Проклитический кризис 1992-1993 годов.
На развитие политического кризиса повлиял рад факторов:
Иституационый, связанный с конституцией 1978 года, 1992 году в нее внесли 300 поправок (явный признак политического кризиса). По конституции съезд народных депутатов мок решать и принимать любые вопросы, но при этом в РСФСР было разделение властей (конституционный суд, президент, правительство), президент был высшим должностным лицом в государстве и главою исполнительной власти. Получалось, что съезд народных депутатов может вмешиваться в любые вопросы, но было не понятно, как институты государственности в стране будут взаимодействовать. На IV съезде народных депутатов президенту были предоставлены чрезвычайные полномочия, его указы были выше законов (указное право). Эта договоренность действовала пока цели президента и съезде народных депутатов совпадали, но началась шоковая терапия и мнения разделились. Получилось так, что и президент и съезде народных депутатов имели чрезвычайные права, но кто какими полномочиями обладал, было не понятно.
Расхождения в оценке реформы 500 дней, верховный совет ее не принимал, а президент ее реализовал.
Политические шаги Ельцина, которые были направлены не на выстраивание новых институтов власти, а на формирование своей команды. Экономическая реформа должна была сопровождаться реформами политическими. Ельцин начал выстраивать неформальные отношения.
Кризис демократической идеи. Демократы считали Ельцина, далеко не самым лучшим политиком, энергичный, но туповатый, он разобьет номенклатуру (молот революции), думали, что им можно будет управлять. Интеллигенция не пыталась выстраивать институты, которые бы ограничивали власть Ельцина, а просто выстраивались за постами, и естественно попали под его ореол, и все его ошибки приписывались демократам.
Ельцин опирался на неформальные отношения и часто менял состав своей команды, но в период реформ это было гибельно. У него не было сплоченной команды, которая бы боролась за одну политическую идею, были политические враги.
В экономике ставку сделали на шоковую терапию и усиление исполнительной власти, опирались на макроэкономические показатели. Причины этого:
Экономика была в таком упадке, что нуждалась в немедленных мерах.
В период реформ, демократические игры привели бы к опасным ситуациям.
Считалось, еще с Маркса, что экономика – это базис, а политика приложиться сама собой.
Был опыт экономических реформ запада, когда они сопровождались усилением исполнительной власти (концептуальная идея создания президентской вертикали).
Была еще идея диктатуры Горбачева, но демократы ее раскритиковали. Но при этом сами наложили мораторий на демократические выборы, так как рассчитывали на посты. Правительство возглавил Гайдар. Ельцин ни чего не понимал в рыночной экономике и выбрал он его потому что выбирать было сильно не из кого (Сабуров и Явлинский выступали за единое экономическое пространство) и Гайдар к тому же выступал за индивидуальную реформу, и особых чаяний остаться в памяти потомков хорошим не испытывал. Но когда Гайдар стал вице-премьером ситуация стала еще хуже. Большая часть населения не понимала, что хочет правительство. К весне 1992 года политическая база Ельцина стала сокращаться, так как жизненный уровень стал сокращаться. Стала формироваться оппозиция экономическим реформам:
Левая, которая создала массовое движение «Конгресс гражданских и политических сил».
Мелкие предприниматели просто выживали и не оформились политически.
Гражданский союз состоял из 40 партий, Вольский был председателем союза промышленников и предпринимателей. Они выдвинули идею вмешательства государства в экономику.
Вице-президент Рудской опирался на гражданский союз, не было понятно чем его занять, и поэтому ему дали с/х, он же это воспринял как личную обиду. Он начал общаться с оппозицией из Верховного совета и критиковал правительство.
Ельцин начал постепенно отстраняться от дел правительства, вместо него был Гайдар, на него и посыпались все шишки. Весной началось противостояние президента и верховного совета, с Хасбулатовым во главе. Они разошлись на вертикале власти, ВС оповестил советы, что они могут не подчиняться ставленниками Ельцина, и при этом они считали себя главами страны. Ельцин выступал за новую конституцию, так как советы и демократия не были совместимы. Кроме оппозиции были и сторонники, различные не консервативные органы, Ельцин использовал несовершенство съезда народных депутатов, там все-таки было 1000 человек, и постепенно он просто перестал с ним считаться. В региональной власти серьезных изменений не было, половина поддерживала Ельцина, половина ВС. В 1992 году правительство ушло в отставку (из-за ВС), по мере близости V съезда народных депутатов давление ВС все возрастало, так как на нем предполагалось лишить Ельцина чрезвычайных полномочий. Поэтому перед съездом Ельцин идет на уступки ВС, отстраняет Бурбулиса, Гайдара.
Но тут в игру вступил Гайдар, он собрал правительство и убедил уйти в отставку, на съезд народных депутатов это произвело шок, его убедили вернуться, так как позитивных идей у съезда не было, с этим происшествием совсем позабыли, о чрезвычайных полномочиях. После съезда Ельцин начинает формировать новое правительство, привлекал практиков, немного смягчил шоковую терапию.
В декабре 1992 года VII съезд народных депутатов высказали недоверие Гайдару, пытались вести поправки в конституцию, что бы контролировать правительство, но для введения поправки не хватило 4 голосов. 10 декабря Ельцин обращается к народу с заявлением того, что съезд народных депутатов саботирует реформы, и предложил провести референдум, на котором нация бы сама ответила, кому она доверяет. Съезд народных депутатов заявил, что президент превышает сои полномочия, но Зорькин (из конституционного суда) сказал, что, ни каких превышений нет. Но 10 марта 1993 года съезд народных депутатов отказывается от компромисса, Ельцин опять обращается к народу, опять Зорькин выступает посредником, это все признаки кризиса. 25 апреля 1993 года прошел референдум, на котором населению было предложено ответить на несколько вопросов:
Доверяете ли вы Ельцину?
Одобряете ли вы политике правительства?
Считаете ли вы нужным досрочно переизбрать президента?
Считаете ли вы нужным досрочно переизбрать депутатов?
Население было хорошо обработано, но результаты были странными. Общество раскололось:
59% доверяло президенту.
53% одобряют политику правительства.
40% за досрочное переизбрание президента.
70% за досрочное переизбрание депутатов.
Ситуация стала тупиковой, система оказалась неработающей, и действующая конституция не позволяла из нее выбраться, поэтому нужно было принимать другую конституцию. Осенью 1993 года были предложены проекты конституции, ВС выступал за парламентскую республику, а Ельцин за президентскую. 21 сентября 1993 года Ельцин подписывает указ «О поэтапной конституционной реформе». Вводилось прямое президентское правление, съезд народных депутатов и Верховный совет распускались, до избрания нового парламента. Получилось очень странная ситуация 12 декабря параллельно с голосованием за конституцию, проходили выборы депутатов. Верховный совет, конституционный суд и съезд народных депутатов объявили указ не конституциональным, и избрали Рудского президентом, тот в свою очередь назначил новых силовых министров. В ответ Ельцин оцепил Белый дом, его обнесли колючей проволокой, им отключили электричество и воду, но депутаты были решительно настроены на оборону, им раздали автоматы. Началась война в СМИ, ситуация стала обостряться, в это время патриарх Алексий II призвал к миру. 3-4 октября сторонники ВС «Русское единство» прорвали оборону, захватили московскую мэрию, напали на Останкино, но спецназ «Витязь» отбыли их нападение. Вечером 4 октября было объявлено военное положение, и танки обстреляли Белый дом, депутатов арестовали и поместили в Лефортово. В итоге кто виноват ни кто не знает. Особых репрессий не было, в выборы включилась оппозиция, советы по всей стране запрещались.
- Ссср под личной властью Сталина 1945-1953 года.
- Молодежные движения в ссср
- Ужесточение режима
- Идеология и культурная политика в послевоенный период
- «Коллективное руководство» периода «великого» десятилетия.
- Либерализация
- Внешняя политика ссср в 1953 – 1964 года
- Отношения с социалистическими странами
- Новый стиль кремлевского руководства
- Социально-экономическая политика.
- Укрепление дисциплины и наведение порядка
- Смена руководства приход к власти Горбачева.
- Социально-экономическое развитие ссср в 1985 – 1991 года.
- Трансформация политической системы в годы перестройки
- Проклитический кризис 1992-1993 годов.
- Политическое развитие рф в 1993-1999 годах.
- Политическое развитие рф в 2000х годах.
- Социально экономическое развитие рф в 2000х годах.