Роль менеджера в системе управления персоналом
Среди ключевых ролей, характерных для профессии менеджера по персоналу, называются следующие:
-1) «кадровый стратег» — член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения; системы управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (обычно в организации данная роль наиболее успешно реализуется в позиции одного из топ-менеджеров, например, вице-президента по управлению персоналом);
2) «руководитель службы управления персоналом» — организатор работы кадровых подразделений;
3) «кадровый технолог» — разработчик и реализатор творческих подходов в специфических для менеджера по персоналу областях деятельности, компетентный в специальных и технологических знаниях, способный привлекать разнообразные внутренние и внешние ресурсы и эффективно их использовать с учетом деловых перспектив организации (руководитель службы организационного развития или развития персонала);
4) «кадровый инноватор» — руководитель, лидер — разработчик экспериментальных, инициативных или пилотных (пробных) проектов, требующих большого внимания и тщательной проработки, прежде чем они получат широкое распространение в практике кадрового менеджмента организации;
5) «исполнитель» — специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику;
6) «кадровый консультант» (внешний или внутренний) - профессионал, использующий панорамное видение перспектив корпорации, практические знания в области управления человеческими ресурсами и навыки эксперта, для определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием организационно-кадрового потенциала.
Становление личности в значительной степени происходит под влиянием профессиональной деятельности. Именно профессиональная деятельность предоставляет возможности удовлетворить всю гамму потребностей человека, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определенного социального статуса. В современных подходах описание особенностей профессиональной деятельности менеджера принято рассматривать сквозь призму ролей, функций и личностных качеств менеджера. Другими словами, на основе тех функций, которые выполняет менеджер, могут быть сформулированы качества, необходимые ему для эффективного выполнения своей работы, а также репертуар ролей, облегчающий его коммуникацию с окружающими.
Так, Р.Л.Кричевский приводит списки качеств, полученных в результате опроса президентов 41 крупной японской компании. Опрос проводился по следующей схеме: респонденты называли качества, которые, на их взгляд, необходимы. В результате получился список из 11 качеств:
- широта взглядов, глобальный подход;
- долгосрочное предвидение, гибкость;
- умение формировать работоспособность команды и гармоничную атмосферу в коллективе;
- энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска;
- упорная работа и непрерывная учеба;
- умение четко формулировать цели и установки;
- готовность выслушать мнение других;
- беспристрастность, бескорыстие и лояльность;
- способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций;
- личное обаяние;
- здоровье.
Эффективность профессиональной деятельности менеджера во многом зависит от его ролевого репертуара.
Профессиональная деятельность менеджера, по мнению X. Минцберга, включает, как минимум, три блока: межличностные роли, информационные роли, роли по принятию решений, каждый из которых содержит основной набор ролевых функций. Роли взаимозависимы и обеспечивают создание целостного образа руководителя. Межличностные роли, охватывая сферу взаимодействий руководителя с окружающими людьми, делают его пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность, принимая на себя информационные роли, действовать в качестве своеобразного «центра обработки информации». В свою очередь, одновременно принимая на себя межличностные и информационные роли, руководитель способен исполнять и роли, связанные с принятием решений в организации.
Межличностные роли:
представитель организации — менеджер как человек, который представляет свою организацию в официальных кругах;
функционер по связям — менеджер как человек, организующий коммуникацию организации, а также развивающий внешние контакты;
формальный лидер — менеджер как человек, который мотивирует, организует своих подчиненных.
Информационные роли:
накопитель информации — менеджер как человек, который постоянно следит за накоплением информации;
распространитель информации — распространяет информацию внутри своей организации;
оратор — распространяет информацию об организации в устных выступлениях.
Роли по принятию решений:
интрапренер — осуществляет инновации, вносит изменения, предлагает проекты;
стабилизатор — принимает необходимые меры в условиях осложнений, затруднений и напряжений;
распорядитель ресурсов — принимает решение о приоритетных направлениях развития организации, о наиболее предпочтительном распределении ресурсов;
посредник — содействует установлению деловых контактов.
Эффективность менеджера во многом зависит от богатства его ролевого репертуара и индивидуального стиля исполнения этих ролей.
- Содержание и сущность стратегии управления персоналом. Концепция и миссия системы управления персоналом.
- Концепция и миссия управления персоналом
- Роль менеджера в системе управления персоналом
- 3. Содержание, функции и цели системы управления персоналом. Основные подсистемы системы управления персоналом.
- Сущность кадрового планирования и задачи кадровой стратегии. Основные цели кадрового планирования.
- Оперативный план работы с персоналом
- Планирование потребности в персонале: сущность и методы.
- Сущность найма на работу, внешние и внутренние источники
- 9. Кадровая политика организации и альтернатива найму работников
- Маркетинг персонала. Этапы отбора кандидатов на вакантные рабочие места.
- Этапы отбора
- 11. Функции менеджеров по управлению персоналом в процессе отбора кадров и критерии отбора.
- Критерии отбора
- Методы и оценки отбора персонала. Процесс отбора персонала.
- Методы оценки персонала
- Анализ анкетных данных и правила собеседования.
- 15. Сущность и необходимость трудовой адаптации.
- 16. Виды профориентации и их содержание. Управление профессиональной ориентацией и переориентацией персонала.
- 18. Профессиональное образование и обучение персонала. Виды обучения персонала.
- 19. Концепция обучения. Предмет обучения. Внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение и их содержание.
- 20. Управление деловой карьерой персонала – как непрерывный процесс управления служебно - профессиональным продвижением персонала.
- 21. Содержание работы по формированию и подготовке кадрового резерва и требования к организации его обучения.
- 22. Деятельность комиссии по работе с кадровым резервом
- 30. Аттестация персонала - как элемент управления деловой карьерой и ее виды. Содержание работы аттестационной комиссии.
- Цели аттестации персонала
- 31. Технология выявления навыков руководителя.
- 26. Виды деловой карьеры: внутриорганизационная и межорганизационная, специализированная и неспециализированная.
- 27. Сущность планирования и контроля деловой карьеры (вертикальное и горизонтальное продвижение).
- 28. Потребности, удовлетворяемые работником, на разных стадиях его деловой карьеры.
- Этапы карьеры и потребности менеджера
- 29. Этапы служебно-профессионального продвижения линейных руководителей и их содержание.