logo
lektsia_po_ITvPD[1]

Виды классификаций

Рассмотрим наиболее употребительные виды классификаций.

На рис. представлена классификация документов по характеру информационных связей предприятия.

Документы


Внешние

Внутренние


Классификация документов по характеру связей

К внешним документам относятся нормативные документы вышестоящих организаций.

Эти документы исходят от фискальных органов (налоговой службы), природоохранительных органов, органов социальной защиты и многих других.

Внешними считаются также документы, поступающие из других организаций или предназначенные для других организаций.

Внутренними документами можно назвать такие, которые создаются и имеют хождение только внутри предприятия или учреждения.

Для организации эффективного управления, независимо от вида предприятия, необходимы организационно-распорядительные документы.

Такие документы часто называют общим термином – управленческие документы.

Рассмотрим подробнее виды управленческих документов.

К организационным документам предприятия можно отнести устав предприятия, описание его структуры, штатное расписание, правила внутреннего распорядка и должностные инструкции сотрудников.

К распорядительным документам относятся приказы, распоряжение и решения по основной деятельности. Эти документы оформляются однотипно, меняется только название вида документа (приказ, распоряжение, решение) и управляющие слова («Приказываю»; «Обязываю»; «Решил»).

К документам по личному составу относятся документы, устанавливающие отношение между гражданином и предприятием. Это приказы по личному составу (о приеме, увольнении, переводе на другую должность и т.п.), трудовые книжки, индивидуальные контракты (договоры) с сотрудниками, их личные дела и лицевые счета по заработной плате.

К информационно-справочным документам относятся письма, факсы, докладные записи, телефонограммы и др.

Классификация управленческих документов по функциональному назначению представлена на рис.

Классификация управленческих документов

Документы, имеющие хождение на предприятии, можно классифицировать по направленности документопотока.

Документы


Документопотоки предприятия

Входящими называются документы, которые поступили на предприятие от других организаций. Исходящие документы – это документы, которые предприятие (организация) отправляет другим предприятиям.

Внутренние документы имеют хождение внутри предприятия и содержат информацию, позволяющую решать внутрипроизводственные задачи.

Среди делопроизводителей распространена классификация документов по содержанию. Она представлена на рис.

Классификация документов по содержанию

Использование компьютера для оформления, хранения и передачи документов привело к появлению термина электронный документ, то есть документ, выполненный при помощи прикладной программы и хранящийся на магнитном носителе.

Электронный документ, по сравнению с «твердой копией» (так иногда называют бумажный документ), обладает рядом преимуществ:

  1. простота внесения изменений;

  2. использование заранее заготовленных форм документов не только с указанными в них основными реквизитами, но и с напечатанными стандартными фразами в соответствии с видом документа;

  3. экономия затрат при считывании информации, содержащейся в документе, непосредственно с экрана монитора, без распечатки на бумаге;

  4. оперативность(от нескольких минут до нескольких часов) при передаче в другое учреждение по электронной почте;

  5. возможность передачи документа по электронной почте любому количеству адресатов

  6. возможность архивации документов и защиты их от несанкционированного доступа.

До недавнего времени нормативные документы, изданные государственными органами, распространялись по учреждениям в бумажном виде: как письма, брошюры и т.д. Это требовало использования типографических мощностей, привлечения работников почты, что влекло к огромным материальным затратам в масштабе государства. Теперь достаточно издать ограниченное количество бумажных (твёрдых) копии документов, а в учреждения разослать материалы по электронной почте.

В масштабах одной организации, даже если она имеет несколько филиалов, применяет систему электронного документооборота. Такая форма ведёт к сокращениям управленческого персонала.

Внедрение электронного документооборота повышает квалификационные требования к персоналу. Уже сейчас при поступлении на работу на многих предприятиях от претендентов требуется умение работать на персональном компьютере. Не секретарь-машинистка занимается набором и распечаткой текста, а сотрудник сам готовит документы по профилю своей деятельности, а в обязанности секретаря вменяется только контроль правильности их оформления и регистрации.

Однако полное вытеснение бумажных документов из делопроизводства произойдёт, по-видимому, нескоро. Для этого надо решить ряд вопросов, связанных с признанием юридической силы электронного документа. В их число входит разработка форм, учёт движения электронных документов, обеспечение их регистрации. Самым сложным на этом пути станет создание механизма электронной подписи, которая имела бы такую же юридическую силу, как и подпись, сделанная от руки.