2.4 Стратегии управления рисками и обеспечения финансовой устойчивости фирмы
Любая финансовая деятельность всегда связана с определенным риском, возможностью непредвиденной потери денежных средств.
Причинами риска являются: неопределенность ситуации, возникающая из-за множества случайностей; неполнота информации о ней, а также психологические особенности личности предпринимателей и менеджеров.
Специфической разновидностью риска является финансовый, который может иметь как внутренние, так и внешние источники.
По степени опасности (размерам последствий) для фирмы выделяют разумный финансовый риск, предполагающий возможность возникновения текущих убытков, например частичной или полной потери прибыли; нежелательный риск (угроза полной потери выручки); недопустимый риск (банкротство).
С точки зрения целесообразности можно говорить об оправданном и неоправданном рисках, границы между которыми в различных сферах финансовой деятельности фирмы неодинаковы.
По причинам возникновения выделяют следующие виды финансовых рисков:
Валютный риск (связан с влиянием колебаний валютного курса на положение экспортеров и импортеров). Основной разновидностью является экономический риск, обусловленный тем, что расходы и доходы имеют место в разных валютах. При прямом экономическом риске возникает угроза прибыльности операций по заключенным контрактам, рассчитываться по которым приходится в невыгодных условиях.
Инвестиционный риск — это риск ошибочного вложения средств, падения курса ценных бумаг компании и вследствие этого обесценения либо полной потери инвестируемого капитала и ожидаемого дохода, невозможности реализовать имеющиеся активы (по причине их неликвидности).
Кредитные риски (возникают из-за невыполнения обязательств, недобросовестности). Разновидностями кредитных рисков являются торговый (неуплаты долга по коммерческому кредиту) и банковский (неплатежеспособности банка).
Процентные риски (изменения абсолютного и относительного уровня ставки процента; ее непредсказуемых колебаний вследствие неблагоприятной обшей конъюнктуры, изменения центральным банком ставки рефинансирования). На процентный риск влияют темпы экономического роста, инфляция, государственный долг, политика правительства.
Главная цель стратегического управления риском состоит в обеспечении в худшем случае бесприбыльности работы фирмы. Это достигается на основе балансировки возможной величины риска и потенциальной выгоды с помощью сопоставления положительных и отрицательных финансовых последствий принимаемых стратегических решений.
Можно говорить о следующих стратегических подходах к предотвращению или снижению финансовых рисков.
Неучастие в рискованных видах деятельности. Но иногда это невыгодно, может вызвать другие риски, а подчас и невозможно. Поэтому финансовый риск приходится брать на себя. В противном случае фирма будет неизбежно отставать в своем развитии и в конце концов обанкротится.
Рационализация финансовой деятельности, например, на основе тщательного изучения партнера, финансового положения и пр.
3. Компенсация рисков. Для этого создается страховой резерв в размере усредненной величины потерь за три года (с поправкой на инфляцию):
стоимостной, предназначенный для платежей по долгам, в случае потери активов при форс-мажорных обстоятельствах и пр.;
для выплаты обязательных платежей, например налогов;
прибыли, предназначенный для накопления финансовых ресурсов на расширение масштабов деятельности.
Поскольку такие средства могут находиться лишь на депозитах, приносящих мизерный доход, эта стратегия малоэффективна.
4. Разделение (сегрегация) финансовых рисков. Для этого осуществляется физическое или юридическое разделение активов, например диверсификация инвестиций и формирование их сбалансированного портфеля (использование 12 адресов при инвестировании; 8-12 видов ценных бумаг; 2-4 поставщиков; разделение груза минимум на две партии; хранение ценностей в разных местах).
5. Передача (трансферт)рисков. Он осуществляется с помощью условий, заложенных в договоры; биржевых сделок (опцион, фьючерс), страхования в соответствующих организациях, которое возможно там, где выделяется статистическая закономерность возникновения рисков.
Страхование оказывает благоприятное воздействие на предпринимательскую деятельность, ибо страхователь получает уверенность, что при наступлении ущерба получит необходимую компенсацию. Это позволяет ему более активно действовать и развивать свой бизнес.
Рассмотрим основные направления страхования финансовых рисков, о которых необходимо иметь представление менеджеру при выработке финансовой стратегии.
Страхование на случай потери прибыли или возникновения убытков вследствие Постановки производственного процесса, связанных со стихийными бедствиями, авариями и другими аналогичными ситуациями.
Страхование кредитных рисков, связанных с невозвращением кредита. Оно осуществляется как кредитором, так и заемщиком (последним на случай невозможности своевременно расплатиться по долгам).
Специфическим способом страхования цены и финансовых активов (валюты, ценных бумаг) от риска нежелательного падения (для производителя и продавца) или нежелательного повышения (для потребителя, покупателя) является биржевая операция, называемая хеджированием.
Лицо, осуществляющее ее, имеет возможность избежать экономических потерь, а при благоприятном стечении обстоятельств рассчитывать даже на определенную прибыль. Идея хеджирования основывается на том, что люди, обладая разными знаниями, опытом, информацией о положении дел, наконец, чутьем, интуицией, темпераментом и т. п., по-разному оценивают ситуацию и перспективы ее развития. Поэтому они неодинаково подходят к определению будущей цены финансового или валютного актива. Орудием хеджирования являются фьючерсная и опционная сделки.
Фьючерсная сделка предполагает, что одна сторона обязуется в установленный срок поставить определенное количество активов по установленной цене, а другая — принять и оплатить их.
Гарантией этого служит внесение залога (депозита), который при осуществлении сделки возвращается. Такая сделка не может быть расторгнута, и, чтобы ее аннулировать, нужно заключить встречную.Различается хеджирование продажей и хеджирование покупкой.
Хеджирование продажей (короткое) осуществляется в целях страхования от снижения цены в будущем.
Для покупателя в любом случае переплата из-за роста цены при приобретении товара на наличном рынке будет перекрыта равновеликим выигрышем от продажи контракта на фьючерсной бирже.
Страховать реальные сделки можно также путем покупки опциона. Последний представляет собой контракт, по условиям которого продавец за определенную не-возвращаемую плату, называемую премией, предоставляет покупателю право совершить в оговоренные сроки с определенной ценой исполнения сделку или отказаться от нее. Возможность рисковать только премией делает опцион похожим на страховой полис.
Все это обеспечивает фирме стратегическую финансовую устойчивость, позволяющую ей свободно маневрировать денежными средствами, своевременно осуществлять платежи и расширение производства. В то же время такая устойчивость должна быть оптимальной, так как избыток финансовых ресурсов означает омертвление средств, а недостаток препятствует развитию.
- 1.1 Понятие финансовой стратегии
- 1.2 Методы финансовой стратегии.
- 2 Виды финансовых стратегий
- 2.1 Стратегия привлечения финансовых ресурсов
- 2.2 Стратегия финансового инвестирования.
- 2.3 Стратегический подход к управлению текущими финансовыми операциями
- 2.4 Стратегии управления рисками и обеспечения финансовой устойчивости фирмы
- 3. Пример формирования финансовой стратегии на основе нефтяной компании «луКойл»