3. Пример формирования финансовой стратегии на основе нефтяной компании «луКойл»
Фирма создана в 1991 г. «на обломках» рухнувшей административно-командной системы управления народным хозяйством. Вместе с ней была ликвидирована централизованная интегрированная схема управления нефтегазовым комплексом.
Хотя отдельные звенья технологической цепочки подчинялись отдельным ведомствам (Миннефть, Миннефтехимпром, Комитет по нефтепродуктам, Миннефтегазстрой), все нити управления нефтегазовым комплексом сходились в Госплан СССР, где разрабатывались плановые балансы добычи, переработки и распределения нефти и нефтепродуктов по установленным сверху ценам. Распад СССР и разрушение интегрированной схемы управления нефтегазовым комплексом болезненно сказались на его развитии. Резко снизились объемы добычи и переработки нефти, нарушились сложившиеся десятилетиями производственно-хозяйственные и транспортные связи.
Необходимость перестройки многопродуктовых отраслей добычи, переработки и сбыта в интегрированную отрасль, охватывающую весь спектр продукции комплекса («от скважины до бензоколонки») стала особенно острой. Только такая перестройка создавала условия для рационального использования невозобновляемых ресурсов. В соответствии с этой концепцией в начале 90-х годов в ходе приватизации и акционирования были образованы самостоятельно функционирующие вертикально интегрированные нефтяные компании. Одним из первых предприятий такого типа была компания «ЛУКойл».
В настоящее время в состав ОАО «ЛУКойл» входят 7 нефтедобывающих объединений, два НПЗ, 8 крупных региональных сбытовых предприятия. Филиалы, совместные и дочерние предприятия компании работают более чем в 30 регионах России и 16 иностранных государствах. Сегодня «ЛУКойл» контролирует почти пятую часть нефтяного рынка России, имеет широкое представительство на рынках в государствах СНГ и странах Балтии.
Спектр деятельности фирмы очень широк. Это геологоразведка и подготовка запасов, добыча нефти, её транспортировка на отечественные НПЗ, переработка нефти и производство нефтепродуктов, поставки нефти и нефтепродуктов российским потребителям и на экспорт.
Кроме основной производственной и финансово-хозяйственной деятельности в перечисленных выше областях, «ЛУКойл» осуществляет формирование рациональной с ее точки зрения рыночной инфраструктуры путем включения в состав компании в качестве дочерних предприятий акционерных банков, торговых домов, специализированных машиностроительных предприятий, геологоразведочных организаций, научно-исследовательских центров, финансово-инвестиционных компаний, акционерных страховых обществ.
Масштабы деятельности фирмы на российском нефтяном рынке представлены в табл. 7.2.1.
Таблица 7.2.1. Место ОАО «ЛУКойл» в российском нефтяном бизнесе (по данным 1997 г.)
Характеристика | Россия, млн.т | «ЛУКойл» | |
млн.т | % | ||
Суммарная добыча нефти | 305,3 | 62,0 | 20,3 |
Экспорт нефти | 126,5 | 27,3 | 21,6 |
Переработка нефти | 177,6 | 22,1 | 12,4 |
Производство нефтепродуктов (автобензин, дизельное и реактивное топливо, мазут) | 145,6 | 15,4 | 10,6 |
Поставки нефтепродуктов: |
|
|
|
на внутренний рынок | 62,0 | 15,6 | 25,2 |
на экспорт | 46,9 | 5,4 | 11,5 |
Компания «ЛУКойл» – это фирма, имеющая приоритеты в самых различных сферах нефтяного бизнеса. Компания первой из российских нефтяных компаний стабилизировала уровни добычи и переработки нефти, а в 1996-1997 гг. добилась более благоприятных финансово-экономических результатов, чем в предыдущие годы. Чистая выручка за три года выросла в 4,4 раза, чистый доход – в 2,4 раза. В целом за 1997 г. компания обеспечила полное погашение текущих начислений налогов и внебюджетных платежей, обеспечив выплату в бюджет страны 23-24 трлн. руб.
Среди достижений компании за этот период – начало реструктуризации портфеля запасов за счет повышения доли высокопродуктивных месторождений, в том числе и за пределами России; сокращение числа бездействующих скважин; строительство современной технологической установки по глубокой переработке нефти; расширение сети автозаправочных станций и других объектов сбыта нефтепродуктов в России, государствах СНГ и других приграничных странах.
Одной из первых в России фирма прошла международный аудит. Независимая инжиниринговая компания «Miller and Lents» (США) на конец 1996 г. по международным стандартам выполнила оценку запасов, контролируемых компанией в России. По доказанным запасам нефти «ЛУКойл» занимает первое место в мире среди негосударственных нефтяных компаний, что свидетельствует о ее огромном потенциале.
По объемам добываемой нефти ОАО «ЛУКойл» входит в первые 15 крупнейших нефтегазовых компаний мира, а по суммарным активам занимает 26-е место. Таким образом, фирма является не только лидером нефтяного рынка России, но и входит в список крупнейших нефтегазовых компаний мира.
Компания участвует в крупных международных проектах как ближнего, так и дальнего зарубежья. К их числу относятся:
· проект консорциума по строительству нефтепровода для экспорта нефти месторождения Тенгиз в Казахстане через Новороссийский нефтяной терминал (имеет 12,5% в проекте, а также долю в совместном предприятии «Тенгизшевронойл»);
· проекты освоения шельфа Каспийского моря в Азербайджане (в частности 10% в проекте по разработке и освоению месторождений Азери, Чираг, Гюнешли, 50% в проекте по разработке и освоению месторождения Карабах, около 30% – месторождения Шах-Дениз);
· проект по переработке нефти в г. Плоешти, в Румынии (приобретены акции нефтеперерабатывающего завода для поставок нефти и производства продукции, направляемой в страны Центральной и Западной Европы).
Намечается участие фирмы в проведении геофизических и геологоразведочных работ на территории Туркмении и Узбекистана, а также в разработке крупнейшего месторождения Западная Курна в Ираке (на условиях раздела продукции).
Компания «ЛУКойл» является практически полностью акционированной. Государственная доля в акционированном капитале компании незначительна.
Акционеры компании и ее дочерних предприятий в апреле 1996 г. перешли на единую акцию, что способствовало дальнейшей вертикальной интеграции. В настоящее время бюджет компании составляется в виде сводного (консолидированного) баланса расходов и доходов и бюджетов дочерних обществ.
В сентябре 1996 г. осуществлен проект размещения конвертируемых облигаций (вторичная эмиссия) на сумму 400 млн. долл., причем часть из этой суммы пошла на модернизацию НПЗ в Перми и Волгограде.
В числе первых российских компаний «ЛУКойл» в декабре 1996 г. зарегистрировал программу выпуска американских депозитарных расписок (АДР) «первого уровня», что сделало его акции доступными всем иностранным инвесторам. К середине апреля 1997 г. объем выпуска АДР превысил 14% акционерного капитала компании. Эта программа осуществлена на базе международного аудита и оценки запасов компании по наиболее жесткой системе оценок (американской). Тем самым были выполнены необходимые условия для продвижения акций «ЛУКойла» на мировые фондовые рынки.
Среди недостатков в деятельности фирмы следует назвать неплатежи потребителей; присутствие в расчетах суррогатов денег, что создает у компании собственные трудности в расчетах с поставщиками, государственными органами; высокие издержки добычи на ряде месторождений, особенно северных; несбалансированность между добычей и переработкой нефти; недостаточно высокий технический уровень переработки нефти (хотя по глубине переработки Пермский НПЗ с его показателем в 1996 г. 68,5% и Волгоградский НПЗ с его показателем 76,5% выше среднероссийских – 63,5%, но существенно ниже американского и западноевропейского уровня – соответственно 90 и 80%); недостаточное проникновение в сельские районы страны; высокая численность; громоздкая система управления.
Немаловажным обстоятельством, затрудняющим деятельность компании в сфере ценообразования, является структура цены. Из общих затрат и платежей на добычу, переработку нефти и сбыт нефтепродуктов, формирующих цену на конечную продукцию компании, лишь 38% приходится на собственные затраты компании, остальные – это налоги (44%) и затраты на транспортировку нефти и нефтепродуктов (18%). Последнее обстоятельство указывает на необходимость смягчения налогового бремени и снижения транспортных тарифов.
Поскольку повышение цен на нефтепродукты (практика, к которой прибегают нефтяные компании) приводит, как правило, к увеличению неплатежей, сокращению спроса и затовариванию на складах НПЗ и нефтебаз, «ЛУКойл» старается проводить гибкую политику ценообразования, используя в ряде случаев замораживание цен, а также предоставление товарных кредитов сельхозпроизводителям, силовым министерствам, северным территориям на условиях налоговых освобождений на сумму поставленных нефтепродуктов;
Стратегическими направлениями деятельности компании определены:
· приоритетное развитие нефтяного (добывающего) сектора с постепенной реструктуризацией «нефтяного портфеля» за счет увеличения доли высокопродуктивных запасов нефти на новых месторождениях с более низкими производственными и транспортными издержками (в том числе на месторождениях вне России). Одновременно в сложившихся районах намечается использование современных методов интенсификации добычи нефти;
· оптимизация межсекторных пропорций с достижением более рационального соотношения разведки и добычи нефти, производства и сбыта нефтепродуктов. Главным в структурных изменениях является стремление при сохранении приоритета «нефтяного крыла» увеличить мощности нефтепереработки и сети хранения и продаж нефтепродуктов;
· диверсификация нефтяного бизнеса с развитием секторов нефтехимии, газа, транспортировки, инжиниринга для лучшего использования сырья и роста доходности;
· глобализация и интернационализация деятельности компании с увеличением доли на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, а также на международных фондовых рынках;
· совершенствование качества управления на основе программы комплексной реорганизации организационно-управляющих структур с конечной целью достижения «ЛУКойл»ом уровня мирового класса.
Определение стратегических направлений деятельности потребовало соответствующей инвестиционной и финансовой составляющих, обеспечивающих реализацию товарно-рыночной стратегии. Для вертикально интегрированной компании, какой является «ЛУКойл» важно выработать рациональную структуру финансирования инвестиционных проектов в основных сферах деятельности (разведка, добыча, переработка, сбыт, операции на фондовом рынке). Поскольку «ЛУКойлу» удалось осуществить консолидацию финансовых потоков и концентрацию средств, компания осуществляла наращивание своего потенциала за счет амортизационных отчислений, отвлечения оборотных средств, использования средств фонда воспроизводства материально-сырьевой базы, собственной прибыли и привлекаемого кредита. В настоящее время уменьшается доля средств, отвлекаемых из оборотных фондов, но возрастает удельный вес других источников, в частности, инвестиций за счет выпуска облигаций и размещения американских депозитарных расписок.
Основная доля инвестиций в последние годы направлялась в сектор нефтедобычи, что соответствовало стратегической линии компании на укрепление и расширение сырьевой базы, рост добычи.
Направлениями инвестиционной политики компании «ЛУКойл» являются:
· оптимизация соотношения собственных и заемных средств;
· формирование портфеля инвестируемых проектов, в котором сочетаются высокорисковые и сверхдоходные инвестиции с надежными, но обеспечивающими средний уровень рентабельности. Конкретно для компании это означает сочетание проектов с относительно более быстрыми сроками окупаемости в сфере нефтепереработки, нефтехимии и, особенно, сбыта продукции с долгосрочными инвестициями в разведку и освоение новых месторождений и поддержание добычи на действующих месторождениях;
· проведение активной амортизационной политики, стимулирующей технологическое обновление производства;
· приобретение акций предприятий нефтегазового комплекса, обеспечивающих стратегическое усиление компании за счет эффекта синергии.
Инвестиционная программа компании «ЛУКойл» на ближайшее время, как и раньше, на 80% состоит из средств, направляемых на развитие добычи нефти. В этой части программы – средства на сокращение числа бездействующих скважин на освоенных месторождениях, разведка, освоение новых месторождений в Западной Сибири и других нефтегазоносных регионах страны. Инвестиции в зарубежные проекты (азербайджанские, казахстанские), а также в сооружение каспийского трубопровода предполагается финансировать за счет зарубежных партнеров, в т.ч. за счет стратегического инвестора «ЛУКойла»- американской компании «Атлантик Ричфилд» (АРКО). Вторым крупным направлением инвестиций будут вложения в модернизацию Пермского НПЗ, третьим – расширение сбытовой сети, в частности, сооружение нескольких десятков автозаправочных станций на территории России, в республиках СНГ, странах Балтии, Турции.
К сожалению, в инвестиционной программе компании «ЛУКойл» не уделяется достаточно внимания таким направлениям диверсификационной деятельности, как углубление переработки углеводородного сырья (попутного нефтяного газа, сжиженного газа, фракций переработки нефти и др.) с целью получения нефтехимической продукции. Практика работы транснациональных и крупнейших национальных нефтегазовых компаний показала, что выручка от реализации нефтехимических товаров занимает существенную долю в суммарной выручке компании и что в период падения цен на нефть и нефтепродукты именно «нефтехимическое крыло» позволяло компаниям удерживать основные финансовые показатели на приемлемом уровне.
Компания «ЛУКойл» пока самостоятельно решает проблему поиска инвестиционных ресурсов, поскольку отечественная банковская структура не ориентирована на реальный сектор экономики, а государственное финансирование сведено практически до нуля. В этой связи наряду с указанными выше источниками компания прибегает к продаже своих акций, выкупанию акций у держателей, приобретению акций других предприятий, различным альянсам и стратегическим союзам. Такого рода деятельность является дополнением к инвестированию в новое строительство и модернизацию.
При выборе проектов компания исходит из совокупности показателей рентабельности и риска. Обычно используются стандартные процедуры оценки эффективности проекта, которые дополняются экспертными оценками экологической приемлемости и улучшения социальных индикаторов. Наибольшую сложность представляет собой определение портфеля инвестиционных проектов. Сложность возникает из-за взаимного влияния проектов и каждого из проектов по отношению к накопленному капиталу. Для повышения уровня обоснованности разрабатываемых инвестиционных программ компания создает специализированное управление инвестиционными проектами.
По мере развития рыночных отношений в нефтегазовом комплексе все большее значение приобретают операции по покупке активов с целью поглощения и слияния. Такой метод структурного роста рассматривается в компании в качестве альтернативы инвестированию в новое строительство и модернизацию действующего производства. Учитывая тот факт, что процесс приватизации нефтегазового комплекса еще продолжается, компания «ЛУКойл» в качестве стратегической задачи приняла решение участвовать в конкурсе по продаже акций нефтяных компаний, еще находящихся в государственной собственности (компании «Роснефть», «Славнефть» и др.). Особую привлекательность представляет собой компания «Роснефть», контролирующая значительные запасы нефти и имеющая долю в перспективном международном проекте «Сахалин». Однако за акции «Роснефти» между нефтяными компаниями предстоит борьба. Чтобы победить, компании образуют альянсы и стратегические союзы: «Газпром» плюс «Ройял Датч Шелл» (крупнейшая в мире англо-голландская нефтяная компания); «Сиданко» (контролируемая ОНЭКСИМбанком) и «Бритиш петролеум»; «Юкос» и «Сибнефть» образовали суперхолдинг «ЮКСИ». Не стоит в стороне «ЛУКойл», который образовал стратегический союз с РАО «Газпром» и нефтяной компанией «ОНАКО».
Таким образом, в описываемый период компания успешно реализовала финансово-инвестиционную стратегию типа «Консорциум», предусматривающую консолидацию инвестиционных ресурсов на базе интеграции отечественных предприятий, расположенных вдоль технологической цепочки «сырье – конечный продукт». В качестве источников финансирования использованы собственные средства, вторичная эмиссия акций, привлеченные средства интегрированных предприятий. Кредиты пренебрежимо малы. В последнее время намечается трансформация финансово-инвестиционной стратегии в направлении привлечения иностранного капитала путем выхода на мировые фондовые рынки (размещение ценных бумаг типа АДР). Компания имеет иностранного стратегического инвестора. Реализует пакет инвестиционных проектов, нацеленных главным образом на ресурсно-рыночные стратегические решения.
Для анализа финансовых результатов деятельности корпорации были взяты данные из консолидированной отчетности, составленной по стандартам US GAAP. Несмотря на то что данная отчетность вряд ли позволит дать полное представление о деятельности отдельных подразделений, но о результатах всей группы она дает.
На протяжении всего рассматриваемого периода компания демонстрирует стабильные и высокие показатели. Правда, стоит отметить, что в 2001 г. про изошло замедление роста выручки корпорации и одновременное падение показателей прибыли. Данное падение было обусловлено такими факторами, как неблагоприятная конъюнктура на международных рынках нефти, повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, рост капитальных вложений самой компании. Негативная тенденция была переломлена в результате:
устойчивого роста цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках, наблюдавшегося в последние годы;
увеличения добычи нефти при одновременном сохранении общей совокупной себестоимости добычи, что является подтверждением успешной реализации объявленной программы реструктуризации бизнеса и повышения эффективности деятельности.
Необходимо отметить, что улучшение финансовых результатов произошло несмотря на постоянный рост взимаемых с корпорации налогов и постоянное наращивание инвестиционной деятельности.
Необходимо заметить, что увеличение выручки, чистой прибыли, прибыли до налогообложения и EBfTDA происходило опережающими темпами по сравнению с ростом стоимости активов. Это свидетельствует о повышении эффективности деятельности компании, что подтверждает рост основных показателей рентабельности, ускорение оборачиваемости и увеличение отдачи капитала компании за последний год. По прогнозам аналитиков ИК «Проспект», по итогам 2004 г. выручка и чистая прибыль компании продолжат увеличиваться и достигнут 26580 млн. и 4260 млн. долл. соответственно.
Большой интерес также представляет структура выручки ЛУКОЙЛа. Во-первых, больше половины всей выручки корпорации приходится на реализацию нефтепродуктов, и эта доля растет, что свидетельствует о более эффективном использовании ресурсов. Схожую динамику демонстрируют и капитальные вложения компании. В целом только достижение этих показателей до западных стандартов позволит признать стратегию ЛУКОЙЛа в этом направлении эффективной. Во-вторых, налицо увеличение доли экспортной выручки (в денежном и в натуральном выражении) как по сырой нефти, так и по нефтепродуктам. Это ведет к росту зависимости ЛУКОЙЛа от западных рынков.
Хорошие финансовые результаты ЛУКОЙЛа позволяют ему пользоваться доверием инвесторов, акционеров и кредиторов. Подтверждением тому высокие кредитные рейтинги, присвоенные ЛУКОЙЛу международными рейтинговыми агентствами.
Нетрудно заметить, что на протяжении всего рассматриваемого периода, за исключением известных событий 1998 г., наблюдался стабильный рост котировок, что свидетельствует о высоком доверии к ЛУКОЙЛу со стороны фондового рынка. В свою очередь ЛУКОЙЛ регулярно выплачивает дивиденды, так за 2003 г. выплаты составили 24 руб. за 1 акцию, что означает доходность (рассчитанная как величина дивиденда к рыночной стоимости на дату объявления дивиденда) в 2,8%.
Акции ЛУКОЙЛа торгуются не только на РТС и ММВБ, но и на Лондонской и Франкфуртской фондовых биржах и внебиржевом рынке США. Причем по объему торгов ценные бумаги компании занимают 1-е место среди эмитентов из Восточной Европы.
По мнению аналитиков ИК «ОЛМА», акции ЛУКОЙЛа недооценены рынком. По их мнению, справедливая цена акций компании составляет 36,7 долл. Свою оценку они провели на основе метода дисконтирования денежных потоков (денежный потоки были спрогнозированы на 10 лет). В модели были учтены стратегические планы ЛУКОЙЛа по расширению и реструктуризации бизнеса, рост добычи нефти, повышение загруженности нефтеперерабатывающих мощностей и увеличение дивидендных выплат. В то же время аналитики предположили, что ЛУКОЙЛу не удастся добиться снижения издержек, и заложили укрепление рубля и снижение мировых цен на нефть марки Urals до 20,5 долл. к 2006 г. Также в оценке не учитывался газовый бизнес ЛУКОЙЛа. Таким образом, прогноз является умеренным и в случае изменения ситуации может быть пересмотрен. Период становления и бурного роста российской экономики не завершен и ближайшие годы принесут массу перемен.
Заключение
В связи со сказанным выше отмечаем, что разработку финансовой стратегии можно свести к решениям о структуре, цене капитала и о дивидендной политике. Эффективная финансовая стратегия повышает стоимость для акционеров. Оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов позволяет минимизировать общую стоимость капитала, одновременно позволяя компании обеспечить себя финансами по разумной цене и сохранить финансовую устойчивость.
Делая вывод, можно сказать, что финансовая стратегия - это важная составляющая управления деятельностью предприятия, она обладает определенной самостоятельностью по отношению к общей стратегии фирмы, но ее цели и функции направлены на реализацию общей стратегии, на достижение главных целей в деятельности предприятия.
Финансовая стратегия должна обеспечивать достижение предприятием стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости. Для сохранения финансовой устойчивости важно найти «золотую середину», т.е. выбрать такую модель роста, которая обеспечивала бы предприятию возможность развития и одновременно позволяла избегать банкротства. Темпы роста предприятия, которые ориентированы на «золотую» середину, считаются устойчивыми. Но необходимо заметить, что эти темпы роста лимитируются темпами увеличения его собственных средств, которые также зависят от многих факторов
Финансовые стратегии определяют относительную способность организации эффективно взаимодействовать с окружающей средой и преследовать свои собственные цели. Тем самым можно сделать вывод, что с управлением и перераспределением финансов как с основной проблемой сталкиваются все организации.
Одной из главных особенностей нашего времени, безусловно, является постоянный рост темпов оборачиваемости финансовых активов. Сам процесс управления часто рассматривают как процесс преобразования финансов и увеличения их первоначальной массы. В теории математически доказано, что существует некий минимальный риск, без которого увеличение финансовой массы невозможно. Причем чем быстрее необходимо увеличить финансовую массу, тем выше степень риска. Применительно к предприятию это означает, что чем более изменчива экономическая среда, чем сложнее внутреннее устройство самого предприятия – тем с большим риском сопряжено управление финансовыми активами. Поэтому управлять, не испытывая постоянного риска, сегодня невозможно.
Таким образом, проблема обеспечения высокодоходного вложения денежных средств организации и создание сбалансированного инвестиционного портфеля актуальна применительно к современным организациям. И чем больше внимания руководителей будет уделяться этому вопросу, тем эффективнее и прибыльнее будет функционировать организация.
Надеемся, что представленный в курсовой работе материал полезен, важен и интересен для тех, кто занимается исследованием проблем финансовых стратегий на современном этапе.
Список использованной литературы
Веснин В.В. Стратегическое управление: учебное пособие. – М.: Проспект, 2004. – 328с.
ЛюбановаТ.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии. – М.: ПРИОР, 2001. – 272с.
Родионов В.М., Федотова М.П. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. – М.: Песпектива, 1995. - 100с.
Старовойтов М.К., Фомин П.А. Промышленный инструментарий организации управления промышленным предприятием: Монография. – М.: Высшая школа, 2002.
Терехин В.К. Финансовое управление фирмой. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.
Финансовая стратегия компании: Научное издание. – М.: Российская экономическая академия, 1998. – 156с.
Хасси Д., пер. с англ. Еремеева Т. Стратегия и планирование. Путеводитель менеджера. – СПб.: Питер, 2001. – 384с.
Якупов Н.м. Стратегия управления стоимостью предприятия. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2003. – 226с.
Грееова З.Н., Кочурова Л.Н. Финансовые стратегии предприятия // Бухгалтерский учет. – 2001. - №7 (63-71).
Дашевский С. «ЛУКойл». Пример эффективного управления активами // Финансист. – 2001. - №9 (с.18-20).
Илышева Н.Н., Крылов С.И. Финансовые стратегии: понятие, содержание, анализ // Финансы и кредит. – 2004. - №17 (с.8-17).
Капустин С.Н. «ЛУКойл»: десять лет лидерства // Экономика и жизнь. – 2001. – №8 (с.6-9).
Кафиев Ю. Комментарии к финансовой отчетности НК «ЛУКойл» // Рынок ценных бумаг. – 2004. - №18 (с.35).
Мартынцин А.К Анализ состояния развития ОАО «ЛУКойл» // Аудит и финансовый анализ. – 2004. - №1 (с.50-56).
Сырбу А.Н., Немировская Е.А. Категории финансовых стратегий с позиции управления деятельностью предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2004. - №11 (с.54-56).
Устинов Е. Группа «ЛУКойл» в фокусе // Рынок ценных бумаг. – 2004. - №18 (с.26-30).
Федосеев В.Н. «ЛУКойл» в прицеле аналитиков // Рынок ценных бумаг. – 2002. - №17 (с.41-46).
- 1.1 Понятие финансовой стратегии
- 1.2 Методы финансовой стратегии.
- 2 Виды финансовых стратегий
- 2.1 Стратегия привлечения финансовых ресурсов
- 2.2 Стратегия финансового инвестирования.
- 2.3 Стратегический подход к управлению текущими финансовыми операциями
- 2.4 Стратегии управления рисками и обеспечения финансовой устойчивости фирмы
- 3. Пример формирования финансовой стратегии на основе нефтяной компании «луКойл»