Сущность кадрового планирования и задачи кадровой стратегии. Основные цели кадрового планирования.
Кадровое планирование — целенаправленная, научно обоснованная деятельность организации, имеющая целью предоставление рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями работников и предъявляемыми требованиями.
Понятием «кадровая стратегия» охватывается совокупность основных моделей, представлений и принципов, которые применяются в работе с кадрами организации. Считается, что целью кадровой стратегии является обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда. По отношению к внешней среде организации могут реализовать открытую или закрытую кадровую стратегию. В первом случае речь идет о том, что организация комплектует свой состав за счет внешних источников. Закрытая кадровая стратегия характерна для организаций, делающих ставку исключительно на внутренние источники комплектования кадров.
Задачи кадровой стратегии:
- нормирование, состоящее в формулировке общих принципов и целей работы с персоналом в соответствии с целями и ценностями организации,
- программирование, включающее разработку системы процедур, мероприятий и кадровых технологий,
- мониторинг персонала, заключающийся в собственно реализации конкретных мер по развитию и использованию знаний и навыков персонала и оценке эффективности этих мер.
Цель кадрового планирования заключается в том, чтобы обеспечить предоставление людям рабочих мест в нужный момент времени, в необходимом количестве в соответствии со способностями, склонностями людей и требованиями производства.
Кадровое планирование должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Людей привлекают те рабочие места, где созданы условия для развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный заработок.
Кадровое планирование решает следующие задачи:
1. Определение необходимого фирме количества работников в сложившихся условиях и на перспективу.
2. Использование известных и разработка новых способов привлечения на фирму необходимых работников.
3. Развитие персонала фирмы.
4. Оценка деятельности исполнителей и руководителей фирмы.
Эти задачи реализуются посредством осуществления оперативного плана работы с персоналом, для составления которого используются данные о составе постоянных работников, текучести кадров, потерях рабочего времени из-за болезней и простоев, продолжительности рабочего дня, доходах рабочих и служащих.
(см. схему)
Планирование использования кадров осуществляется посредством разработки плана замещения штатных должностей. При определении места работы необходимо учитывать психические и физические нагрузки на человека.
При планировании использования кадров следует особое внимание уделять вопросам занятости молодежи, женщин, пожилых работников, лиц с ограниченными физическими возможностями. С этой целью необходимо резервировать в организации соответствующие рабочие места.
Кадровое планирование предполагает отслеживание изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров и, главное, призвано выявлять будущие потребности в рабочей силе, определять их качественные и количественные показатели на более ранней стадии.
Кадровое планирование может проводиться по определенной схеме:
Установление целей кадрового планирования, специфичных для предприятия
Сбор и систематизирование личных данных
Статистическая обработка и анализ личных данных
Определение объема кадрового планирования
Определение сроков
Определение организационных подразделений
Определение групп сотрудников
Планирование кадровых потребностей
Планирование кадровых издержек
Планирование размещения персонала
Кадровое планирование охватывает три последовательных этапа:
/. Информационный этап. На этом этапе производится сбор статистических данных и другой необходимой информации, ее обработка и анализ кадровой ситуации, а также вероятных вариантов ее развития в перспективе.
2. Этап разработки проектов кадрового плана. Анализ кадровых ситуаций и перспектив их развития создает основу для выработки альтернативных проектов кадрового плана и их влияния на достижение кадрово-экономических целей. Этот этап наиболее трудоемкий и требует высокого профессионализма работников кадровых служб.
3. Этап принятия решения, т.е. утверждение одного из вариантов плана в качестве обязательного ориентира для организации деятельности кадровых служб. Разрабатывается план с количественными и качественными показателями в соответствии с организационной структурой и численностью штатов.
- Содержание и сущность стратегии управления персоналом. Концепция и миссия системы управления персоналом.
- Концепция и миссия управления персоналом
- Роль менеджера в системе управления персоналом
- 3. Содержание, функции и цели системы управления персоналом. Основные подсистемы системы управления персоналом.
- Сущность кадрового планирования и задачи кадровой стратегии. Основные цели кадрового планирования.
- Оперативный план работы с персоналом
- Планирование потребности в персонале: сущность и методы.
- Сущность найма на работу, внешние и внутренние источники
- 9. Кадровая политика организации и альтернатива найму работников
- Маркетинг персонала. Этапы отбора кандидатов на вакантные рабочие места.
- Этапы отбора
- 11. Функции менеджеров по управлению персоналом в процессе отбора кадров и критерии отбора.
- Критерии отбора
- Методы и оценки отбора персонала. Процесс отбора персонала.
- Методы оценки персонала
- Анализ анкетных данных и правила собеседования.
- 15. Сущность и необходимость трудовой адаптации.
- 16. Виды профориентации и их содержание. Управление профессиональной ориентацией и переориентацией персонала.
- 18. Профессиональное образование и обучение персонала. Виды обучения персонала.
- 19. Концепция обучения. Предмет обучения. Внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение и их содержание.
- 20. Управление деловой карьерой персонала – как непрерывный процесс управления служебно - профессиональным продвижением персонала.
- 21. Содержание работы по формированию и подготовке кадрового резерва и требования к организации его обучения.
- 22. Деятельность комиссии по работе с кадровым резервом
- 30. Аттестация персонала - как элемент управления деловой карьерой и ее виды. Содержание работы аттестационной комиссии.
- Цели аттестации персонала
- 31. Технология выявления навыков руководителя.
- 26. Виды деловой карьеры: внутриорганизационная и межорганизационная, специализированная и неспециализированная.
- 27. Сущность планирования и контроля деловой карьеры (вертикальное и горизонтальное продвижение).
- 28. Потребности, удовлетворяемые работником, на разных стадиях его деловой карьеры.
- Этапы карьеры и потребности менеджера
- 29. Этапы служебно-профессионального продвижения линейных руководителей и их содержание.