logo
123333 / 3_Автомобильный бизнес / 115 / Glava2

2.5. Swot-анализ положения предприятия.

Анализ среды – это очень важный для выработки первичной стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами, сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Организация изучает среду, чтобы обеспечить успешное продвижение к своим целям. Поэтому в структуре процесса стратегического управления вслед за анализом среды должно следовать установление миссии организации и её целей.

SWOT-анализ производится на основе ранее выполненного анализа внешней и внутренней среды предприятия. В ходе него все факторы, воздействующие на предприятие, делятся на четыре группы:

В первом и во втором пунктах SWOT-анализа описывается само предприятие и его работа.

Strength – сила (английский). Другими словами в этом пункте описываются сильные стороны фирмы, её преимущества по сравнению с конкурентами, то, чем она привлекает к себе клиентов, чем выделяется среди других компаний.

Weakness – слабость (английский). Здесь анализируются слабые стороны фирмы, недостатки по сравнению с конкурирующими компаниями, то, чем другие фирмы привлекают к себе потребителей

В последних двух пунктах SWOT-анализа описывается рынок реализации продукта или услуги, его положительное и отрицательное воздействие, что хорошего и плохого сулит деятельность на данном конкретном рынке.

Opportunity – возможность (английский). В этом пункте характеризуются возможности, предоставляемые рынком, что фирма может сделать для достижения поставленной цели, меняя своё воздействие на рынок.

Threat – угроза (английский). Здесь описывается негативное влияние рынка на деятельность фирмы, угрозы со стороны государства и конкурентов.

Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится предприятие, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей (таблица 6).

Таблица 6.

SWOT-анализ.

Сильные стороны предприятия

Слабые стороны предприятия

  1. Высокое качество выполняемых работ.

  2. Квалификация персонала.

  3. Дружеская атмосфера в коллективе.

  4. Территориальное расположение предприятия.

  5. Сформированный имидж предприятия.

  6. Ассортимент предлагаемых услуг.

  7. Обязательное оформление гарантийных обязательств перед клиентом.

  8. Наличие торговой марки.

  9. Возраст персонала.

  10. Уровень технологии.

  11. Возможность безналичного расчета с клиентами.

  12. Наличие демонстрационного зала.

  13. Есть примеры ранее выполненных работ.

  1. Плохая организация деятельности и, особенно, менеджмента.

  2. Ограниченность площадей.

  3. Убогий внешний и внутренний вид помещения.

  4. Недостаток оборотных средств.

  5. Невзаимозаменяемость сотрудников.

  6. Высокая цена на наши услуги.

  7. Достаточно специфический вид деятельности.

  8. Проблемы с документооборотом на товары.

  9. Недостаточное разнообразие оказываемых услуг.

  10. Отсутствие сбытовой сети.

  11. Слабый внутренний контроль (ОТК).

  12. Большие сроки исполнения работ.

  13. Недостаточный ассортимент предлагаемых к продаже товаров.

  14. Не работаем в выходной день

Возможности предприятия

Угрозы предприятию

  1. Невысокий темп инфляции и стабильный, высокий по отношению к рублю курс доллара США, как следствие создание относительно благоприятной ситуации для развития производства.

  2. Все расчеты с потребителями производятся в денежной форме.

  3. Наличие некоторых специфических основных средств.

  4. Можно изменить юридический статус предприятия.

  5. Есть некоторые виды работ, которые не делают конкуренты.

  6. Можем позволить себе диверсифицировать деятельность предприятия.

  7. Официальное представительство в Брянске некоторых известных торговых марок.

  1. Рост числа подпольных, нерегистрирующихся конкурентов.

  2. Трудности с приемом на работу квалифицированных сотрудников.

  3. Высокий уровень налогов.

  4. Активизация деятельности милиции, торговой инспекции и налоговиков, в случае, когда нужны деньги в бюджет.

  5. Местное законотворчество.

  6. Требования органов лицензирования.

  7. Совершенствование конструкции отечественных автомобилей.

  8. Привыкание потребителя к низким ценам, предлагаемым в гаражах.

  9. Опасность прихода на региональные рынки мощных финансовых групп Москвы.

После того как составлен кон­кретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. К сожалению, рассмотреть все возмож­ные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учте­ны при разработке стратегии поведения предприятия сейчас не представляется возможным. Эта работа требует большого опыта и специфических знаний. Пока, чтобы не получилось профанации, можно сделать лишь общие выводы.

Анализ внешней среды предприятия показывает, что предприятие, работая в весьма специфической области деятельности, предоставляя услуги, не относящиеся к услугам первой необходимости, чрезвычайно чувствительно к возмущениям и колебаниям внешней среды.

Наибольшую угрозу извне представляют следующие факторы:

Резкий рост числа конкурентов побуждает искать нетрадиционные методы выживания.

Анализ внутренней среды предприятия выявил как слабые, так и сильные стороны предприятия. К сильным сторонам относятся: квалификация и возраст персонала, расположение предприятия, дружеская атмосфера в коллективе. К слабым сторонам относятся, прежде всего, слабый уровень менеджмента, помещение в плохом состоянии, недостаток оборотных средств, необходимость платить налоги.