Методы прогнозирования возможных новшеств
Прогноз представляет собой основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе какого- либо явления, события, показателя. Перед началом прогнозирования всегда ставится цель прогноза. Постановка цели прогноза может начаться с вопросов . Тезис. Куда можно попасть из данной точки и которые будут угрозы? Антитеза. Куда и для чего мы желаем двигаться из данной точки? Синтез. Куда можно попасть из данной точки и какой путь вероятнее всего?
Существуют:
Поисковый прогноз
Нормативный прогноз
Прогноз на основе анализа тенденций
Для прогноза можно применять множественную корреляцию между переменными.
Создание моделей прогнозов инноваций часто базируется на связи темпов появления новшества в какой либо области с такими факторами, как объем потока информации, уровень финансирования исследовательскиъ работ, численность персонала, занимающегося исследованием и т.п.
Простая экстраполяция используется в первую очередь для обнаружения проблем, которые требуют срочных решений. Экстраполяция, выполненная с учетом заданных ограничений, используется для создания системы с учетом многих альтернатив (сценариев) будущего. Выбор альтернативы означает оценку эффективности инновации. Без этой оценки нельзя сделать оптимальный выбор целей или требований для выполнения определенной задачи.
Поисковые прогнозы – это прогнозы, отвечающие на вопросы типа : «что было бы, если?..», которые можно объединить под оним названием цепь предположений. Эти вопросы носят условно – предположительный характер. К поисковым прогнозам относится экстраполяция тенденций. Термина тенденция в данном случае означает направление, в котором совершается развитие какого – либо явления или временной ряд какого – либо показателя (параметра). Экстарполяция тенденций означает распространение результатов, полученных из наблюдения над одной частью явления (т.е. процесса тенденции), на другую ее часть. При этом основным будет предположение , что «среда» (т.е. обстановка, сложившееся равновесие сил) не меняется. Другими словами, состояние процесса в недавнем прошлом является хорошей моделью этого состояния в ближайшем будущем.
Прогнозирование эффективности инноваций базируется на анализе соотношения предполагаемых затрат и ожидаемой выгоды. В сфере инноваций применяется также прогноз, основанный на разрыве в развитии и на качественных изменениях. Такой метод называется морфологическим. Если экстраполяция предполагает наличие некоторой последовательности изменений, постепенно происходящих в каком-то определенном направлении, то морфологический анализ не дает никаких указаний относительно темпов появления инноваций или их характеристик. Однако с позиции морфологического метода удается зафиксировать систематически все вероятные возможности для инноваций в какой-либо сфере. Морфологический метод может быть использован в качестве основы для установления априорных (т.е. независимых от опыта)вероятностей различных направлений научно – технического развития в случае особенно больших и сложных систем.
Нормативный прогноз означает целевое предсказание. Таким предсказанием может быть, например, реклама, цель которой заключается в том, чтобы вызвать интерес и побудить к действию. Целевые предсказания являются хорошим инструментом для сотрудников, ответственных за разработку инновационной политики. Они могут быть:
- мерой, позволяющей сопоставить фактический прогресс в данной сфере с прогнозируемым прогрессом.
- основой для принятия решений по вопросам, не имеющим прямого отношения к самим предсказаниям.
При разработке подобных прогнозов методология, по существу, не столь важна, как при проведении поискового и эвристического прогнозирования. Одним из факторов, учитываемых при выборе желаемых целей, является техническая осуществимость данного выбора. При реализации такого выбора необходимо принимать во внимание предполагаемые затраты, рынки сбыта, совместимость с общими целями инвестора, положительность влияния развития данного направления на другие направления, вопросы имиджа, престижа и т.п.
При инновационном проектировании разрабатывают довольно сложные «дерево целей», «дерево критериев», «дерево относительной важности задач», «дерево решений» и другие модели. С помощью морфологического анализа можно рассмотреть множество вероятных функциональных возможностей применения объекта, возможных стратегий, целей и основыных точек зрения. Выполненный таким образом анализ позволяет определить общую полезность какого – либо новшества, оценив насколько оно удовлетворяет отдельным элементом общей системы потребностей. Новшество и его инновация могут содействовать реализации всего одной функциональной возможности, которая, в свою очередь, имеет всего одно или несколько потенциальных областей применения объекта.
Прогнозирование инноваций есть попытка определить ход событий в будущем исходя из того, что случилось в прошлом. Это означает, что все методы прогнозирования основаны на анализе тенденций.
Иерархия видов тенденций ( т.е. переход от высшего к низшему) такова.
Предположение означает наличие возможностей корреляционной зависимости какой-либо инновации от наблюдаемых тенденций.
Метафора или аналогия. Этот тип прогноза означает выявление общих черт или сходства у двух объектов или процессов.
Квазимодель, т.е. почти модель (ненастоящая модель) занимает место между метафорой и эмпирической (настоящей) моделью. С помощью квазимодели можно проверить качественные прогнозы или прогнозы хода какого – либо процесса.
Эмпирическая модель – это модель на опыте. Она предсказывает будущее с помощью математической зависимости, согласующейся с эмпирически найденными параметрами. В этом случае она называется эмпирико – феноменологической моделью.
Аналитическая модель означает предсказание и объяснение последовательности события с помощью фундаментальных законов, имеющих широкую область применения.
Простая экстраполяция тенденций не предполагает понимания причин, лежащих в основе какого – либо явления, обычно достаточно того, что эти (скрытые) причины не меняются во времени. Когда же происходят изменения в равновесии сил, то возникает необходимость объяснения, разработки моделей, создания теорий, которые позволяют получать все более сложные прогнозы и виды моделей. Точность этих прогнозов зависит от надежности и полноты информации.
- Оглавление
- Глава 1. Методы инновационной политики предприятия
- Методы прогнозирования возможных новшеств
- 1.2.Метод игр
- Глава 2.
- 2.1. Общая характеристика организации оао "смпп"
- 2.2. Разработка видения, миссии и целей смпп
- 2.3. Swot –анализ предприятия
- Полный цикл создания авиа
- Глава 3. Экономическая эффективность инвестиций и инновационных проектов