Тема 4. Корпоратизация отечественных предприятий нефтгазохимического сектора.
Изучение материалов данной темы позволит Вам рассмотреть:
понятие корпоративного подхода;
виды корпоративных стратегий;
факторы целесообразности образования межотраслевых структур;
этапы структурирования предприятий российского нефтегазохимического комплекса;
основные особенности управления активами нефтегазохимических корпораций;
ресурсную модель корпоративного подхода к реструктуризации нефтегазохимического комплекса.
Углубляя понятие термина «корпоратизация», к последней можно отнести организационную процедуру солидаризации прав и обязательных ограничений группы юридических лиц.
Корпоративный подход характеризуется непосредственной организацией относительно замкнутой сети производственно – хозяйственный связей - на основе владения звеньями, вошедшими в сеть, или договоренности участников этой сети об их использовании с учетом взаимных интересов. Структурообразование определяется целесообразностью объединения хозяйствующих органов в сеть.
Направления реструктуризации и реорганизации компаний в значительной степени определяются видами стратегий, которые развивает корпорация.
Виды корпоративных стратегий:
I. Конкурентная стратегия – выбор между ориентацией на весь рынок или на его часть, а также между основными конкурентными преимуществами (низкой ценой продукта или его отличительными особенностями).
Разновидности:
Лидерство по издержкам
Стратегия дифференциации – индивидуализация своей продукции, отличительные от конкурентов особенности (упаковка, экологичность и т.д.), позволяющие сделать продукцию более привлекательной для покупателя.
Стратегия концентрации – ориентация на изолированные сегменты рынка (удовлетворение специфической потребности).
II. Портфельная стратегия – выбор, связанный с сочетанием различных объектов управления (продуктов, бизнес-единиц, предприятий, технологий, ресурсов) между собой и определение места каждого объекта в ряде других. Решается задача получения сбалансированного портфеля
III. Кооперативная стратегия – координация деятельности на рынке с помощью соглашений. Стратегическое поведение фирм осуществляется в виде кооперационного взаимодействия, когда они предварительно договариваются о совместных действиях с целью увеличения совокупной и индивидуальной прибыли через сокращение объемов производства и повышения рыночной цены продукции.
Пример: картельные соглашения.
Процесс образования картелей, синдикатов, трестов в начале XX века (или процесс создания производственных объединений из однородных предприятий в 70-х годах в советской экономике) представляет собой структуризацию в пределах одной отрасли хозяйства. Второй этап структуризации включает в себя предприятия различных отраслей хозяйства (межотраслевые структуры) как производственной, так и непроизводственной среды.
Факторы целесообразности образования межотраслевых структур:
Создание спроса на продукты своего труда
Создание повышенной устойчивости к воздействию внешней среды
Возможность реализации крупных инвестиционных проектов
Создание условий ускорения НТП и повышения производительности труда
Создание условий для снижения налоговой нагрузки
Этапы структурирования предприятий российского нефтегазохимического комплекса:
Административно-командная интеграция управления нефтегазохимическим комплексом СССР
Приватизация российской нефтяной промышленности в 90-х годах XX века, устанавливающей три типа организации в данной отрасли:
2.1. Предприятия, вовлеченные в производство, переработку, распределение
2.2. Интегрированные компании («Лукойл», «Юкос», «Сургутнефтегаз»)
2.3. Транспортные компании – одна для сырой нефти («Транснефть») и вторая для нефтепродуктов («Транснефтепродукт»)
По характеру функционирования и управления своими дочерними предприятиями образованные в РФ нефтяные компании являются холдингами
Преобразование холдингов в крупные консолидированные компании
Основные особенности управления активами нефтегазохимических корпораций:
использование намеченных ресурсов или их перераспределение для решения стратегических задач
привлечение внешних инвестиционных ресурсов в тех же целях
расширение или улучшение качества минерально-сырьевой базы компании
реконструкция отдельных звеньев вертикального цикла движения сырья – совершенствование существующих и ввода новых мощностей вторичных процессов нефтепереработки: гидрокрекинг, каталитический крекинг, гидроочистка и др.
изменение или расширение географии рынков сбыта сырой нефти и нефтепродуктов
защита окружающей среды
На рис. 3 приведена организационная структура управления ОАО «Сибур-Холдинг» - диверсифицированной интегрированной компании.
Рис. 3. Структура управления ОАО «СИБУРХолдинг»
Неотъемлемой частью концепции управления стоимостью является стоимостная оценка: созданной стоимости компании, возможностей ее увеличения в результате структурной и организационной перестройки компании; стоимости альтернативных стратегий компании, стоимости конкретных программ в рамках этих стратегий. Поэтому процессы реструктуризации и реорганизации выступают способом повышения стоимости компании.
Корпорация по своей сути является предприятием и нуждается в обновлении и изменении. Целью реорганизации корпорации является повышение ее эффективности и конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, создания такой бизнес-системы, которая отвечала бы долгосрочным целям владельцев и одновременно развивалась бы в соответствии с изменениями внешней среды.
Варианты реорганизации корпораций прописаны в Федеральном законе «Об акционерных обществах» (ст. 15-17): реорганизация в форме слияния и реорганизация в форме присоединения. Производным вариантом также может служить создание управляющей компанией вновь зарегистрированного общества, в уставный капитал которого передаются акции реорганизуемых компаний.
Некоторые юридические инструменты реорганизации корпораций:
Услуги, связанные с сопровождением реорганизации компании в форме присоединения, выделения, разделения и слияния
Системы защиты от недружественного поглощения
Регистрация оффшорных компаний
Выпуск ценных бумаг
Получение согласия федерального антимонопольного комитета
Сопровождение сделок с недвижимым имуществом, акциями и долями хозяйственных обществ
Результатом работы по сопровождению такого рода сделок являются:
правовое заключение, содержащее анализ всех выявленных правовых рисков
схемы и пути минимализации правовых рисков при заключении сделок
доведение сделки до стадии заключения с соблюдением всех требований законодательства
Практические аспекты реализации сделок M&A на примере реорганизации в форме присоединения в ходе консолидации бизнеса в рамках основного направления деятельности.
Развитие корпоративных структур в России связано с созданием федеральных, региональных, межрегиональных групп. Реализуется идея создания ассоциации российских компаний и мощных транснациональных групп.
Важнейшие направления в углублении интеграционных процессов ТЭК.
Российские нефтегазовые компании проходят путь развития, схожий со своими зарубежными аналогами.
Выделяются 3 основные фазы взаимодействия между бизнесом и организационными структурами компаний.
Создание обширных комбинаций капиталов, скрепленных имущественными и финансовыми связями. Формирование структуры типа картелей, трестов, холдингов – Н – формы.
Консолидация управления капиталом предприятий с доминированием стратегии вертикальной интеграции по всей технологической цепочке. Формирование функциональной структуры – V – формы.
Структуры V – формы и Н – формы доминировали в корпорациях западных стран в первой половине XX века.
Диверсификация бизнеса компаний. Коренная реорганизация компаний и формирование мультидивизиональных организационных структур в виде – М – формы. М – форма – совокупность полуавтономных производственных подразделений, функционирующих на основе принципе самоокупаемости и сформированных в зависимости от типа продукта, торговой марки или по географическому признаку. М – форма способствует созданию внутреннего рынка капитала в корпорации. Перспективы развития М – формы.
Выбор схемы корпоратизации обусловлен необходимостью оптимизации использования имеющихся ресурсов. Существование нефтяной корпорации зависит от количества и качества имеющейся в ее распоряжении нефти. Особенность нефтяных корпораций заключается не в формальной интеграции, а в объединенном квалифицированном использовании нефти.
Ресурсная модель корпоративного подхода к реструктуризации нефтегазового комплекса:
Требуется найти неотрицательные значения Qifv, Qifw, Qiu, Qiw при
где
l – множество групп добываемый нефти;
i – конкретный вид нефти
i<1 – i входит во множество l;
Cifv – доход от реализации единицы f – й товарной продукции, производимой из i – го вида нефти при реализации на v – рынке (на едином внутреннем рынке);
Qifv – объем реализации f – й продукции, производимой из i – го вида нефти на внутреннем рынке;
Cifw – доход от реализации единицы f – й товарной продукции, производимой из i – го вида нефти при реализации на w – м внешнем рынке;
Civ – доход от реализации единицы i – го вида нефти при реализации на v – м внутреннем рынке
Qiv – объем реализации i – го вида нефти на v – м внутреннем рынке;
Qiw – объем реализации i – го вида продукции на w – м внешнем рынке;
Qifw – объем реализации f – й продукции, производимой из i – го вида нефти на w – м внешнем рынке.
Ограничения:
Пояснения к модели:
I- множество групп добываемой нефти;
i - конкретный вид нефти (определенной плотности, состава, серности и т. д.);
входит во множество I;
Cifv- доход от реализации единицы f-й товарной продукции, производимой из i-го вида нефти при реализации на v-м рынке (на едином внутреннем рынке);
Qifv - объем реализации f-й продукции, производимой из i-го вида нефти на внутреннем рынке;
Cjfw - доход от реализации единицы f-й товарной продукции, производимой из i-го вида нефти при реализации на w-м внешнем рынке;
Civ - доход от реализации единицы i-го вида нефти при реализации на v-м внутреннем рынке;
Qiv - объем реализации i-го вида нефти на v-м внутреннем рынке; Ciw - доход от реализации единицы i-го вида нефти при реализации на w-м внешнем рынке;
Qiw - объем реализации i-го вида нефти на w-м внешнем рынке;
Sfv - минимальный уровень производства f-й продукции, определяемый для данной корпорации потребностями внутреннего рынка;
- максимальный уровень производства f-й продукции нефтепереработки, определяемый для данной корпорации потребностями внутреннего рынка;
Rfw - минимальный уровень производства f-й продукции, определяемый для данной корпорации потребностями внешнего рынка;
- максимальный уровень производства f-й продукции нефтепереработки, определяемый для данной корпорации потребностями внешнего рынка;
Vi - объем корпоративных нефтяных ресурсов (с учетом возможных поставок по межкорпорационному обмену);
Vif — объем i-й нефти, направляемой на производство f-й продукции;
β - получение нефтепродуктов в расчете на единицу стоимости ОПФ (фондоотдача) при производстве f-й продукции из i-й нефти;
Bjf- стоимость ОПФ действующих производств по выработке f-й продукции;
К - множество видов производств, цехов, установок типовой мощности по выработке f-й продукции;
Хк - количество вновь вводимых производств, цехов, установок типовой мощности по выработке f-й продукции;
Bifk - стоимость вводимых ОПФ по выработке f-й продукции.
Представленная модель нефтепользования позволяет оценить несколько вариантов исходя из того, что добытой нефтью можно распорядиться следующим образом.
Всю добытую нефть можно продать на товарном рынке независимым от владельцев нефти субъектам хозяйствования. В этом случае нефтедобывающее предприятие вступает с другими хозяйствующими субъектами в кооперирование. Такими субъектами могут быть нефтеперерабатывающие предприятия как России (внутренние потребители), так и зарубежных стран (внешние потребители).
Всю добытую нефть можно передать для переработки (как в форме товарного продукта, так и в форме давальческого сырья) на предприятие корпорации, в состав которой входит нефтедобывающее предприятие. В этом случае нефтедобывающее предприятие находится с нефтеперерабатывающим предприятием в корпоративных отношениях. Нефтеперерабатывающее предприятие может находиться на территории России, и в этом случае потребитель считается внутренним. Нефтеперерабатывающее предприятие может находиться и за рубежом России. В этом случае потребитель будет внешним.
Добытая нефть может потребляться частично по первому варианту, а частично - по второму варианту. В этом случае нефтедобывающее предприятие будет находиться с нефтеперерабатывающими предприятиями в кооперативных и корпоративных отношениях.
Привлекательность рассмотренных схем нефтепотребления зависит от их доходности и оптимальности.
В современной нефтегазовой отрасли России сформировалась система крупных хозяйственных объединений, основанных, в первую очередь, на вертикальной интеграции и холдинговых механизмах контроля. Их формирование происходило при поддержке государства, объявившего одной из важнейших целей реформирования отрасли создание 10-15 конкурентоспособных на мировых рынках объединений. В состав подобных компаний входят предприятия (нередко функционирующие в виде филиалов, дочерних или зависимых обществ), обеспечивающие все этапы производственного цикла - от добычи до транспортировки и переработки нефтепродуктов. При этом можно выделить три основных компонента нефтяных вертикально интегрированных холдингов: компании, занятые непосредственно производственной деятельностью (добычей, переработкой, сбытом продукции, а также геолого-разведочные); сервисное звено (строительные, консалтинговые, машиностроительные фирмы, материально-техническое снабжение и НИОКР) и финансовое звено.
Традиционно в тесной интеграции с нефтяными холдингами функционируют банки, при этом возможны различные варианты отношений между ними и производственным звеном - от создания банковских холдингов- до чисто обслуживающей роли небольших банков. В то же время важную роль играют и прочие финансовые институты
Контрольные вопросы к теме 4.
В чем особенность структурирования предприятий российского нефтегазохимического комплекса?
Какими факторами определяется целесообразность образования межотраслевых структур?
В чем отличие между организационными структурами H, V и M – форм?
В каких организационных формах существуют российские нефтегазовые корпорации?
Какие современные организации нефтегазохимического комплекса представляют собой картельную форму организации бизнеса?
В чем отличие основных корпоративных стратегий?
Какой фактор является решающим при выборе схемы корпоратизации?
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Корпорация как основная форма современного предпринимательства.
- Тема 2. Общая характеристика корпоративного управления.
- Тема 3. Организация системы корпоративного управления компаниями нефтегазохимического комплекса.
- 1. Корпоративный центр (штаб-квартира, центральный аппарат, головной офис, управляющая компания)
- 2. Управляющая компания
- 3 Производственные звенья
- 4. Сервисные компании
- 100 Крупнейших мировых компаний по версии Global 2000 и Forbes 2007 по рыночной стоимости на 29 марта 2007 года.
- Тема 4. Корпоратизация отечественных предприятий нефтгазохимического сектора.
- Тема 5. Модели корпоративного контроля, используемые компаниями нефтегазохимического сектора
- Тема 6. Подходы к оценке корпоративного управления
- Тема 7. Корпоративная культура предприятий нефтегазохимического комплекса
- Заключение
- Список литературы
- Терминологический словарь
- Примеры тестовых заданий по дисциплине
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- Тема 6.
- Извлечение из рабочей программы дисциплины
- 4. Содержание разделов и тем дисциплины
- Тема 1. Корпорация как основная форма современного предпринимательства
- Тема 2. Общая характеристика корпоративного
- Тема 3. Организация системы корпоративного
- Тема 4. Корпоратизация отечественных предприятий нефтегазохимического комплекса
- Тема 5. Модели корпоративного контроля,
- Тема 7. Корпоративная культура предприятий