logo
93-10(н)

Тема 2. Общая характеристика корпоративного управления.

Изучение материалов темы позволит Вам:

Термин «корпоративное управление» шире понятия корпоративный менеджмент, под которым понимаются, главным образом, деловые операции. Область пересечения функций – разработка стратегии компании.

Сущность корпоративного подхода базируется на такой особенности современной экономической системы как отделение собственности на капитал от управления предприятием.

Вопросы корпоративного управления наиболее актуальны для крупных предприятий и групп компаний, важной особенностью которых являются то, что они находятся в собственности одной группы людей (акционеров), но при этом непосредственно управляются другими людьми (директорами и топ - менеджерами). Таким образом, права собственности оказываются отделенными от функций непосредственного управления, что порождает проблему доверия директорам со стороны собственников. Обозначенная проблема обычно рассматривается в терминах теории агентских отношений (agency theory). Агентские отношения возникают в том случае, когда одна сторона (принципал) привлекает другую сторону (агента) для выполнения определенных функций от своего имени. При этом в роли принципалов и агентов могут выступать физические и юридические лица.

Теория агентских отношений была разработана М.Дженсеном и У.Меклингом (США) в 1976 г., чтобы объяснить отношения внутри корпораций. При этом корпорации рассматриваются как совокупность контрактов между менеджерами, акционерами и кредиторами, другими заинтересованными лицами, где менеджеры выступают в роли агентов, а поставщики финансовых ресурсов – в роли принципалов.

Средства обратной связи выполнения агентских обязательств: внешний аудит, финансовая отчетность компании.

В результате развития корпоративного управления появилась понимание необходимости создания правил, регламентирующих отношения между акционерами и директорами (менеджерами). Для того чтобы компания стала привлекательным объектом для инвестиций, потенциальные инвесторы должны иметь ясную картину об управленческих принципах, владельцах, результатах деятельности компании.

В начале 90х годов ХХ века была признана необходимость систематизации принципов корпоративного управления и их формального закрепления в специальных нормативных документах. Это принципы корпоративного управления ОЭСР (OECID Principles of Corporate Govemance), объединенный кодекс (Сombined Code) в Великобритании, акт Capбейнса – ОКСЛИ (Sarbanes – Oxley Act) в США, российский Кодекс корпоративного поведения.

Основные задачи корпоративного управления.

  1. Поддержание баланса ответственности между группами интересов:

    • совета директоров перед акционерами;

    • менеджмента перед советом директоров;

    • собственников крупных пакетов акций перед миноритарными акционерами;

    • корпорации перед обществом.

  2. Определение механизмов, с помощью которых формируются стратегические цели компании, определяются средства их достижения и контроля над их деятельностью.

  3. Управление развитием производства и инфраструктуры.

Отличие в функционировании отраслевого и корпоративного управления обусловлено формами организации и отношением к собственности. Главным в распределении прав и обязанностей является удельный вес капитала корпорации в производственных фондах предприятия и права конкретного предприятия в системе корпорации в зависимости от доли принадлежащих предприятию акций в капитале корпораций. В соответствии с этим различна роль предприятий в управлении корпорации, а также и сам статус материнских компаний, дочерних, филиалов и т.п.

Модели корпоративного управления.

  1. Англо-американская модель.

Распространена в США, Великобритании, Австралии, Индии, Канаде, ЮАР.

Предполагает рассредоточенную структуру акционерного капитала, т.е. преобладание множества мелких акционеров. Совет директоров осуществляет надзорные и исполнительные функции. Реализация функций обеспечивается за счет формирования этого органа из неисполнительных, в том числе независимых директоров («контролеров») и исполнительных директоров («управленцев»).

  1. Германская модель.

Сфера распространения: Германия, страны Евросоюза.

Развивается на базе концентрированный структуры акционерного капитала т.е. предполагает существование нескольких крупных акционеров. Двухуровневая система управления компанией: наблюдательный совет и правление. В состав наблюдательного совета входят представители акционеров и сотрудников корпорации. Членами исполнительного органа – правления являются менеджеры. Особенность модели: разграничение функций надзора (Наблюдательный совет) и исполнения (Правление).

  1. Японская модель.

Для этой модели характерно три аспекта: