Политическое развитие рф в 2000х годах.
К участию в президентских выборах было допущено 12 кандидатов, самыми видными из них были Путин, Примаков, Зюганов. В феврале примаков заявил, что участвовать в выборах не будет. Путин от избирательной гонки слегка отстранился, он говорил ,что выборы это не честное дело, обещать надо много, а выполнить все сложно. Он обратился к населению с открытым письмом:
Побороть бедность
Защита рынка
Возрождения личного достоинства граждан и достоинства страны
Выстраивание внешней политики исходя из интересов страны
Вместо обещаний Путин действовал реальными методами, активно перемещался по стране, летал на истребителях, был в Чечне. И это было не много не честно, так как именно в предвыборных дебатах и обсуждается политический курс, когда властный человек отстраняется от этого, он отстраняется от демократических институтов (переговоры на политических трибунах), и харизматический лидер принимает власть непосредственно от народа.
Выборы прошли 26 марта 2000 года, явка была не очень большая – 67%, 53% из них проголосовали за Путина, но откуда взялся Путин, было непонятно, он не был популярным политическим лидером. Причины победы Путина:
Выбор Ельцина, нахождение на посту премьер министра и исполняющего обязанности президента. Ельцину нужен был сильный лидер, Путин был решительным, и что больше всего повлияло, был порядочным. Путин был человеком Собчака, когда тот попал под следствие, он сильно заболел, операцию могли сделать только заграницей, а выезжать из страны ему было запрещено, и Путин рискуя своим положением, организовал рейс для лечения старого друга. После этого возможно Ельцин и заметил Путина, увидев, что он человек слова. Ельцин любил задавать вопросы своим сотрудникам из разных сфер деятельности, например министру с/х задать вопрос о положении металлургии, обычно ему отвечали, мол, разберемся, доложим. Путин же всегда мог найти ответ и отвечал коротко и ясно. Выбрав Путина в качестве приемника, Ельцин сделал самый правильный шаг, все олигархи быстро начали раскручивать Путина, так как ни кому сидеть в Лефортово не хотелось.
Возобновление боевых действий в Чечне. Путин воспользовался тем, что боевики напали на Дагестан, это был уже акт агрессии + теракты в жилых домах Москвы. Путин взял на себя ответственность, I компания в Чечне закончилась катастрофой для России, потом поставили цель выбить боевиков из Дагестана – выполнено, потом выбить из равнин Чечни- сделано, потом добили в горах. Для большинства россиян Путин стал человеком, который избавил их от страха.
Еще что помогло Путину, так это то, что при нем стали заметны позитивные тенденции экономики. Бюджет стал положительным, работали средние и малые предприятия, заработная плата начала повышаться.
Идеи выдвинутые путинном стали популярны. Идея сильного государства, которое может обеспечить свободу и благосостояние личности, то есть государство не отказывалось от своих социальных обязанностей.
Внешнеполитические заявления Путина, он показал, что Россия – это страна где живет великий народ. В 90х история Россия была дискредитирована, такое чувство, что все время был кризис и россияне стали ощущать себя людьми второго сорта, и Путин сказал, что нам не нужна гуманитарная помощь, мы не нищие, мы обычная великая страна, давайте сотрудничать.
Путин был человеком новым, люди которое мелькали в 90х, облили друг друга грязью с головы до ног. Путин в этом замешан не был, компромата нет, молодой, здоровый, не курит, не пьет. Его назвали Президент Надежды.
Став 17 мая 2000 года президентом РФ (премьером стал Касьянов), перед Путиным стали 2 задачи:
Стабилизация системы. Политическая ситуация в России была сложной, противоречия между ветвями власти, приводили к тому, что они не могли взаимодействовать, законы разнились, конституция не исполнялась. Региональные и центральные полномочия переплетались. Решение – усиление исполнительной власти.
Начать модернизацию, ведь страны запада уходили далеко вперед. Любой модернизационный проект всегда требует субъекта реформ (класс, носитель идее реформ), в России нет среднего класса, не носителя, есть очень бедные и очень богатые. Поэтому носителем стало государство, а точнее чиновничество (инструмент реформ). Поэтому сильная власть решала сразу 2 проблемы.
Путин берет курс на усиление вертикали власти:
Первое, что он предпринял это указ о создании 7 федеральных округов. Законы федерации и субъектов федерации разнились, при этом ни какой нормальной федерации не было, встала задача упорядочение региональных законов с федеральным законодательством. Была создана должность Полпредов, они должны были соотносить законы и обеспечивать их выполнение. Им помогали генеральные прокуроры, которые следили за законностью соотношения. Все полпреды подчинялись Волошину. Вмешиваться в дела регионов было запрещено. У Путина не было своей команды, поэтому в полпреды он брал людей из силовых структур, выходцем, которых был сам. Полпреды хорошо вписались в политическую систему, за 1 год законодательство было соотнесено.
Вторым шагом Путина стало урегулирование отношения регионов и центра. Пока была система «власть в обмен на лояльность», губернаторы чувствовали себя довольно вольготно. Поэтому вышел закон, в котором четко прописывалось, в каких конкретных случаях президент имеет право распускать региональный парламент и снимать с должности губернатора. Этими случаями были: не соотношение регионального законодательства с федеральным и банкротство региона. Так же был создан госсовет при президенте, в котором участвовали губернаторы, это позволяло президенту напрямую общаться с регионами. В это время произошла трагедия в Беслане. После этого стало понятно, что регионы выбирают себе лидера, а когда происходят провалы выборный лидер не в силах решить проблему, а народ винит федеральный центр. Зачастую выборы в регионах превращаются в борьбу кланов, за которыми стоят большие люди и деньги, которые после победы своего ставленника рассчитывали вернуть затраченное с троицей, да и компетентных людей на должность губернатора не находилось. В российской системе от лидера многое зависит, так как демократические институты не отлажены, а губернаторы стремились превратить регионы в свою вотчину. Новый закон о назначении губернаторов, сразу получил отклик в округах, так как срок многих губернаторов подходил к концу, и это был их шанс остаться еще на один срок.
Третьим шагом Путина стало создание нового порядка формирования Совета Федерации. В 2000 году вышел закон, который устанавливал, что сенаторами становились по 1 человеку от регионального парламента и 1 человек от исполнительной власти от региона, к тому же они становились постоянными рабочими. Так как сенаторами стали чиновники они не имели большого веса (как губернаторы, например), они были профессионалами поэтому законы проходили быстро. Но от различных регионов сенаторами от исполнительной власти становилась московская элита.
Четвертым шагом Путина стало урегулирование отношений власти и олигархов. Путин не связал себя в предвыборной компании с олигархическими кругами, поэтому имел право обращаться с ними по своему. Летом 2000 года состоялась неофициальная встреча Путина с олигархами, в которых он доходчиво объяснил
Передела собственности не будет
Теперь зарабатывайте сами
Теперь все равноудалены от власти
Но не до всех дошло, они думали, что Путин – нормальный президент и начали искать на него компромат и выпускать про него передачи. Путин ответил уголовными делами, Березовский и Гусинский успели эмигрировать, а вот Хадарковский уехать не успел. Хадарковский прекрасно знал, что бизнесменов в России все считают воров, поэтому решил выстроить свою политическую систему, а во главе государства, Хадарковский видел себя, он начал выстраивать общественные организации, перемещаться по стране, но его арестовали. Путина критиковали, что его давление адресное, но с другой стороны, он никогда не заявлял, что будет садить олигархов, к тому, же давить на бизнес глупо, это вызовет нездоровую атмосферу в стране, отток инвестиций и так далее. Хотя все исследователи замечают, что при Путине вмешательство государства в экономику стало сильнее, но Россия северная страна, и отдать сырьевые отрасли (нефть и газ) в частные руки, непозволительная роскошь. Государство начинает переводить сырьевые отрасли под себя, появляются госкорпорации и госолигархи, в них вкладывали колоссальные средства, но только стукнул кризис, стало понятно, что они нерентабельны.
Пятым шагом Путина стало изменения закона о политических партиях. Долгое время политические партии жили вольготно, особых требований к ним не предъявлялось, было создано огромное количество карликовых партий (диванные партии), но это соответствовало представлениям россиян о демократии. Политическая ситуация была нестабильной, выборы было крайне трудно предсказать. 14 июля 2001 года вышел новый федеральный закон о политических партиях, для перехода к нормальной 2х или 3х партийной системе, которые хоть и немного разняться, но все таки сохраняют магистральный путь развития государства:
Численность партии должна быть не менее 10 т. человек.
Отделение партии должны быть не менее чем в 20 регионах.
Эти требования привели к тому, что из 199 партий осталось 43. В 2004 году критерии были ужесточены, 50 т. человек численность, по 500 человек в каждом из 20 регионах. К 2007 году осталось 15 партий. Нужно было создать сильную центрискую партию, это власть поняла в конце 90х годах. В 1999 году была создана партия «Отечество – вся Россия» во главе с Лужковым, которая претендовала на роль проправительственной, Ельцин этого не хотел, и была создана партия «Единство». Политическое чиновничество было в замешательстве, так как в парламенте было 2 партии с одним электоратом и одной идеологии. Было понятно, что останется только одна, это было только вопросом времени. 12 апреля 2001 года Шойгу и Лужков заявили о союзе 2х партий «Общероссийский политической союз», в декабре 2001 года на III съезде союза, была создана партия «Единая Россия», Грызлов стал председателем. Идеология партии:
Партия национального успеха
Борьба с бедностью
Либеральные, консервативные и социал-демократичные элементы.
Для объединения партий прошла мощная закулисная работа. В 2002 году был введены изменения в порядок выборов региональные парламенты. Была введена система как на федеральном уровне, ½ - по партийным спискам, ½ - по мажоритарной системе. Теперь партиям появился смысл работать в регионах, и «Единая Россия» могла закрепиться в регионах, и через нее центр мог влиять на принятие законов в округа, выстраивалась еще одна вертикаль власти. «Единая Россия» - стала консолидацией политической элиты в стране и сыграла стабилизирующую роль, параллельно она стала площадкой для соглашений элит. «ЕР» - строилась на элитарных началах, элиты в ней согласовывают свои интересы и выдвигают их на политический уровень.
Отношение населения к партиям оставалась таким же, они считали, что партии не отражают их интересов. Выборы 2003 года, в Госдуму IV созыва, пришло 56% населения, ослабли левые и правые силы, Единая Россия набрала 38%, снизила свое представительство КПРФ – 13%, либеральные партии в думу не прошли, ЕР – возглавила все 29 комитетов. В 2004 году была ликвидирована мажоритарная система, теперь голосования шли по партийным спискам (партиезация политического процесса). Проходной ценз для партии был 7%, графу против всех удалили. Официально заявили, что голосуя за партию, человек смотрит на идеологию и программу.
Выборы состоялись 2 декабря 2007 года, явку избирателей составила 59%, из 11 партий 7% порог прошли 4, ЕР – 315 мест – конституционное большинство партии власти привело к:
Ускорению принятия законов
Население привыкало к политической активности через партии
Сформировался подконтрольный парламент
Парламент прекратил выполнять коммуникативные функции (общество-власть), теперь общение депутатов с обществом было не нужно, они просто выполняли поручения президента, а вот президент уже общается с народом напрямую. Это привело к:
Парламент теряет представительные функции (неформальная коммуникация). Общество не может выразить свои взгляды легально, значит оно это станет делать нелегально.
Исполнительная власть при таком парламенте бесконтрольно, отсюда идет повышение волюнтаризма при принятии законов, закон не обсуждается, не анализируется, последствия не продумываются, он просто принимается и в итоге просто не работает. В него делаются поправки, на все это уходит время.
Дума отчуждается от принятия решения, и уже не может представлять интересы регионов.
Парламент становится декоративным институтом, подрывается политическая система.
ЕР до сих пор не стала самостоятельным политическим ресурсом, она просто плетется в хвосте Путина, она может стать самостоятельной, если станет носителем модеризационых процессов. До сих пор не решена проблема создания саморегулирующейся системы, которая бы обеспечивала переход власти от одной политической элиты к другой, проблема преемственности власти.
Шестым шагом Путина стала административная реформа управления. В своем письме к Федеральному Собранию Путин сформулировал проблему бюрократии стране. Реформа была дана на разработку Касьянову (гос служба – Медведев, Центр регион - Казаков), но ее развитие шло очень медленно. В преддверии 2004 года административная реформа была у всех на слуху. Премьер министром стал Фрадков, и разработка реформы перешла под его юрисдикцию. В марте 2004 года был принят закон об организации государственной службы. Система состояла из:
Министерства, которые вырабатывали стратегию (общую канву).
Федеральные службы, которые контролировали и управляли.
Федеральные агентства, которые занимались государственными услугами.
Министерства сократились с 23, до 15. Но задача модернизации чиновничества была не выполнена, при огромном их количестве, хороших менеджеров не хватало. Для решения этой задачи следует привлекать общество.
Идеология Путина и ее противоречия: Принцип прагматизма, рационализма и здравого смысла – технократ. Идеология негде четко не прописана, так как она содержит взаимоисключающие элементы, это просто продуманный ход. Путин вышел за рамки реализации малых социальных интересов, сделал ставку на ценности, имеет стабильный электорат. Основные положения:
Политический центризм. Путин осудил советский эксперимент и эксперимент радикального либерализма, поэтому говорил о третьем пути. Избегает крайностей, экстремистов к себе не подпускает. Например, закон о государственной символике: флаг – монархический, знамя победы – советское, музыка гимна старая, слова новые.
Идея стабильного развития, отказался от передела собственности, не изменял конституцию.
Идея развития демократии. Важность развития демократических институтов (выборы, суд, разделение властей), поощрение гражданской активности (общественные палаты, движения, партии), пуская политическая борьба заменена харизматическим лидером, институты демократии все равно развиваются.
Идея сильного государства. После развала СССР идея того, что государство может нести социальные функции, была дискредитирована. Путин смог восстановить легитимность государства в том, что оно может и экономически развиваться и нести социальные функции. Но идея сильного государства, идет в противоречия с либеральными идеями.
Идея воссоздания стабильного политического пространства. При Ельцине был бардак. Стабилизацию Путин провел административными силовыми методами, это нужно было только в определенный период, потом этот подход не решает, а подавляет проблему, и при ослаблении государства, эта проблема может развернуться махровым цветом.
Идея модернизации. Но социального носителя идей модернизации нет, и эту роль взяло на себя государство, что неизбежно ведет к его усилению. Но проводить модернизацию и социальные реформы одновременно, не возможно.
Идея возврата к нормальной жизни. Жить не в постоянном кризисе, а хоть мало-мальски, но планировать свою жизнь – это опять входит в противоречия с модернизацией.
Россия – нормальная великая держава, которая имеет свои интересы и будет их отстаивать.
Многие положения идеологии Путина не целостностны. Она возможно внутренне пуста, но на данный период самая оптимальная. Режим Путина в отличие от режима Ельцина:
Ликвидировал автономность ряда политических сил (Госдума, администрация президента, правительство, региональные элиты, олигархи). Была создана моноцентрическая модель с явным сильным центром – президент, на котором все замкнуто. Но давление при этом оставалось всегда гибким.
Централизация должна была сделать регионы равными, но это выразилось лишь в равенстве подчинения центру. Исполнительная власть неохотно подчинялась законодательству, хотя должна была, быть ее гарантом.
В настоящее время идет борьба моделей: бонапартизм, корпоративизм и классический либерализм.
Факторы перехода к демократии:
Ельцин добровольно ушел с поста президента, Путин так же не изменил конституцию.
Политическая система стала определенной, при сохранении республиканских институтов, был сохранен мягкий режим, которые оперирует праву (суд). Население стало чаще обращаться к суду, а не к мордобою.
Расширение рыночной экономики. В стране присутствует плюрализм, есть оппозиция.
- Ссср под личной властью Сталина 1945-1953 года.
- Молодежные движения в ссср
- Ужесточение режима
- Идеология и культурная политика в послевоенный период
- «Коллективное руководство» периода «великого» десятилетия.
- Либерализация
- Внешняя политика ссср в 1953 – 1964 года
- Отношения с социалистическими странами
- Новый стиль кремлевского руководства
- Социально-экономическая политика.
- Укрепление дисциплины и наведение порядка
- Смена руководства приход к власти Горбачева.
- Социально-экономическое развитие ссср в 1985 – 1991 года.
- Трансформация политической системы в годы перестройки
- Проклитический кризис 1992-1993 годов.
- Политическое развитие рф в 1993-1999 годах.
- Политическое развитие рф в 2000х годах.
- Социально экономическое развитие рф в 2000х годах.