2.1. Коммерческие риски.
Коммерческий риск – это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Основные причины коммерческого риска:
снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
потери товара;
потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.
Коммерческий риск включает в себя риски, связанные:
с реализацией товара (услуг) на рынке;
с транспортировкой товара (транспортный);
с приемкой товара (услуг) покупателем;
с платежеспособностью покупателя;
с форс – мажорными обстоятельствами.
Отдельно следует выделить транспортный риск, классификация которого впервые была разработана международной торговой палатой в Париже 1919 г. и унифицирована в 1936 г. В настоящее время транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах: E, F, C, D.
Группа Е включает ситуацию, когда поставщик (продавец) держит товар на собственных складах (ExWorks).
Риск принимает на себя поставщик до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимается покупателем.
Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности рисков:
FCA – риск и ответственность продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте;
FAS – ответственность и риск за товар переходят от поставщика к покупателю в определенном договором порту;
FOB – продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта судна.
Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска.
Ситуации группы С :
СFK – продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель;
СIF – кроме обязанностей, как в случае CFK, продавец обеспечивает и оплачивает страховку рисков во время транспортировки;
CPT – продавец и покупатель делят между собой риски и ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца к покупателю.
СIP – риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки. Но, кроме того, продавец обеспечивает и оплачивает стоимость страховки товара.
Группа D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:
DAF – продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы, а далее риски принимает на себя покупатель;
DES – передача рисков продавцом покупателю происходит на борту судна;
DEQ – передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт;
DDU – продавец принимает на себя транспортные риски до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя;
DDP – продавец ответственен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но покупатель оплачивает их.
Следует отметить, что в отечественной экономической литературе часто коммерческий риск отождествляется с предпринимательским риском, однако коммерческий риск – это один из видов риска предпринимательского.
- Министерство образования
- Тема 4. Управление рисками, как система менеджмента. 51
- Тема 5. Отраслевое управление рисками. 65
- Тема 6. Риск-менеджмент в разрезе инвестиционной стратегии. Портфельный менеджмент. 79
- Введение.
- Тема 1. Основные аспекты и тенденции риск-менеджмента.
- 1.1. Основные задачи риск-менеджмента.
- 1.1.1. Применение риск менеджмента.
- I. Управление риском всей компании или рисками отдельных вложений.
- II. Административное регулирование или управление на местах.
- III. Распространение на нефинансовые компании.
- 1.1.2. Управление рисками по типам рисков.
- I. Рыночные риски.
- II. Кредитные риски.
- III. Риски ликвидности.
- IV. Операционные риски.
- 1.1.3. Точность оценок при измерении рисков.
- I. Дельта или полностью пересчитанный var.
- II. Оценка волатильности (изменчивости и непостоянства рыночного спроса).
- III. Оценка корреляции.
- 1.2. Постановка риск-менеджмента в компании.
- 1.3. Функции, организация и правила риск-менеджмента.
- 1.3.1. Функции риск-менеджмента.
- 1.3.2. Организация риск-менеджмента.
- 1.3.2. Правила риск-менеджмента.
- 1.4. Информационное обеспечение функционирования риск-менеджмента.
- Тема 2. Классификация рисков.
- 2.1. Коммерческие риски.
- 2.2. Финансовые риски.
- 2.3. Производственные риски.
- 2.3.1. Риски неисполнения хозяйственных договоров.
- 2.3.2. Риски изменения рыночной конъюнктуры и усиления конкуренции.
- 2.3.3. Риски возникновения непредвиденных расходов и снижения доходов.
- 2.3.4. Прочие производственные риски.
- Тема 3. Анализ и оценка степени риска.
- 3.1. Идентификация и концептуальные направления анализа рисков.
- 3.1.1. Содержание идентификации и анализа рисков.
- 3.1.2. Этапы идентификации и анализа рисков.
- 3.1.3. Принципы информационного обеспечения системы управления риском.
- 3.1.4. Внешние и внутренние источники информации.
- 3.1.5. Источники информации для идентификации риска.
- 3.1.6. Информационная система.
- 3.1.7. Визуализация рисков.
- 3.1.8. Концепция приемлемого риска.
- 3.1.9. Пороговые значения риска.
- 3.1.10. Рисковый капитал.
- 3.2. Система неопределенностей.
- 3.3. Критерии определения оптимальности в сфере неопределенности.
- 3.4. Определение степени риска.
- 3.5. Нормальное распределение и кривая рисков.
- 3.6. Методы экспертных оценок при определении степени риска.
- 3.7. Концепция рисковой стоимости (Value at risk – var).
- Тема 4. Управление рисками, как система менеджмента.
- 4.1. Процесс управления рисками на предприятии.
- 4.2. Методы управления рисками.
- 4.2.1. Методы уклонения от риска.
- 4.2.2. Методы локализации и диссипации риска.
- 4.2.3. Методы компенсации риска.
- 4.2.4. Снижение предпринимательских рисков.
- 4.3. Управление информационными рисками.
- 4.4. Методы финансирования рисков.
- Тема 5. Отраслевое управление рисками.
- 5.1. Управление банковскими рисками.
- 5.1.1. Риск невозврата размещенных ресурсов банка.
- 5.1.2. Показатели рискованности орр банка.
- 5.1.3. Методика оценки рискованности орр банка.
- 5.1.4. Методология формализованной оценки рискованности объекта размещения ресурсов банка.
- 5.2. Управление рисками, возникающими при лизинговом инвестировании.
- 5.3. Риск-менеджмент в сфере агропромышленного производства.
- 5.4. Хеджирование рисков.
- 5.4.1. Форвардные и фьючерсные контракты.
- 5.4.2. Опционы.
- 5.4.3. Страхование или хеджирование.
- 5.4.4. Модель хеджирования.
- Тема 6. Риск-менеджмент в разрезе инвестиционной стратегии. Портфельный менеджмент.
- 6.1. Анализ риска в инвестиционной программе с привлечением кредитов.
- 6.2. Основные понятия и принципы оценки эффективности инвестиций.
- 6.3. Рациональный выбор инвестиционного портфеля
- 6.3.1. Проблема выбора инвестиционного портфеля.
- 6.3.2. Диверсифицированный портфель.