logo
СССР под личной властью Сталина 1945

Политическое развитие рф в 2000х годах.

К участию в президентских выборах было допущено 12 кандидатов, самыми видными из них были Путин, Примаков, Зюганов. В феврале примаков заявил, что участвовать в выборах не будет. Путин от избирательной гонки слегка отстранился, он говорил ,что выборы это не честное дело, обещать надо много, а выполнить все сложно. Он обратился к населению с открытым письмом:

Вместо обещаний Путин действовал реальными методами, активно перемещался по стране, летал на истребителях, был в Чечне. И это было не много не честно, так как именно в предвыборных дебатах и обсуждается политический курс, когда властный человек отстраняется от этого, он отстраняется от демократических институтов (переговоры на политических трибунах), и харизматический лидер принимает власть непосредственно от народа.

Выборы прошли 26 марта 2000 года, явка была не очень большая – 67%, 53% из них проголосовали за Путина, но откуда взялся Путин, было непонятно, он не был популярным политическим лидером. Причины победы Путина:

Став 17 мая 2000 года президентом РФ (премьером стал Касьянов), перед Путиным стали 2 задачи:

  1. Стабилизация системы. Политическая ситуация в России была сложной, противоречия между ветвями власти, приводили к тому, что они не могли взаимодействовать, законы разнились, конституция не исполнялась. Региональные и центральные полномочия переплетались. Решение – усиление исполнительной власти.

  2. Начать модернизацию, ведь страны запада уходили далеко вперед. Любой модернизационный проект всегда требует субъекта реформ (класс, носитель идее реформ), в России нет среднего класса, не носителя, есть очень бедные и очень богатые. Поэтому носителем стало государство, а точнее чиновничество (инструмент реформ). Поэтому сильная власть решала сразу 2 проблемы.

Путин берет курс на усиление вертикали власти:

Первое, что он предпринял это указ о создании 7 федеральных округов. Законы федерации и субъектов федерации разнились, при этом ни какой нормальной федерации не было, встала задача упорядочение региональных законов с федеральным законодательством. Была создана должность Полпредов, они должны были соотносить законы и обеспечивать их выполнение. Им помогали генеральные прокуроры, которые следили за законностью соотношения. Все полпреды подчинялись Волошину. Вмешиваться в дела регионов было запрещено. У Путина не было своей команды, поэтому в полпреды он брал людей из силовых структур, выходцем, которых был сам. Полпреды хорошо вписались в политическую систему, за 1 год законодательство было соотнесено.

Вторым шагом Путина стало урегулирование отношения регионов и центра. Пока была система «власть в обмен на лояльность», губернаторы чувствовали себя довольно вольготно. Поэтому вышел закон, в котором четко прописывалось, в каких конкретных случаях президент имеет право распускать региональный парламент и снимать с должности губернатора. Этими случаями были: не соотношение регионального законодательства с федеральным и банкротство региона. Так же был создан госсовет при президенте, в котором участвовали губернаторы, это позволяло президенту напрямую общаться с регионами. В это время произошла трагедия в Беслане. После этого стало понятно, что регионы выбирают себе лидера, а когда происходят провалы выборный лидер не в силах решить проблему, а народ винит федеральный центр. Зачастую выборы в регионах превращаются в борьбу кланов, за которыми стоят большие люди и деньги, которые после победы своего ставленника рассчитывали вернуть затраченное с троицей, да и компетентных людей на должность губернатора не находилось. В российской системе от лидера многое зависит, так как демократические институты не отлажены, а губернаторы стремились превратить регионы в свою вотчину. Новый закон о назначении губернаторов, сразу получил отклик в округах, так как срок многих губернаторов подходил к концу, и это был их шанс остаться еще на один срок.

Третьим шагом Путина стало создание нового порядка формирования Совета Федерации. В 2000 году вышел закон, который устанавливал, что сенаторами становились по 1 человеку от регионального парламента и 1 человек от исполнительной власти от региона, к тому же они становились постоянными рабочими. Так как сенаторами стали чиновники они не имели большого веса (как губернаторы, например), они были профессионалами поэтому законы проходили быстро. Но от различных регионов сенаторами от исполнительной власти становилась московская элита.

Четвертым шагом Путина стало урегулирование отношений власти и олигархов. Путин не связал себя в предвыборной компании с олигархическими кругами, поэтому имел право обращаться с ними по своему. Летом 2000 года состоялась неофициальная встреча Путина с олигархами, в которых он доходчиво объяснил

Но не до всех дошло, они думали, что Путин – нормальный президент и начали искать на него компромат и выпускать про него передачи. Путин ответил уголовными делами, Березовский и Гусинский успели эмигрировать, а вот Хадарковский уехать не успел. Хадарковский прекрасно знал, что бизнесменов в России все считают воров, поэтому решил выстроить свою политическую систему, а во главе государства, Хадарковский видел себя, он начал выстраивать общественные организации, перемещаться по стране, но его арестовали. Путина критиковали, что его давление адресное, но с другой стороны, он никогда не заявлял, что будет садить олигархов, к тому, же давить на бизнес глупо, это вызовет нездоровую атмосферу в стране, отток инвестиций и так далее. Хотя все исследователи замечают, что при Путине вмешательство государства в экономику стало сильнее, но Россия северная страна, и отдать сырьевые отрасли (нефть и газ) в частные руки, непозволительная роскошь. Государство начинает переводить сырьевые отрасли под себя, появляются госкорпорации и госолигархи, в них вкладывали колоссальные средства, но только стукнул кризис, стало понятно, что они нерентабельны.

Пятым шагом Путина стало изменения закона о политических партиях. Долгое время политические партии жили вольготно, особых требований к ним не предъявлялось, было создано огромное количество карликовых партий (диванные партии), но это соответствовало представлениям россиян о демократии. Политическая ситуация была нестабильной, выборы было крайне трудно предсказать. 14 июля 2001 года вышел новый федеральный закон о политических партиях, для перехода к нормальной 2х или 3х партийной системе, которые хоть и немного разняться, но все таки сохраняют магистральный путь развития государства:

Эти требования привели к тому, что из 199 партий осталось 43. В 2004 году критерии были ужесточены, 50 т. человек численность, по 500 человек в каждом из 20 регионах. К 2007 году осталось 15 партий. Нужно было создать сильную центрискую партию, это власть поняла в конце 90х годах. В 1999 году была создана партия «Отечество – вся Россия» во главе с Лужковым, которая претендовала на роль проправительственной, Ельцин этого не хотел, и была создана партия «Единство». Политическое чиновничество было в замешательстве, так как в парламенте было 2 партии с одним электоратом и одной идеологии. Было понятно, что останется только одна, это было только вопросом времени. 12 апреля 2001 года Шойгу и Лужков заявили о союзе 2х партий «Общероссийский политической союз», в декабре 2001 года на III съезде союза, была создана партия «Единая Россия», Грызлов стал председателем. Идеология партии:

Для объединения партий прошла мощная закулисная работа. В 2002 году был введены изменения в порядок выборов региональные парламенты. Была введена система как на федеральном уровне, ½ - по партийным спискам, ½ - по мажоритарной системе. Теперь партиям появился смысл работать в регионах, и «Единая Россия» могла закрепиться в регионах, и через нее центр мог влиять на принятие законов в округа, выстраивалась еще одна вертикаль власти. «Единая Россия» - стала консолидацией политической элиты в стране и сыграла стабилизирующую роль, параллельно она стала площадкой для соглашений элит. «ЕР» - строилась на элитарных началах, элиты в ней согласовывают свои интересы и выдвигают их на политический уровень.

Отношение населения к партиям оставалась таким же, они считали, что партии не отражают их интересов. Выборы 2003 года, в Госдуму IV созыва, пришло 56% населения, ослабли левые и правые силы, Единая Россия набрала 38%, снизила свое представительство КПРФ – 13%, либеральные партии в думу не прошли, ЕР – возглавила все 29 комитетов. В 2004 году была ликвидирована мажоритарная система, теперь голосования шли по партийным спискам (партиезация политического процесса). Проходной ценз для партии был 7%, графу против всех удалили. Официально заявили, что голосуя за партию, человек смотрит на идеологию и программу.

Выборы состоялись 2 декабря 2007 года, явку избирателей составила 59%, из 11 партий 7% порог прошли 4, ЕР – 315 мест – конституционное большинство партии власти привело к:

Парламент прекратил выполнять коммуникативные функции (общество-власть), теперь общение депутатов с обществом было не нужно, они просто выполняли поручения президента, а вот президент уже общается с народом напрямую. Это привело к:

ЕР до сих пор не стала самостоятельным политическим ресурсом, она просто плетется в хвосте Путина, она может стать самостоятельной, если станет носителем модеризационых процессов. До сих пор не решена проблема создания саморегулирующейся системы, которая бы обеспечивала переход власти от одной политической элиты к другой, проблема преемственности власти.

Шестым шагом Путина стала административная реформа управления. В своем письме к Федеральному Собранию Путин сформулировал проблему бюрократии стране. Реформа была дана на разработку Касьянову (гос служба – Медведев, Центр регион - Казаков), но ее развитие шло очень медленно. В преддверии 2004 года административная реформа была у всех на слуху. Премьер министром стал Фрадков, и разработка реформы перешла под его юрисдикцию. В марте 2004 года был принят закон об организации государственной службы. Система состояла из:

Министерства сократились с 23, до 15. Но задача модернизации чиновничества была не выполнена, при огромном их количестве, хороших менеджеров не хватало. Для решения этой задачи следует привлекать общество.

Идеология Путина и ее противоречия: Принцип прагматизма, рационализма и здравого смысла – технократ. Идеология негде четко не прописана, так как она содержит взаимоисключающие элементы, это просто продуманный ход. Путин вышел за рамки реализации малых социальных интересов, сделал ставку на ценности, имеет стабильный электорат. Основные положения:

Многие положения идеологии Путина не целостностны. Она возможно внутренне пуста, но на данный период самая оптимальная. Режим Путина в отличие от режима Ельцина:

Факторы перехода к демократии: