Тема 2. Общая характеристика корпоративного управления.
Изучение материалов темы позволит Вам:
понять сущность корпоративного подхода;
приобрести понимание сущности агентской проблемы;
ознакомиться с нормативными документами, в которых закреплены основные принципы корпоративного управления;
изучить задачи и принципы корпоративного управления;
иметь представление о международной практике формирования системы корпоративного управления;
знать внешние и внутренние механизмы корпоративного управления, а так же внешние и внутренние механизмы корпоративного контроля действий менеджеров.
Термин «корпоративное управление» шире понятия корпоративный менеджмент, под которым понимаются, главным образом, деловые операции. Область пересечения функций – разработка стратегии компании.
Сущность корпоративного подхода базируется на такой особенности современной экономической системы как отделение собственности на капитал от управления предприятием.
Вопросы корпоративного управления наиболее актуальны для крупных предприятий и групп компаний, важной особенностью которых являются то, что они находятся в собственности одной группы людей (акционеров), но при этом непосредственно управляются другими людьми (директорами и топ - менеджерами). Таким образом, права собственности оказываются отделенными от функций непосредственного управления, что порождает проблему доверия директорам со стороны собственников. Обозначенная проблема обычно рассматривается в терминах теории агентских отношений (agency theory). Агентские отношения возникают в том случае, когда одна сторона (принципал) привлекает другую сторону (агента) для выполнения определенных функций от своего имени. При этом в роли принципалов и агентов могут выступать физические и юридические лица.
Теория агентских отношений была разработана М.Дженсеном и У.Меклингом (США) в 1976 г., чтобы объяснить отношения внутри корпораций. При этом корпорации рассматриваются как совокупность контрактов между менеджерами, акционерами и кредиторами, другими заинтересованными лицами, где менеджеры выступают в роли агентов, а поставщики финансовых ресурсов – в роли принципалов.
Средства обратной связи выполнения агентских обязательств: внешний аудит, финансовая отчетность компании.
В результате развития корпоративного управления появилась понимание необходимости создания правил, регламентирующих отношения между акционерами и директорами (менеджерами). Для того чтобы компания стала привлекательным объектом для инвестиций, потенциальные инвесторы должны иметь ясную картину об управленческих принципах, владельцах, результатах деятельности компании.
В начале 90х годов ХХ века была признана необходимость систематизации принципов корпоративного управления и их формального закрепления в специальных нормативных документах. Это принципы корпоративного управления ОЭСР (OECID Principles of Corporate Govemance), объединенный кодекс (Сombined Code) в Великобритании, акт Capбейнса – ОКСЛИ (Sarbanes – Oxley Act) в США, российский Кодекс корпоративного поведения.
Основные задачи корпоративного управления.
Поддержание баланса ответственности между группами интересов:
совета директоров перед акционерами;
менеджмента перед советом директоров;
собственников крупных пакетов акций перед миноритарными акционерами;
корпорации перед обществом.
Определение механизмов, с помощью которых формируются стратегические цели компании, определяются средства их достижения и контроля над их деятельностью.
Управление развитием производства и инфраструктуры.
Отличие в функционировании отраслевого и корпоративного управления обусловлено формами организации и отношением к собственности. Главным в распределении прав и обязанностей является удельный вес капитала корпорации в производственных фондах предприятия и права конкретного предприятия в системе корпорации в зависимости от доли принадлежащих предприятию акций в капитале корпораций. В соответствии с этим различна роль предприятий в управлении корпорации, а также и сам статус материнских компаний, дочерних, филиалов и т.п.
Модели корпоративного управления.
Англо-американская модель.
Распространена в США, Великобритании, Австралии, Индии, Канаде, ЮАР.
Предполагает рассредоточенную структуру акционерного капитала, т.е. преобладание множества мелких акционеров. Совет директоров осуществляет надзорные и исполнительные функции. Реализация функций обеспечивается за счет формирования этого органа из неисполнительных, в том числе независимых директоров («контролеров») и исполнительных директоров («управленцев»).
Германская модель.
Сфера распространения: Германия, страны Евросоюза.
Развивается на базе концентрированный структуры акционерного капитала т.е. предполагает существование нескольких крупных акционеров. Двухуровневая система управления компанией: наблюдательный совет и правление. В состав наблюдательного совета входят представители акционеров и сотрудников корпорации. Членами исполнительного органа – правления являются менеджеры. Особенность модели: разграничение функций надзора (Наблюдательный совет) и исполнения (Правление).
Японская модель.
Для этой модели характерно три аспекта:
система главных банков;
сетевая организация внешних взаимодействий компаний;
система пожизненного найма персонала.
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Корпорация как основная форма современного предпринимательства.
- Тема 2. Общая характеристика корпоративного управления.
- Тема 3. Организация системы корпоративного управления компаниями нефтегазохимического комплекса.
- 1. Корпоративный центр (штаб-квартира, центральный аппарат, головной офис, управляющая компания)
- 2. Управляющая компания
- 3 Производственные звенья
- 4. Сервисные компании
- 100 Крупнейших мировых компаний по версии Global 2000 и Forbes 2007 по рыночной стоимости на 29 марта 2007 года.
- Тема 4. Корпоратизация отечественных предприятий нефтгазохимического сектора.
- Тема 5. Модели корпоративного контроля, используемые компаниями нефтегазохимического сектора
- Тема 6. Подходы к оценке корпоративного управления
- Тема 7. Корпоративная культура предприятий нефтегазохимического комплекса
- Заключение
- Список литературы
- Терминологический словарь
- Примеры тестовых заданий по дисциплине
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- Тема 6.
- Извлечение из рабочей программы дисциплины
- 4. Содержание разделов и тем дисциплины
- Тема 1. Корпорация как основная форма современного предпринимательства
- Тема 2. Общая характеристика корпоративного
- Тема 3. Организация системы корпоративного
- Тема 4. Корпоратизация отечественных предприятий нефтегазохимического комплекса
- Тема 5. Модели корпоративного контроля,
- Тема 7. Корпоративная культура предприятий