник архитектурной мастерской более всех заинтересован в их эффективной и быстрой интеграции, а следовательно, играет важную роль в процессе вхождения таковых в организацию (в частности, во время первой встречи с коллективом). В ходе ознакомительной беседы начальник архитектурной мастерской предоставляет новому сотруднику информацию о работе (порядок ее выполнения); рассматривает его просьбы или возникающие затруднения; выказывает готовность помочь; проводит начальную проверку на профпригодность сотрудника (например, на знание программы AutoCAD); выявляет мотивы выбора им данной профессии; представляет его в первый рабочий день персоналу архитектурной мастерской и дает все необходимые указания, позволяющие уверенно начать работу.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы
- 1.1 Наука об "управлении персоналом"
- 1.2 Руководитель в организации
- Глава 2. Роль и функции руководителя в современной организации
- 2.1 Роль HR-специалиста в решении конфликта организации
- 2.2 Культура благодарности руководителя
- 2.3 Адаптация творческих сотрудников
- 2.4 HR-специалист и линейный руководитель
- Глава 3. Обобщение
- 3.1 Руководитель по управлению персоналом в решении конфликтов
- 3.2 Этика руководителя. Поощрения в современной организации
- 3.3 Программа адаптации: наблюдение, обучение, сопровождение
- 3.4 Линейный руководитель. HR-специалист
- Заключение
- 1.2 Менеджеры и их роли в организации
- Роль менеджера в системе управления персоналом
- 10.Менеджеры по персоналу: статусы и функции в современных организациях.
- 1.4. Роль менеджера в управлении
- Менеджер и его роль в организации
- 2. Менеджер организации, его роль и функции
- 12. Менеджер по управлению персоналом: роль, функции, требования, предъявляемые организацией и производством.
- 4. Роли менеджеров и ис в управлении.