Тема 6 построение схем цепочек создания ценостей
Пять первичных и четыре вторичных действия (процесса), составляющих цепочку создания ценности М.Портера.
Цепочка создания ценности – главный процесс организации.
Она описывает все виды деятельности, осуществляемые организацией для производства продукта.
М. Портер выделяет пять первичных и четыре вторичных действия (процесса), составляющих ЦСЦ в любой организации.
В число первичных процессов он включает:
1. Материально-техническое обеспечение деятельности. Это действия, связанные с получением, хранением и распределением вводимых ресурсов, такие как физическое обращение с сырьем и материалами, их складирование, ведение учета запасов, составление графиков движения транспортных средств, расчеты с поставщиками.
2. Производственные процессы. Это действия, сопряженные с трансформацией вводимых ресурсов в конечный продукт, в частности машинная обработка, упаковка, сборка, техническое обслуживание оборудования, испытание готовой продукции, выпуск печатной продукции и эксплуатация производственных площадей и помещений.
3. Материально-техническое обеспечение сбыта. Это операции, связанные со сбором, хранением и физической доставкой продукта покупателям, такие как складирование готовых изделий, физическое обращение с ними, эксплуатация средств доставки, обработка заказов и составление графиков.
4. Маркетинг и продажи. Все действия, сопряженные с куплей-продажей продукта, – реклама, продвижение товара на рынке, сбытовые операции, квотирование, выбор каналов сбыта, отношения со сбытовиками и ценообразование.
5. Обслуживание. Действия, связанные с оказанием услуг, повышающих или поддерживающих ценность продукта, такие как установка, ремонт, обучение, поставка компонентов и наладка (регулировка).
К вторичным, или поддерживающим, процессам М. Портер относит:
1. Закупки. Действия, связанные с закупками сырья, запасов и прочих расходных материалов в дополнение к станкам, оборудованию (в том числе лабораторному и офисному) и зданиям.
2. Развитие технологии. Действия, связанные с совершенствованием продукта и (или) процесса, включая научные исследования и опытно-конструкторские разработки, проектирование продукта и его дизайн, исследование средств массовой информации, проектирование производственных процессов, процедур обслуживания и т.д.
3. Управление человеческими ресурсами. Действия, связанные с привлечением, наймом, профессиональной подготовкой, развитием и оплатой труда персонала.
4. Поддержание инфраструктуры. Такие действия, как общее управление, планирование, финансирование, бухгалтерский учет, отношения с правительством, управление качеством и т.д.
Набор процессов, входящих в стандартную ЦСЦ, согласно М. Портеру, может служить лишь отправной точкой для выделения уникальных ЦСЦ, свойственных для конкретной организации.
Правила выделения и анализа ЦСЦ организации и тех процессов, которые входят в ее состав.
1. Выделить границы, в рамках которых компания планирует выстраивать ЦСЦ, в том числе:
составить список всех существующих и перспективных товаров (услуг), предлагаемых в отрасли, в которой работает организация;
сгруппировать эти товары (услуги) по категориям, позволяющим провести их однозначную идентификацию;
сгруппировать клиентов на основе их потребностей в указанных товарах (услугах);
составить список потребителей, с которыми организация работает в настоящее время и хотела бы сотрудничать в перспективе;
определить номенклатуру продуктов (услуг) организации, которые смогут удовлетворить потребности указанного круга клиентов.
2. Выделить и описать ЦСЦ на уровне процессов верхнего уровня.
3. Провести анализ ЦСЦ по отношению к цепочкам основных конкурентов.
4. Исключить из портфеля бизнесов организации продукты (услуги) и цепочки, не имеющие конкурентоспособных перспектив. Оптимизировать те цепочки, по которым организация имеет сильные позиции в настоящем либо привлекательные перспективы.
- Тема 1 функциональный, процессный и системный подход к управлению организацией
- 3. Принципы построения организационной структуры, основанные на концепции рациональной бюрократии Макса Вебера.
- 4. Понятие организации в соответствии с функциональным подходом. Принципы функционально-структурной организации.
- 5. Этапы развития процессного подхода к управлению организацией, методологий описания процессов и их основоположники.
- 7. Системный подход к управлению организацией.
- Тема 2 термины и определения процессного подхода
- 7. Понятия процесс, вход, выход и ресурсы процесса.
- 8. Модель процесса, типы преобразований процесса.
- 9. Потребитель, заинтересованные лица и владелец процесса
- Тема 3 классификация процессов
- 10. Классификация процессов по структуре.
- 11. Классификация процессов по назначению.
- 12. Классификация процессов согласно стандарта гост р исо 9001-2001.
- 13. Классификация процессов по уровням.
- 14. Классификация процессов по взаимодействию.
- 15. Ключевые и критические процессы.
- Тема 4 внутрифункциональные и межфункциональные процессы
- 16. Процессы подразделений (внутрифункциональные процессы).
- 17. Сквозные (межфункциональные) процессы.
- 18.Типовые проблемы описания и управления сквозными процессами организации.
- 20.«Локальные сквозные» процессы, группы сквозных процессов, типовой перечень сквозных процессов.
- 21. Проблемы, возникающие из-за неэффективности сквозных процессов.
- Тема 6 построение схем цепочек создания ценостей
- 25. Методика построения схем цепочек создания ценности.
- 26. «Плюсы» и «минусы» метода построения цсц с точки зрения идентификации бизнес-процессов компании.
- 27. Детализация схем цепочек создания ценности.
- 28. Анализ цепочек создания ценности и реорганизация бизнеса организаций
- Тема 8 построения системы процессов организации
- Тема 9 регламентация процессов