Глава 2. Порядок разрешения коллективного трудового спора
Статья 3. Выдвижение требований работников
1. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители.
2. Требования работников организации, филиала, представительства вы двигаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.
3. Представители работников выдвигают требования в порядке, установленном уставом или решением собрания (конференции) работников, образовавшего представительный орган.
4. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его проведению.
5. При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении данного коллективного трудового спора.
6. Требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
7. Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в службу по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба). В этом случае Служба обязана проверить получение требований другой стороной.
Статья 4. Рассмотрение требований работников
Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требова ния работников и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.
Статья 5. Примирительные процедуры
1. Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участи ем посредника и (или) в трудовом арбитраже.
2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или к рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
3. В поддержку своих требований в ходе разрешения коллективных тру довых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.
4. Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудо вого спора вправе обратиться в Службу для уведомительной регистрации спора.
5. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
6. Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, Служба обязаны использовать все предусмотренные законо дательством возможности для разрешения возникшего коллективного тру дового спора.
7. Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные статьями 6—8 настоящего Федерального закона.
В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон кол лективного трудового спора.
Статья 6. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
1. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.
2. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе.
Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
3. Работодатель создает необходимые условия для работы примиритель ной комиссии.
4. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примиритель ной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.
5. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.
6. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
7. При недостижении согласия по поводу использования примирительных процедур после рассмотрения коллективного трудового спора прими рительной комиссией стороны должны приступить к созданию трудового арбитража.
Статья 7. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием по средника
1. По соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора может быть приглашен посредник независимо от Службы или по рекомендации Службы.
2. Если стороны в срок до трех рабочих дней с момента обращения в Службу не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника, он назначается Службой.
3. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами коллективного трудового спора.
4. Посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необ ходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора.
5. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его приглаше ния (назначения) и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
Статья 8. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
1. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
2. Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предло женных сторонами коллективного трудового спора.
В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора.
3. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы.
4. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.
5. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон; получает необ ходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и орга ны местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллек тивного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллек тивного трудового спора.
Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.
Статья 9. Гарантии работников в связи с разрешением коллективного тру дового спора
1. Члены примирительной комиссии, посредники, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.
2. Участвующие в разрешении коллективного трудового спора предста вители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятель ности не могут быть в период разрешения коллективного Трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предваритель ного согласия уполномочившего их на представительство органа.
Статья 10. Уклонение работодателя от участия в примирительных процедурах
1. В случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.
2. В случаях уклонения работодателя от создания трудового арбитража, рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, а так же выполнения его рекомендаций, — если достигнуто соглашение об их обязательности, работники могут приступить к проведению забастовки.
Статья 11. Участие службы по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров
1. Служба — государственный орган, содействующий разрешению кол лективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.
2. Служба:
— осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;
— поверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
— формирует список посредников и трудовых арбитров;
— проводит подготовку посредников и трудовых арбитров, специализи рующихся в разрешении коллективных трудовых споров;
— выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;
— оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;
— организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;
— организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей органа ми государственной власти и органами местного самоуправления.
Служба действует в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров.
Работники Службы пользуются правом беспрепятственного, при предъ явлении удостоверения установленного образца, посещения организаций, филиала, представительства в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявлениями устранения причин, порождающих эти конфликты.
Статья 12. Соглашение в ходе разрешения коллективных трудовых споров
Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.
- Глава 5. Организация как феномен
- Глава 6. Жизненные стадии и циклы организации
- Глава 7. Основные подходы к управлению персоналом
- Глава 8. Концепция «человеческого капитала»
- Глава 9. Кадровая политика
- Глава 10. Кадровый менеджмент на разных стадиях развития организации
- Глава 11. Методы формирования кадрового состава
- Глава 12. Методы поддержания работоспособности персонала
- Глава 13. Методы реформирования организации
- Глава 20. Конфликт как инструмент развития
- Глава 21. Конфликт в организации
- Глава 22. Pr-управление коммуникацией в конфликте (методологические основы)
- Глава 23. Pr –менеджмент: технологические основы
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Порядок разрешения коллективного трудового спора
- Глава 3. Осуществление права на забастовку
- Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах
- Глава 5. Заключительные положения