logo
курсовая

Основные понятия и виды контроля качества

Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных, или их совпадении и результатах анализа.

Контроль качества включает:

1.входной контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятия;

2. производственный пооперационный контроль за соблюдением установленного технологического режима, а иногда и межоперационную приемку продукции;

3.систематический контроль за состоянием оборудования, машин, режущего и измерительного инструментов, контрольно измерительных приборов, различных средств измерения, штампов, моделей испытательной аппаратуры и весового хозяйства, новых и находящихся в эксплуатации приспособлений, условий производства и транспортировки изделий и другие проверки;

4.контроль моделей и опытных образцов;

5.контроль готовой продукции.

Контролировать можно цели, ход выполнения плана, прогнозы, развитие процесса.

Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Так говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления.[1].

Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям:

  1. способствовать обеспечению соответствия качества продукции потребностям народного хозяйства и населения;

  2. быть стабильными;

  3. способствовать планомерному повышению эффективности производства;

  4. учитывать современные достижения науки и техники и основные направления технического прогресса в отраслях народного хозяйства;

  5. характеризовать все свойства продукции, обусловливающие ее пригодность;

  6. удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов. Таким образом, российским предприятиям без подобного рода систем обеспечения качества продукции не обойтись.[10].

Предприятия, имеющие оформленные и функционирующие комплексные системы управления качеством продукции, располагают достаточно серьёзной базой для разработки и внедрения систем обеспечения качества продукции, удовлетворяющих требованиям международных стандартов. Эти системы станут эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.

Качество – это совокупность свойств, признаков товаров, материалов, услуг, работ характеризующих их соответствие своему предназначению и предъявляемым к ним требованиям, а также способность удовлетворять потребностям и запросам пользователей. Большинство качественных характеристик определяется объективно на основе стандартов, договоров, контрактов.[6].

 Современный уровень развития народного хозяйства и научно-технического прогресса (НТП), а также растущие потребности населения настоятельно требуют повышения качества выпускаемой продукции. Качество продукции по мере развития НТП все в большей степени зависит от уровня технологии и определяется рядом таких факторов, как механизация и автоматизация технологических процессов, их непрерывность, качество исходных материалов, организация труда, требование техники безопасности и охраны труда на производстве. Необходимо учитывать также и экономические критерии управления качеством. Недопустимо повышение качества продукции за счет ухудшения гигиенических, экологических, эстетических и других условий производства.[15].

 В соответствии с методикой оценки качества промышленной продукции установлено 8 групп показателей качества:

  1. Показатели назначения - характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и определяют область ее применения.

  2. Показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность.

  3. Показатели технологичности - характеризуют эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

  4. Показатели стандартизации и унификации - характеризуют степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия.

  5. Эргономические показатели - характеризуют систему «человек - изделие – среда» и учитывают комплекс гигиенических, физиологических, антропологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах.

  6. Эстетические показатели - характеризуют такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, соответствие среде и стилю и т.д.

  7. Патентно-правовые показатели - характеризуют степень патентоспособности изделия в России и за рубежом. Экономические показатели - отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделий, а также экономическую эффективность эксплуатации.

Система качества — это совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления руководства качеством.[17].

В соответствии с отечественной терминологией систему качества следует рассматривать как организационно-техническую систему, состоящую из трех основных компонентов: организационной структуры; технического и методического обеспечения.