logo
Герасимов - Управление проектами

11.10 Проблемы проектного менеджмента

В настоящее время происходит формализация управления проектами, растет число используемых методик. Например, PRINCE (Проекты в контролируемых средах) стал недавно основной методикой правительства Великобритании в области информационных технологий. Этому способствует и широкое использование автоматических средств обеспечения управления проектами (Project for Windows).

Несмотря на то, что формализация и систематизация имеет ряд преимуществ, процесс создания и внедрения новшеств на основе методов управления проектами имеет свои недостатки:

  1. создаваемая проектная группа, несмотря на высокую квалификацию участников, не обладает полной информацией относительно проблемной области. Поэтому, с одной стороны, возникает необходимость в дополнительном обучении исполнителей проекта, а с другой – повышаются требования к компетенции и профессионализму руководителя проекта. При этом остальные члены организации практически не заинтересованы в поиске новых методов решения задач проекта;

  2. проекты могут оказать большое влияние на распределение ресурсов и положение дел внутри организации. В результате осуществления проекта одни подразделения (группы) оказываются в выигрыше, другие – в невыгодном положении, это создает напряженность между ними, и ситуация требует своеобразных политических сдерживающих маневров со стороны руководства, в противном случае ставится под угрозу весь ход реализации проекта;

  3. в ряде случаев первоначальные цели проекта могут быть достаточно неопределенными или могут пересматриваться с течением времени. Необходимо оценить осуществляемые изменения с точки зрения риска, затрат и выгод проекта и т.п. и своевременно отказаться его от реализации;

  4. обмен информацией и взаимодействие между членами команды, а также между обособленной проектной группой и организацией в целом является острой проблемой, особенно при реализации крупных проектов;

  5. руководство проектом – это, прежде всего руководство людьми. Они являются самым ценным ресурсом, поэтому с особой тщательностью надо подбирать, обучать и мотивировать членов группы. Каждый участник должен ощущать, что он – ключевая фигура в группе. Когда объем работы увеличивается, группа должна воспринимать это как вызов, а не как тяжелый неблагодарный труд.

Основные факторы успеха и провала проектов представлены в таблице 74.

Таблица 74 - Факторы успеха и провала проектов

Факторы, способствующие успешному управлению проектами:

Факторы, препятствующие успешному управлению проектами:

  • Четко и ясно сформулированный проектный заказ

  • Следование главным целям проекта

  • Последовательное руководство проектом

  • Организация эффективной работы над проектом

  • Превосходная работа команд внутри проектных групп

  • Воля и способность продвигать вперед необходимые процессы изменений

  • Последовательное обеспечение промежуточных результатов

  • В работе над проектом на первом месте стоит польза клиента

  • Благоприятная окружающая атмосфера/климат на предприятии

  • Легкий доступ к информационным и коммуникационным системам

  • Энергичные самоуправляемые проектные группы

  • Гибкое управление проектами с точки зрения людей и организации

  • Высокая квалификация членов проектной группы

  • Использование шансов в расчетах по проекту

  • Воспитание способности к инновационным прорывам

  • Неясная постановка целей проекта со стороны заказчика

  • Управление проектом по принципу работы пожарной команды

  • Скоропалительность как интервенция проблем

  • Нажим времени

  • Недостаточная поддержка со стороны высшего руководства

  • Неправильно подобранный состав проектной команды

  • Противодействие в окружении проекта

  • Недостаток предоставленных ресурсов

  • Отсутствие ориентации на клиентов при работе над проектом

  • Недостаточный личный вклад сотрудников, работающих над проектом

  • Концентрация на отдельных решениях

  • Несоответствие результатов понесенным затратам

Важным личным фактором проектной работы является личность руководителя проекта. Лишь горстка организаций по завершении проекта проводила аудит в какой-либо его форме. Менеджеры предпочитали скрывать ошибки и, в любом случае, система учета была такова, что делала невозможным такие сопоставления.

Одна из организаций, не практиковавшая аудит проекта по его завершении, провела его в качестве обучающего упражнения, хотя менеджеры, допустившие ошибки, и были недовольны. Аудит позволил выявить определенные моменты, позволяющие предотвратить повторение тех же ошибок другими менеджерами, а также убедиться, что все положительные уроки будут применяться и впредь. И до сих пор эти отчеты используются во внутренних программах обучения менеджмента в качестве практических примеров для рассмотрения.

Резюме

Современные изменения, происходящие во внешней среде организаций, имеют чрезвычайное разнообразие и масштабы, что оказывает непосредственное влияние на успешность проектов. Реализация проектов предполагает изменения осуществляются в продуктах и услугах организации, структуре деятельности, применяемых технологиях, системе управлении, персонале и т.д. Сложность осуществления изменений в деятельности организаций заключается в различных вариантах их реализации, наличии препятствий внутри организации.

Известны различные модели осуществления изменений, реализация которых обеспечивает, с одной стороны, органическое встраивание проекта в существующие бизнес-процессы, а с другой – перевод организации на новый качественный уровень.

Большое значение при реализации проекта и осуществлении изменении, которые предполагает проект, имеет работа с людьми, т.е. снижение сопротивления персонала переменам, активация и мотивация сотрудников, своевременное обучение новым методам работы и т.д. Важное место в обеспечении успешности проекта принадлежит обучению персонала новым методам работы. Известны два подхода к обучению: «сохраняющее», обеспечивающее поддержание существующей деятельности, и «инновационное», которое создает условия для перехода к работе в новых условиях и обеспечивает эффективную реализацию проекта.

Динамизм внешней среды обусловливает изменение проекта. Механизм внесения изменений должен быть определен на стадии планирования проекта.