logo
Шпора по фирмам

Финансовые ресурсы предприятия.

Собственные и заемные средства предприятия.

Для осуществления хозяйственной деятельности и обслуживания сферы производства и обращения, т.е. для приобретения основных средств, сырья, комплектующих изделий и т.д. нужны средства.

Приобретение и содержание всех этих ресурсов осуществляется за счет капитала. Капитал – это источник хозяйственной деятельности. Капитал – это все авансированные в деятельность хозяйствующего субъекта средства. Причем часть этих средств вложена в основной капитал, а часть – в оборотный капитал.

Структура финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы предприятия представляют собой совокупность средств предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат на производство.

Источником формирования финансовых ресурсов служат внутренние (собственные) и внешние (заемные) средства. Важнейшей составляющей капитала является собственный капитал (рисковый капитал) – это тот капитал, который предприятие может использовать и подвергать риску. Собственный капитал обеспечивает возможность развития в условиях риска. Основными показателями финансовой деятельности предприятия является платежеспособность.

Собственный капитал, по которому нет обязательств и требований, делится на:

  1. Уставный капитал

  2. Добавочный капитал

  3. Резервный капитал

  4. Нераспределенная прибыль

  5. Прочие резервы

  6. Доходы будущих периодов

  7. Законсервированная прибыль (прибыль отчетного года)

Заемные средства делят на:

  1. Кредиты (долгосрочные и краткосрочные)

  2. Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные)

  3. Бюджетные средства

  4. Внебюджетные средства

  5. Средства от эмиссии акций

  6. Средства от выпуска корпоративных облигаций

Анализ важен для собственников и инвесторов, определяет финансовую политику компании, соблюдение нормальных весовых соотношений в структуре капитала, обеспечивает финансовую стабильность и снижает риск неплатежеспособности.

Основным капиталом предприятия является уставной капитал (складочный капитал). Он может иметь вид денег и имущества. Порядок формирования уставного капитал зависит от организационно-правовой нормы. Для организационно-правовой формы в виде акционерных обществ образуется путем выпуска акций. Акционеры предприятия в АО приобретают определенное количество акций. АО и акционеры несут риск убытков, но не отвечают по ее обязательствам. В зависимости от видов деятельности уставные капиталы не могут быть ниже размеров предусмотренных законом. Фиксировано уставной капитал не может существовать более двух лет существования компании. Произв оценка чистых активов. Если она меньше уст капитала, о он уменьшается до стоимости этих активов. Уставный капитал не может быть использован для погашения долгов! Его можно только увеличивать за счет ежегодного перечисления в уставный капитал. Уставный капитал вступает в свои права, когда мы ликвидируеи предприятие.

Резервный капитал делится на 2 части: обязательные резервный капитал и необязательный резервный капитал. Обязательный формируется ежегодно за счет определенных отчислений из прибыли до тех пор, пока его величина не достигнет 15% уставного капитала, либо установленного уставом размера. Отчисления в резервный капитал осуществляются до налогообложения. Основное его назначение- покрытие убытков, выкуп акций, покрытие облигаций. Ежегодно не меньше 5% от прибыли отчисляется в резервный капитал. Необязательный резервный капитал формируется путем отчислений от прибыли после налогообложения. Ограничений нет, определяется уставом или финансовым состоянием компании. Необязательный резервный капитал используется для формирования производственных запасов, для краткосрочных финансовых вложений, можно формировать акционерные фонды для приобретения акций и передачи их работникам, например, чтобы стимулировать работников. За счет резервного капитала можно выкупать акции и передавать работникам, делая их акционерами.

Добавочный капитал складывается из:

  1. изменения стоимости основных фондов при их переоценке. Добавочный капитал может и увеличиваться и уменьшаться.

  2. дополнительных денежных средств, которые были получены при продаже акций по цене выше номинала – эмиссионный доход.

  3. Курсовых разниц по вкладам иностранных инвесторов в уставный капитал.

  4. Прироста стоимости активов, полученных безвозмездно.

  5. Прироста стоимости внеоборотных активов, которые были созданы за счет чистой прибыли.

Нераспределенная прибыль.

Лекция 6

Важнейший собственный ресурс предприятия, который остается в его распоряжении после всех распределений и выплат. Часть нераспределенной прибыли может аккумулироваться в различных фондах, фондах специального назначения и резервных фондах. Фонды специального назначения используются для покрытия расходов, несвязанных с производственными нуждами, а резервные фонды делятся на 2 группы: фонды накопления и социальной сферы, фонды потребления. Фонд накопления как правило используется ля капитальных вложений в производство. В Фонд накопления включается инвестиционный фонд, который вместе с амортизационными отчислениями используется для восстановления основных фондов. Фонд накопления позволяет предприятию за счет собственных средств обеспечивать капитальные вложения. Необходимо помнить, что при использовании этих ресурсов, растет стоимость имущества, т.е. вырастает стоимость активов, увеличивается балансовая стоимость акций.

Фонд социальной сферы, используется для покрытия вложений в социальную сферу.

Эти фонды используются для покрытия капитальных вложений.

Фонд потребления создается из отчислений от прибыли для оплаты различных социальных и культурных мероприятий.

Прочие резервы. Прочие резервы формируются тоже за счет прибыли, но апосредственно через включение этих отчислений в себестоимость.

Источниками собственных средств, которые использует предприятие для хозяйственной деятельности, являются прибыль и амортизационные отчисления. Прибыль – это конечный финансовый результата, который формируется в ходе производственно-хозяйственной деятельности. Видов прибыли очень много.

Денежное выражение износа, возвращаемое нам вместе с выручкой – амортизационные отчисления. Сдерживается в России за счет низких темпов инвестирования во внеоборотные активы, редко применяемым методам ускоренного списания амортизации. У нас слабо контролируется целевое использование амортизационных отчислений.

Заемные или внешние средства.

В РФ принято пользоваться заемными средствами очень осторожно, т.к. у нас высокий уровень стоимости этих заемных средств и экономика с высокой степенью риска.

За счет заемных средств в РФ по статистическим данным формируется лишь 15-20% инвестиционных фондов. Источниками заемных средств являются кредиты банков, факторинг, лизинг и кредиты частных лиц, коммерческие кредиты.

Банковские кредиты. Чаще всего банк предоставляет коммерческие либо потребительские кредиты, банковские, коммерческие, ростовщические и т.д. Кредит – это получение финансовых ресурсов на определенный срок на условиях платности и возвратности. При оформлении заключается кредитный договор, который определяет права и обязанности участников. Под банковским кредитом чаще всего понимается инвестиционный, под коммерческим – для оборотных активов.

Факторинг – это источник финансирования, который реализуется факторинговой фирмой и связан такой способ финансирования с отъемом прибыли.

Лизинг – это один из способов заемного финансирования, чаще всего инвестиционных процедур. Долгосрочная аренда с правом выкупа дорогостоящего оборудования.

Величина и структура собственных и заемных средств предприятия чрезвычайно важна при оценке его финансового положения. Можно сделать выводы о финансовой устойчивости, финансовой независимости, платежеспособности. Считаются коэффициенты финансовой независимости, она рассматривают структуру капитала с точки зрения независимости предприятия.

Коэффициент финансовой независимости определяется делением собственного капитала на весь капитал. Считается что, коэффициент независимости дожжен колебаться около 0,5.

Коэффициент финансирования определяется путем деления собственных на заемные средства. Если он больше 1, то предприятие способно погасить свои обязательства, если меньше 1, то у предприятия появляются проблемы с задолженностями.

Коэффициент финансовой устойчивости показывает долю средств, которые предприятие может использовать на долгосрочной основе во всем капитале. КФУ считает путем деления суммы собственных средств и долгосрочных кредитов и займов к всему капиталу предприятия. Если он около 0,6, то в этом случае мы можем говорить о стабильности финансового положения.

Доходы и расходы предприятия.

Под расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств и иного имущества или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала. Расходы делят на -расходы, связанные с извлечением прибыли, -не связанные с извлечением прибыли и -принудительные расходы. Связанные с извлечением прибыли делят на инвестиционные расходы (капитальные вложения в расширение производства, извлечение дохода на финансовых и фондовых рынках) и затраты на производство( связаны с товаром)

Расходы, не связанные с извлечением прибыли – это расходы на потребление, социальную поддержку, благотворительность, гуманитарные цели т.д.

Принудительные – расходы, связанные с выплатами налогов, связанные с социальным страхованием имущества и других объектов, расходы с возникновением экономических санкций.

По учетному принципу расходы делят на расходы по обычным видам деятельности (основные), расходы операционные, внереализационные и чрезвычайные. Они играют разную роль в учете.

Расходы по обычным видам деятельность – все расходы, связанные с изготовлением продукции, ее продажей, приобретением и продажей товаров , оказанием услуг, выполненным работам, управленческие и коммерческие расходы.

Операционные расходы связаны с арендой основных средств и нематериальных активов. Участием в уставном капитале других предприятий, продажей, списанием и выбытием активов, проценты, уплаченные за пользование заемными средствами, услуги кредитных организаций, комиссионные по факторингу, комиссионные банку по покупки валюты.

Внереализационные расходы – это штрафы, пени, неустойки, возмещение причиненных ущербов, убытки прошлых лет, дебиторские задолженности с истекшим сроком, курсовые разницы, уценка активов и прочее.

Чрезвычайные расходы связаны с чрезвычайными ситуациями и национализацией имущества.

На основе этой классификации в бух.учете составляется отчет о прибылях и убытках (форма 2).

Особое внимание нужно обратить на основные расходы. Это расходы первой группы, которые группируются по элементам затрат, а сами расходы оформляются в виде смет затрат на производство и реализацию продукции. Смета затрат содержит -затраты на материалы, -оплату труда, -социальные выплаты, -амортизационные отчисления, -прочие расходы, к которым относятся управленческие расходы. Это и есть элементы сметы затрат. Расходы можно классифицировать и по-другому.

По отношению к объему производства расходы делятся на постоянные и переменные.

1 – Fс – это затраты, независимые от объемов производства. Арендная плата, амортизация, коммунальные услуги, связь, зп администр, обслуж персонала. – «затраты на период»

2 – VC - зависят от объема выпуска продукции, «затраты на продукт». Сырьё, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, энергия, топливо, ремонт, технологические цели, ЗП.

Управление затратами является важнейшей управленческой задачей, а процесс управления затратами возможен только тогда, когда мы знаем где возникают эти затраты. В управлении чрезвычайно важно определить и классифицировать места возникновения затрат. Эта наука, которая называется контролинг.

Создаются калькуляции себестоимости.

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции затраты делятся на:

  1. Прямые

  2. Косвенные

Прямые затраты - это те затраты, которые можно сразу в процессе производства отнести на прямую на продукт (зарплата производственному персоналу, материалы и т.д.)

Косвенные затраты отнести на определенный продукт в момент возникновения затрат не возможно. В бух.учете их учитывают, а затем распределяют специальными методами.

Налоговый кодекс тоже определяет структуру затрат. К прямым относятся материалы, зарплата и формирование незавершенного производства, амортизация. Остальные – косвенные. Но при такой трактовке затрат, кодекс предлагает котловой метод формирования совокупных затрат на налоговый период, поэтому для управления затратами, при их планировании такой метод не может быть использован.

Затраты предприятия таким образом являются бух. понятием, т.к. они определяют в денежном выражении величину ресурсов, которые использованы для определенных целей, т.е. затраты всегда отражают количество и стоимость ресурсов и в обязательном порядке соотносятся с целями и периодом времени.

Важнейшим понятием в системе управления затратами является себестоимость продукции – это текущие затраты на изготовление продукции и ее реализацию. Именно процесс определения себестоимость называется калькулированием. Для составления калькуляций в структуре себестоимости выделяют статьи калькуляции. Статьи в разных отраслях производства могут быть разными.

Рассмотрим калькуляцию себестоимости в машиностроении:

  1. Сырье и основные мат-лы

  2. Возвратные отходы

  3. Полуфабрикаты и комплектующие

  4. Топливо и электроэнергия

  5. з/п основного производственного персонала

  6. социальные налоги с з/п осн. произв. персонала

  7. расходы на сод-е и эксплуатацию оборудования и ремонт инструмента

  8. цеховые расходы (на сод-е упр-ческого персонала цеха, ремонт цеха, амортизация цеха)

  9. общехозяйственные расходы (сод-е административно-упр. персонала, офисные, командировочные расходы) идр.

  10. расходы на подготовку и освоение новых видов продукции

  11. потери от брака

  12. коммерческие расходы (маркетинг, в т.ч. реклама, упаковка и тп)

Сумма (1-7) технологическая себ-сть1-8 цеховая себестоимость1-11 полная производственная себестоимость.1-12 полная коммерческая ст-сть

Лекция 6

В процессе управления предприятием расходы предприятия планируются. Планирование расходов реализуется через систему бюджетов всех уровней для всех участников хозяйственной деятельности и решается эта задача в рамках контроллинга и бюджетирования. Контроллинг – не только управление затратами, но и контроль деятельности мест возникновения затрат. Осн источник финансирования затрат - нераспр прибыль и заемные средства.

В основном планирование и управление затратами наиболее актуально для управления переменными затратами. Переменные затраты – затраты на изделия.Постоянные затраты в системе управления принимаются по фактическим отчетным данным. При планировании переменных затрат с учетом фактического уровня постоянных затрат, формируется плановая себестоимость. Плановая себестоимость создается на основе смет затрат и включает в себя все элементы затрат. Совокупность затрат по элементам в экономике называется валовыми затратами. Наибольшее влияние на величину валовых затрат оказывают затраты на з.п., затраты на амортизацию, затраты на материалы.

(Трудоемкость, материалоемкость, фондоемкость)

Доходы предприятия.

Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств или иного имущества, погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала.

Доходы делят на (по учетному принципу):

  1. Доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции, работы, товаров и услуг, которые объявлены как основные виды деятельности предприятия)

  2. Операционные доходы – это доходы, полученные в виде арендных платежей за временную передачу в аренду нематериальных активов и основных средств. Поступления, связанные с участием в уставном капитале других предприятий включая проценты по ценным бумагам. Прибыль, которую получаем по договорам простого товарищества. Доходы от продажи активов (ненужное оборудование, ненужные мат ценности) Доходы, которые будут получены как проценты за использование денежных средств редприятием.

  3. Внереализационные доходы – безвозмездно полученные активы, все штрафа, пени и неустойки, которые платят нам, поступления, которые пришли как погашения убытков, суммы, полученные с истекших депонентов, суммы дебиторских задолженностей с просроченным сроком, доходы, связанные с дооценкой активов. Депонент-процедура резервирования невостребованной зарплаты.

  4. Чрезвычайные доходы – это страховые возмещения и остатки после списания убытков.

В зависимости от направлений деятельности предприятия делят на:

  1. От обычных видов деятельности (выручка)

  2. От инвестиционной деятельности (финансовый результат от продажи ценных бумаг и т.д.)

  3. От финансовой деятельности (финансовый результат от размещения акций, облигаций и других видов ценных бумаг)

Основным доходом из всех перечисленных является выручка предприятия. Выручка, как полученный доход, имеет всегда временной параметр. Два варианта учета выручки: метод начисления (факт регистрации выручки, как только отгрузили продукцию), кассовый метод.

В экономике на любом предприятии реализуется процесс планирования поступления доходов и использования выручки. Используют два метода: метод прямого счета и расчетный метод.

При первом методе издержки не планируются, выручка планируется, как объем продаж на цену, без учета НДС и т.д. – ориентировочный план.

При реализации расчетного метода учитывается остатки гп на складах, отгруженные товары на начало и конец отчетного периода. Расчет осуществляется в ценах продаж, используются плановые цены продаж, которые определяются как средние цены продаж на начало и конец периода. А выручка считается как выручка от реализации продукции плюс выручка от отгруженных товаров минус возможная выручка от продажи товара на складе. Реальная выручка формируется после того, как определена полная себестоимость продаж.

Выручка, поступившая на предприятие, распределяется по разным направлениям. Прежде всего она используется для возмещения средств потребления, кроме того за счет выручки восстанавливается потребленная часть стоимости средств производства и если выручка покрыла все потребленные затраты, то она превращается в прибыль.

Различают несколько видов выручки или доходов предприятия:

  1. Валовой доход. Он представляет собой разницу между валовой выручкой и затратами на производство. Валовая выручка - это все полученные средства в доход предприятия.

  2. Выручка от продаж. Доход от основного вида деятельности, получено от продаж

  3. Валовая прибыль – это часть валового дохода, которая остается у предприятия после погашения всех обязательств.