logo
Методы прогнозирования возможных новшеств

2.3. Swot –анализ предприятия

Для того чтобы получить ясную оценку сил в предприятия и ситуации на рынке, проводится SWOT-анализ. SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;

Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;

Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, т.н. «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т. п.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.

Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Определим внешние возможности ЗАО «СМПП»

  1. Поддержка предприятия областной администрацией

  2. Повышение требования к качеству товара

  3. Оживление промышленного сектора производства

  4. Воспитание собственных инженерных кадров

  5. Получение необходимой сертификации на новые разработки

  6. Большой рынок авиадеталей для авиационной промышленности

Угрозы внешней среды:

  1. Жесткое давление конкурентов

  2. Уход с предприятия высококвалифицированных кадров

  3. Подорожание комплектующих деталей

  4. Снижение спроса на продукцию компании

  5. Политическое и социальное влияние

  6. Высокие барьеры выхода на новые рынки

Для проведения количественного анализа можно построить матрицы «вероятность/воздействие». Такие матрицы приведены в виде табл.1 и табл.2, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.

Таблица 1

Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды

Вероятность

Воздействие

Высокая

Средняя

Низкая

Высокое

2,4

1,3,5

Умеренное

6

Слабое

Таблица 2

Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды

Вероятность

Воздействие

Высокая

Средняя

Низкая

Высокое

1,4

2

6

Умеренное

3

Слабое

5

Аналогично проводим анализ для построения матриц внутренней среды, в одной из которых необходимо позиционировать сильные стороны предприятия, а в другой – его слабые стороны (табл.3 и табл.4).

Сильные стороны внутренней среды ЗАО «СМПП»