52. Районные коэффициенты, надбавки к заработной плате
Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" (далее по тексту - Постановление N 325/24) является действующим подзаконным, нормативный актом, принятым на основании Постановления Совета Министров СССР от 05.08.1971 N 553 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены".
Пунктом 3 Постановления N 325/24 было установлено, что районный коэффициент начисляется на заработок не свыше 300 рублей в месяц.
Данное ограничение первоначально было отменено Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 N 210, утратившим силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 05.10.2002 N 1129.
Одновременно ограничения размера заработка, на который начисляются районные коэффициенты, были отменены Распоряжением Правительства РСФСР от 26.12.1991 N 199-р.
Таким образом, в настоящий момент районный коэффициент начисляется на всю сумму заработной платы. Отмечаем, что нормами Трудового кодекса РФ предельный размер заработка, на который начисляется районный коэффициент, также не предусмотрен.
Согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ.
Изданные до введения в действие Трудового кодекса РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Начисление районного коэффициента на сумму заработной платы предусмотрено главой 50 Трудового кодекса РФ "Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях", ст. ст. 315 - 316.
Статьей 316 Трудового кодекса РФ установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В связи с тем, что Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее размеры районных коэффициентов и порядок их выплаты, не принято, в настоящее время продолжает применяться союзное законодательство в части установления районных коэффициентов, не противоречащее законодательству Российской Федерации (соответствующие постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС).
В то же время, в перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, Томская область, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Тюменская области не перечислены (см. Постановление Совета Министров СССР от 10.09.1967 N 1029). Районные коэффициенты для данных областей Западной Сибири были установлены отдельным нормативным актом.
При этом Постановление N 325/24 не противоречит ст. 146 Трудового кодекса РФ, согласно которой в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Более того, ст. 148 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, по нашему мнению, в настоящее время Постановление N 325/24 подлежит применению, неприменение же данного нормативного акта контролирующими органами может быть расценено как нарушение законодательства о труде, за которое п. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В качестве судебной практики, подтверждающей вышеназванный вывод, можно привести Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 21.02.2006 N КАС 06-31, в котором рассматривается вопрос правомерности начисления процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 9 января 1986 г. N 53.
Кассационная коллегия Верховного суда РФ признала данное постановление не противоречащим ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса РФ, указав, что в этих нормах закреплено обязательное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения процентных надбавок к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта. Так как нормативного акта, который бы конкретно устанавливал зоны с особыми климатическими условиями нет, то таким нормативным правовым актом было признано оспариваемое Постановление, которое является нормативным правовым актом, устанавливающим повышенный размер оплаты труда в особых климатических условиях, в которых такие надбавки не установлены.
- 1.Содержание нормирования труда
- 2.Основные этапы становления нормирования труда
- 3.Понятие технически обоснованной нормы
- 4. Роль нормирования труда в экономической работе предприятия
- 5. Основные задачи, стоящие перед нормированием труда
- 6. Понятие производственного процесса и его классификация
- 7. Анализ состава производственного процесса. Содержание и характеристика его элементов
- 8. Классификация трудовых движений
- 9. Рационализация трудовых процессов
- 10. Основные пути сокращения длительности производственных процессов
- 11. Рабочее время и время использования оборудования
- 12. Классификация затрат рабочего времени по отношению к исполнителю
- 13. Классификация затрат рабочего времени по времени использования оборудования
- 14. Классификация затрат рабочего времени по отношению к производственному процессу
- 15. Структура технически обоснованной нормы времени
- 16. Классификация норм труда
- Общая схема классификации затрат труда
- 17. Классификация методов изучения затрат рабочего времени
- 18. Хронометраж, цели и способы его выполнения
- 19. Фотография рабочего времени, цели проведения, классификация
- 20.Основные принципы и методы нормирования
- 21. Классификация методов и способов нормирования труда
- 22.Факторы, влияющие на методику нормирования труда
- 24. Групповая фотография рабочего времени
- 25. Самофотография
- 30. Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда
- 31. Основные показатели эффективности организационных мероприятий
- Полученные показатели служат важнейшей основой для выбора вариантов организационных нововведений и окончательного принятия решений.
- 32. Дополнительные показатели экономической эффективности организационных мероприятий
- 33. Основные пути совершенствования организационных мероприятий
- 35. Требования, предъявляемые к нормативам в различных типах производства
- 36.Нормативы по труду, их назначение и классификация
- 37. Понятие комплексного обоснования норм труда
- 38. Основные направления совершенствования организации труда
- 39. Организация обслуживания рабочих мест
- 40. Совершенствование разделения и кооперации труда
- 42. Цели и задачи изучения затрат рабочего времени
- 51. Оплата Труда Руководителей, Специалистов и Служащих
- 52. Районные коэффициенты, надбавки к заработной плате