4. Сервисные компании
В современной нефтегазовой отрасли России сформировалась система, крупных хозяйственных объединений, основанных, в первую очередь, на вертикальной интеграции и холдинговых механизмах контроля. Их формирование происходило при поддержке государства, объявившего одной из важнейших целей реформирования отрасли создание 10-15 конкурентоспособных на мировых рынках объединений. В состав подобных компаний входят предприятия (нередко функционирующие в виде филиалов, дочерних или зависимых обществ), обеспечивающие все этапы производственного цикла – от добычи до транспортировки и переработки нефтепродуктов. При этом можно выделить три основных компонента нефтяных вертикально интегрированных холдингов: компании, занятые непосредственно производственной деятельностью (добычей, переработкой, сбытом продукции, а также геологоразведочные); сервисное звено (строительные, консалтинговые, машиностроительные фирмы, материально-техническое снабжение и НИОКР) и финансовое звено.
Традиционно в тесной интеграции с нефтяными холдингами функционируют банки, при этом возможны различные варианты отношений между ними и производственным звеном – от создания банковских холдингов до чисто обслуживающей роли небольших банков. В то же время важную роль играют и прочие финансовые институты.
Нефтяные компании представляют собой специфическую форму интеграции предприятий. Их специфика, прежде всего, определяется природно – сырьевым фактором, который связан с сущностью нефти как экономического ресурса.
Как показывает практика, внедрение и соблюдение надлежащих принципов корпоративного управления имеет непосредственный экономический эффект для компании. Традиционно выделяются следующие аспекты:
повышение эффективности деятельности компании;
облегчение доступа к рынкам капитала;
снижение затрат на привлечение капитала и повышение стоимости активов компании;
повышение репутации компании.
Важнейшие экономические показатели крупнейших компаний нефтегазохимического комплекса мира приведены в табл. 2.
Таблица 2
- Содержание
- Введение
- Тема 1. Корпорация как основная форма современного предпринимательства.
- Тема 2. Общая характеристика корпоративного управления.
- Тема 3. Организация системы корпоративного управления компаниями нефтегазохимического комплекса.
- 1. Корпоративный центр (штаб-квартира, центральный аппарат, головной офис, управляющая компания)
- 2. Управляющая компания
- 3 Производственные звенья
- 4. Сервисные компании
- 100 Крупнейших мировых компаний по версии Global 2000 и Forbes 2007 по рыночной стоимости на 29 марта 2007 года.
- Тема 4. Корпоратизация отечественных предприятий нефтгазохимического сектора.
- Тема 5. Модели корпоративного контроля, используемые компаниями нефтегазохимического сектора
- Тема 6. Подходы к оценке корпоративного управления
- Тема 7. Корпоративная культура предприятий нефтегазохимического комплекса
- Заключение
- Список литературы
- Терминологический словарь
- Примеры тестовых заданий по дисциплине
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- Тема 6.
- Извлечение из рабочей программы дисциплины
- 4. Содержание разделов и тем дисциплины
- Тема 1. Корпорация как основная форма современного предпринимательства
- Тема 2. Общая характеристика корпоративного
- Тема 3. Организация системы корпоративного
- Тема 4. Корпоратизация отечественных предприятий нефтегазохимического комплекса
- Тема 5. Модели корпоративного контроля,
- Тема 7. Корпоративная культура предприятий