9. Кадровая политика организации и альтернатива найму работников
Кадровая политика - система теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы. Она определяет генеральное направление на длительную перспективу, общие и специфические требования к кадрам. Разрабатывается собственниками организации, кадровыми службами. В крупных компаниях кадровая политика как философия компании обычно официально декларируется и подробно фиксируется в документах. В небольших фирмах она специально не разрабатывается, а существует как система неофициальных установок владельцев.
Термин «кадровая политика» имеет широкое толкование - система правил и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение — заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации).
Кадровая политика организации детерминирована ее политикой во всех сферах жизнедеятельности.
При формировании кадровой политики необходимо учитывать следующее.
1. Соответствие кадровой политики государственной социально-экономической политике, правовым и общественным нормам.
2. Рассмотрение человека в единстве технологического, экономического, социального, организационного, демографического и других аспектов развития -как цели и как средства этого развития.
3. Ориентацию на достижение максимально возможных показателей работы в сочетании с реализмом кадровой политики.
4. Сочетание в кадровой политике стратегических и текущих целей и средств их достижения.
5. Обеспечение демократизма, гласности и динамизма кадровой политики.
В практике передовых предприятий существует ряд принципов кадровой политики: 1) демократизм управления и готовность к сотрудничеству; 2) знание отдельных людей и их потребностей, учет интересов индивида и социальной группы; 3) справедливость, соблюдение равенства и последовательность.
Кадровая политика фирмы дифференцируется на составляющие ее элементы.
1. Политика занятости — обеспечение высококвалифицированным персоналом, создание привлекательных условий труда и обеспечение его безопасности, а также возможностей для продвижения работников с целью повышения степени их удовлетворенности работой.
2. Политика обучения — формирование соответствующей базы обучения, чтобы работники могли повысить квалификационный уровень и тем самым получить возможность своего профессионального продвижения.
3. Политика оплаты труда — предоставление более высокой заработной платы, чем в других фирмах, в соответствии со способностями, опытом, ответственностью работника.
4. Политика благосостояния — обеспечение более широкого набора услуг и льгот, чем у других нанимателей; социальные условия должны быть привлекательны для работников и взаимовыгодны для них и фирмы.
5. Политика трудовых отношений — установление определенных процедур для разрешения трудовых конфликтов.
Каждый из перечисленных составных элементов требует эффективного механизма выполнения:
а) в сфере занятости — анализ рабочих мест, методы найма, способы отбора, продвижение по службе, отпуска, увольнения и т.д.;
б) в сфере обучения — проверка новых работников, практическое обучение, развитие;
в) в сфере оплаты труда — оценка работ, льготные схемы, скользящие ставки, учет различий в жизненном уровне и т.д.;
г) в сфере благосостояния — пенсии, пособия по болезни и нетрудоспособности, медицинские, транспортные услуги, жилье, питание, спорт, общественная деятельность, помощь в личных проблемах;
д) в сфере трудовых взаимоотношений — меры по установлению лучшего стиля руководства, отношения с профсоюзами и т.д.
В ходе формирования кадровой политики, в идеальном случае, должно происходить согласование следующих аспектов:
• разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;
• организационно-штатная политика — планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения;
• информационная политика — создание и поддержка системы движения кадровой информации;
• финансовая политика — формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;
• политика развития персонала — обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;
• оценка результатов деятельности — анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала (центр оценки и другие методы оценки эффективности деятельности). Средством реализации кадровой политики выступает управление персоналом.
Можно выделить следующие типы кадровой политики:
• в зависимости от уровня осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий, и связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации, выделяют следующие типы кадровой политики:
• пассивная;
• реактивная;
• превентивная;
• активная.
Пассивная кадровая политика — руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия.
Реактивная кадровая политика — руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду. Кадровые службы таких предприятий, как правило, располагают средствами диагностики существующей ситуации и адекватной экстренной помощи, ориентированы на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем.
Превентивная кадровая политика — руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, но не имеет средств для влияния на нее. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций — разработка целевых кадровых программ.
Активная кадровая политика — руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией.
Альтернатива найму работников.
Прежде чем принимать решение о подборе новых сотрудников, целесообразно определить, все ли средства, являющиеся своеобразной альтернативой найму, использованы в организации. К ним относятся:
- сверхурочная работа, повышение интенсивности труда,
- структурная реорганизация или использование новых схем производства,
- временный наем,
- привлечение специализированных фирм для осуществления некоторых видов деятельности.
Альтернативой найму новых работников может быть сверхурочная работа, когда организации требуется увеличить объем выпускаемой продукции. При этом устраняется необходимость затрат на наем и принятие на работу новых работников. Сама сверхурочная работа может обеспечить имеющихся работников дополнительными доходами, хотя при этом могут возникнуть проблемы, связанные с ростом производственного травматизма и др. длительные либо частые сверхурочные работы приводят к увеличению затрат и уменьшению производительности труда. Для удовлетворения потребностей во временном найме существуют специальные агентства. Временный работник, обладающий необходимыми для данной должности навыками, может выполнять особые задания. Преимущество, которое дает использование временных работников, состоит в том, что организации не приходится выплачивать им премии, обучать их, обеспечивать компенсациями и заботиться о последующем продвижении по службе. Временного работника можно как принять, так и уволить в любое время в зависимости от выполненной им работы. Недостатком временных работников является то, что они обычно не знают специфики работы в организации, а это мешает эффективной работе.
Привлечение фирм, занимающихся кадрами. Этот метод заключается в оплате услуг, специализированных компаний, занимающихся привлечением, наймом, подготовкой персонала. Наем рабочих, подготовленных специальными фирмами, аналогичен найму временных работников, но в этом случае работники, подготовленные кадровыми фирмами, не являются временными. Фирмы, занимающиеся подготовкой кадров, нередко специализируются в той или иной области, н-р, в подготовке работников транспорта.
- Содержание и сущность стратегии управления персоналом. Концепция и миссия системы управления персоналом.
- Концепция и миссия управления персоналом
- Роль менеджера в системе управления персоналом
- 3. Содержание, функции и цели системы управления персоналом. Основные подсистемы системы управления персоналом.
- Сущность кадрового планирования и задачи кадровой стратегии. Основные цели кадрового планирования.
- Оперативный план работы с персоналом
- Планирование потребности в персонале: сущность и методы.
- Сущность найма на работу, внешние и внутренние источники
- 9. Кадровая политика организации и альтернатива найму работников
- Маркетинг персонала. Этапы отбора кандидатов на вакантные рабочие места.
- Этапы отбора
- 11. Функции менеджеров по управлению персоналом в процессе отбора кадров и критерии отбора.
- Критерии отбора
- Методы и оценки отбора персонала. Процесс отбора персонала.
- Методы оценки персонала
- Анализ анкетных данных и правила собеседования.
- 15. Сущность и необходимость трудовой адаптации.
- 16. Виды профориентации и их содержание. Управление профессиональной ориентацией и переориентацией персонала.
- 18. Профессиональное образование и обучение персонала. Виды обучения персонала.
- 19. Концепция обучения. Предмет обучения. Внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение и их содержание.
- 20. Управление деловой карьерой персонала – как непрерывный процесс управления служебно - профессиональным продвижением персонала.
- 21. Содержание работы по формированию и подготовке кадрового резерва и требования к организации его обучения.
- 22. Деятельность комиссии по работе с кадровым резервом
- 30. Аттестация персонала - как элемент управления деловой карьерой и ее виды. Содержание работы аттестационной комиссии.
- Цели аттестации персонала
- 31. Технология выявления навыков руководителя.
- 26. Виды деловой карьеры: внутриорганизационная и межорганизационная, специализированная и неспециализированная.
- 27. Сущность планирования и контроля деловой карьеры (вертикальное и горизонтальное продвижение).
- 28. Потребности, удовлетворяемые работником, на разных стадиях его деловой карьеры.
- Этапы карьеры и потребности менеджера
- 29. Этапы служебно-профессионального продвижения линейных руководителей и их содержание.