logo
93-10(н)

Тема 4. Корпоратизация отечественных предприятий нефтгазохимического сектора.

Изучение материалов данной темы позволит Вам рассмотреть:

Углубляя понятие термина «корпоратизация», к последней можно отнести организационную процедуру солидаризации прав и обязательных ограничений группы юридических лиц.

Корпоративный подход характеризуется непосредственной организацией относительно замкнутой сети производственно – хозяйственный связей - на основе владения звеньями, вошедшими в сеть, или договоренности участников этой сети об их использовании с учетом взаимных интересов. Структурообразование определяется целесообразностью объединения хозяйствующих органов в сеть.

Направления реструктуризации и реорганизации компаний в значительной степени определяются видами стратегий, которые развивает корпорация.

Виды корпоративных стратегий:

I. Конкурентная стратегия – выбор между ориентацией на весь рынок или на его часть, а также между основными конкурентными преимуществами (низкой ценой продукта или его отличительными особенностями).

Разновидности:

  1. Лидерство по издержкам

  2. Стратегия дифференциации – индивидуализация своей продукции, отличительные от конкурентов особенности (упаковка, экологичность и т.д.), позволяющие сделать продукцию более привлекательной для покупателя.

  3. Стратегия концентрации – ориентация на изолированные сегменты рынка (удовлетворение специфической потребности).

II. Портфельная стратегия – выбор, связанный с сочетанием различных объектов управления (продуктов, бизнес-единиц, предприятий, технологий, ресурсов) между собой и определение места каждого объекта в ряде других. Решается задача получения сбалансированного портфеля

III. Кооперативная стратегия – координация деятельности на рынке с помощью соглашений. Стратегическое поведение фирм осуществляется в виде кооперационного взаимодействия, когда они предварительно договариваются о совместных действиях с целью увеличения совокупной и индивидуальной прибыли через сокращение объемов производства и повышения рыночной цены продукции.

Пример: картельные соглашения.

Процесс образования картелей, синдикатов, трестов в начале XX века (или процесс создания производственных объединений из однородных предприятий в 70-х годах в советской экономике) представляет собой структуризацию в пределах одной отрасли хозяйства. Второй этап структуризации включает в себя предприятия различных отраслей хозяйства (межотраслевые структуры) как производственной, так и непроизводственной среды.

Факторы целесообразности образования межотраслевых структур:

  1. Создание спроса на продукты своего труда

  2. Создание повышенной устойчивости к воздействию внешней среды

  3. Возможность реализации крупных инвестиционных проектов

  4. Создание условий ускорения НТП и повышения производительности труда

  5. Создание условий для снижения налоговой нагрузки

Этапы структурирования предприятий российского нефтегазохимического комплекса:

  1. Административно-командная интеграция управления нефтегазохимическим комплексом СССР

  2. Приватизация российской нефтяной промышленности в 90-х годах XX века, устанавливающей три типа организации в данной отрасли:

2.1. Предприятия, вовлеченные в производство, переработку, распределение

2.2. Интегрированные компании («Лукойл», «Юкос», «Сургутнефтегаз»)

2.3. Транспортные компании – одна для сырой нефти («Транснефть») и вторая для нефтепродуктов («Транснефтепродукт»)

  1. По характеру функционирования и управления своими дочерними предприятиями образованные в РФ нефтяные компании являются холдингами

  2. Преобразование холдингов в крупные консолидированные компании

Основные особенности управления активами нефтегазохимических корпораций:

  1. использование намеченных ресурсов или их перераспределение для решения стратегических задач

  2. привлечение внешних инвестиционных ресурсов в тех же целях

  3. расширение или улучшение качества минерально-сырьевой базы компании

  4. реконструкция отдельных звеньев вертикального цикла движения сырья – совершенствование существующих и ввода новых мощностей вторичных процессов нефтепереработки: гидрокрекинг, каталитический крекинг, гидроочистка и др.

  5. изменение или расширение географии рынков сбыта сырой нефти и нефтепродуктов

  6. защита окружающей среды

На рис. 3 приведена организационная структура управления ОАО «Сибур-Холдинг» - диверсифицированной интегрированной компании.

Рис. 3. Структура управления ОАО «СИБУРХолдинг»

Неотъемлемой частью концепции управления стоимостью является стоимостная оценка: созданной стоимости компании, возможностей ее увеличения в результате структурной и организационной перестройки компании; стоимости альтернативных стратегий компании, стоимости конкретных программ в рамках этих стратегий. Поэтому процессы реструктуризации и реорганизации выступают способом повышения стоимости компании.

Корпорация по своей сути является предприятием и нуждается в обновлении и изменении. Целью реорганизации корпорации является повышение ее эффективности и конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, создания такой бизнес-системы, которая отвечала бы долгосрочным целям владельцев и одновременно развивалась бы в соответствии с изменениями внешней среды.

Варианты реорганизации корпораций прописаны в Федеральном законе «Об акционерных обществах» (ст. 15-17): реорганизация в форме слияния и реорганизация в форме присоединения. Производным вариантом также может служить создание управляющей компанией вновь зарегистрированного общества, в уставный капитал которого передаются акции реорганизуемых компаний.

Некоторые юридические инструменты реорганизации корпораций:

  1. Услуги, связанные с сопровождением реорганизации компании в форме присоединения, выделения, разделения и слияния

  2. Системы защиты от недружественного поглощения

  3. Регистрация оффшорных компаний

  4. Выпуск ценных бумаг

  5. Получение согласия федерального антимонопольного комитета

  6. Сопровождение сделок с недвижимым имуществом, акциями и долями хозяйственных обществ

Результатом работы по сопровождению такого рода сделок являются:

  1. правовое заключение, содержащее анализ всех выявленных правовых рисков

  2. схемы и пути минимализации правовых рисков при заключении сделок

  3. доведение сделки до стадии заключения с соблюдением всех требований законодательства

Практические аспекты реализации сделок M&A на примере реорганизации в форме присоединения в ходе консолидации бизнеса в рамках основного направления деятельности.

Развитие корпоративных структур в России связано с созданием федеральных, региональных, межрегиональных групп. Реализуется идея создания ассоциации российских компаний и мощных транснациональных групп.

Важнейшие направления в углублении интеграционных процессов ТЭК.

Российские нефтегазовые компании проходят путь развития, схожий со своими зарубежными аналогами.

Выделяются 3 основные фазы взаимодействия между бизнесом и организационными структурами компаний.

  1. Создание обширных комбинаций капиталов, скрепленных имущественными и финансовыми связями. Формирование структуры типа картелей, трестов, холдингов – Н – формы.

  2. Консолидация управления капиталом предприятий с доминированием стратегии вертикальной интеграции по всей технологической цепочке. Формирование функциональной структуры – V – формы.

Структуры V – формы и Н – формы доминировали в корпорациях западных стран в первой половине XX века.

  1. Диверсификация бизнеса компаний. Коренная реорганизация компаний и формирование мультидивизиональных организационных структур в виде – М – формы. М – форма – совокупность полуавтономных производственных подразделений, функционирующих на основе принципе самоокупаемости и сформированных в зависимости от типа продукта, торговой марки или по географическому признаку. М – форма способствует созданию внутреннего рынка капитала в корпорации. Перспективы развития М – формы.

Выбор схемы корпоратизации обусловлен необходимостью оптимизации использования имеющихся ресурсов. Существование нефтяной корпорации зависит от количества и качества имеющейся в ее распоряжении нефти. Особенность нефтяных корпораций заключается не в формальной интеграции, а в объединенном квалифицированном использовании нефти.

Ресурсная модель корпоративного подхода к реструктуризации нефтегазового комплекса:

Требуется найти неотрицательные значения Qifv, Qifw, Qiu, Qiw при

где

lмножество групп добываемый нефти;

i – конкретный вид нефти

i<1 – i входит во множество l;

Cifv – доход от реализации единицы f – й товарной продукции, производимой из i – го вида нефти при реализации на v – рынке (на едином внутреннем рынке);

Qifv – объем реализации f – й продукции, производимой из i – го вида нефти на внутреннем рынке;

Cifw – доход от реализации единицы f – й товарной продукции, производимой из i – го вида нефти при реализации на w – м внешнем рынке;

Civ – доход от реализации единицы i – го вида нефти при реализации на v – м внутреннем рынке

Qiv – объем реализации i – го вида нефти на v – м внутреннем рынке;

Qiw – объем реализации i – го вида продукции на w – м внешнем рынке;

Qifw – объем реализации f – й продукции, производимой из i – го вида нефти на w – м внешнем рынке.

Ограничения:

Пояснения к модели:

I- множество групп добываемой нефти;

i - конкретный вид нефти (определенной плотности, состава, серности и т. д.);

входит во множество I;

Cifv- доход от реализации единицы f-й товарной продукции, произво­димой из i-го вида нефти при реализации на v-м рынке (на едином внутрен­нем рынке);

Qifv - объем реализации f продукции, производимой из i-го вида неф­ти на внутреннем рынке;

Cjfw - доход от реализации единицы f товарной продукции, произво­димой из i-го вида нефти при реализации на w-м внешнем рынке;

Civ - доход от реализации единицы i-го вида нефти при реализации на v-м внутреннем рынке;

Qiv - объем реализации i-го вида нефти на v-м внутреннем рынке; Ciw - доход от реализации единицы i-го вида нефти при реализации на w-м внешнем рынке;

Qiw - объем реализации i-го вида нефти на w-м внешнем рынке;

Sfv - минимальный уровень производства f-й продукции, определяемый для данной корпорации потребностями внутреннего рынка;

- максимальный уровень производства f-й продукции нефтеперера­ботки, определяемый для данной корпорации потребностями внутреннего рынка;

Rfw - минимальный уровень производства f-й продукции, определяемый для данной корпорации потребностями внешнего рынка;

- максимальный уровень производства f-й продукции нефтепере­работки, определяемый для данной корпорации потребностями внешнего рынка;

Vi - объем корпоративных нефтяных ресурсов (с учетом возможных поставок по межкорпорационному обмену);

Vifобъем i-й нефти, направляемой на производство f-й продукции;

β - получение нефтепродуктов в расчете на единицу стоимости ОПФ (фондоотдача) при производстве f продукции из i-й нефти;

Bjf- стоимость ОПФ действующих производств по выработке f-й про­дукции;

К - множество видов производств, цехов, установок типовой мощности по выработке f-й продукции;

Хк - количество вновь вводимых производств, цехов, установок типо­вой мощности по выработке f продукции;

Bifk - стоимость вводимых ОПФ по выработке f-й продукции.

Представленная модель нефтепользования позволяет оценить несколь­ко вариантов исходя из того, что добытой нефтью можно распорядиться сле­дующим образом.

  1. Всю добытую нефть можно продать на товарном рынке независимым от владельцев нефти субъектам хозяйствования. В этом случае нефтедобывающее предприятие вступает с другими хозяйствующими субъектами в кооперирование. Такими субъектами могут быть нефтеперерабатывающие предприятия как России (внутренние потребители), так и зарубежных стран (внешние потребители).

  2. Всю добытую нефть можно передать для переработки (как в форме товарного продукта, так и в форме давальческого сырья) на предприятие корпорации, в состав которой входит нефтедобывающее предприятие. В этом случае нефтедобывающее предприятие находится с нефтеперерабатывающим предприятием в корпоративных отношениях. Нефтеперерабатывающее пред­приятие может находиться на территории России, и в этом случае потреби­тель считается внутренним. Нефтеперерабатывающее предприятие может находиться и за рубежом России. В этом случае потребитель будет внешним.

  3. Добытая нефть может потребляться частично по первому варианту, а частично - по второму варианту. В этом случае нефтедобывающее предпри­ятие будет находиться с нефтеперерабатывающими предприятиями в коопе­ративных и корпоративных отношениях.

Привлекательность рассмотренных схем нефтепотребления зависит от их доходности и оптимальности.

В современной нефтегазовой отрасли России сформировалась система крупных хозяйственных объединений, основанных, в первую очередь, на вертикальной интеграции и холдинговых механизмах контроля. Их форми­рование происходило при поддержке государства, объявившего одной из важнейших целей реформирования отрасли создание 10-15 конкурентоспо­собных на мировых рынках объединений. В состав подобных компаний вхо­дят предприятия (нередко функционирующие в виде филиалов, дочерних или зависимых обществ), обеспечивающие все этапы производственного цикла - от добычи до транспортировки и переработки нефтепродуктов. При этом можно выделить три основных компонента нефтяных вертикально интегрированных холдингов: компании, занятые непосредственно производственной деятельностью (добычей, переработкой, сбытом продукции, а также геолого-разведочные); сервисное звено (строительные, консалтинговые, машиностроительные фирмы, материально-техническое снабжение и НИОКР) и финансовое звено.

Традиционно в тесной интеграции с нефтяными холдингами функцио­нируют банки, при этом возможны различные варианты отношений между ними и производственным звеном - от создания банковских холдингов- до чисто обслуживающей роли небольших банков. В то же время важную роль играют и прочие финансовые институты

Контрольные вопросы к теме 4.

  1. В чем особенность структурирования предприятий российского нефтегазохимического комплекса?

  2. Какими факторами определяется целесообразность образования межотраслевых структур?

  3. В чем отличие между организационными структурами H, V и M – форм?

  4. В каких организационных формах существуют российские нефтегазовые корпорации?

  5. Какие современные организации нефтегазохимического комплекса представляют собой картельную форму организации бизнеса?

  6. В чем отличие основных корпоративных стратегий?

  7. Какой фактор является решающим при выборе схемы корпоратизации?